Вход на сайт





Забыли пароль?
Регистрация
Пешие походы Сплавы Лыжные походы Индивидуальные туры ВелопоходыПокатушки
Главное меню
Новости
О клубе
График походов
Заявка на участие
Контакты
--------------------------------
Что брать в поход?
Справочная инф-я
Вопросы и Ответы
--------------------------------
Отчёты о походах
Фотогалерея
Видео с походов
Обои рабочего стола
Походные песни
--------------------------------
Гостевая
Форум
Снаряжение
Выбор снаряжения
Выбор рюкзака
Выбор спальника
Выбор палатки
Велораздел
Велопокатушки
Места катания
!!! ЗАБРОСКА на Алтай !!!
Предложения транспорта на Алтай
Поиск попутчика на Алтай
Получить купон на скидку 5%
Случайное изображение

* * *

Поздравления
Именинники января

01.01 - Миронов Рудольф,
02.01 - Сачук Галя, Сакадынец Женя, Морозов Алексей,
03.01 - Тараканова Оля,
04.01 - Куракина Надежда,
07.01 - Нестеров Сергей,
08.01 - Бажора Михаил,
09.01 - Тен Олег, Авдонин Константин,
11.01 - Унжаков Максим,
12.01 - Кущев Сергей,
13.01 - Дронова Марина,
14.01 - Скоробогатов Саша,
15.01 - Карманова Татьяна, Кадина Лариса, Лоскутников Александр,
16.01 - Ропалец Татьяна,
17.01 - Белов Егор,
20.01 - Штейнбрехер Эдуард, Волынец Андрей
21.01 - Тарасенко Полина,
22.01 - Слободчиков Игорь,
23.01 - Сушкин Сергей, Берёзов Гена, Михайлова Лена,
25.01 - Никифоров Влад, Советов Александр, Лямкин Александр,
26.01 - Митрофанова Марина,
29.01 - Дудин Евгений,
30.01 - Роор Лена, Дуняшенко Лариса,
31.01 - Ромб Евгений,
Желаем вам добра и удачи!


 
Информационный партнёр
НЕДВИЖИМОСТЬ БАРНАУЛ -
еженедельный специализированный журнал

База Флэш - носители информации

Клуб Мумми-тролли

Сейчас на сайте находятся:
10 гостей




Подать заявку на участие в походе

Велопоход "Через Ороктойский перевал" Печать

 Велопоход "Через Ороктойский перевал"

(с 30 апреля по 4 мая) 

Усть-Сема - Чемал - пер.Ороктой - Нижняя Талда - Зайсанская Елань - пер.Семинский - Камлак - Усть-Сема

День первый. Размышления. Сборы. О пользе поездки. Люди.

 

Дома уютно, тепло и сухо. А на улице идёт дождь вперемешку со снегом, огромные лужи разбивают в пух и прах надежду добраться до вокзала чистым. Немногочисленные прохожие всем своим видом показывают своё отвращение к небу, кутаясь глубже в свою одежду.  И чего оно им сделало? Непонятно...

Спальник, палатка, комплекты термобелья, документы в гермомешке, дождевик...  Нет, дождевик лучше одеть - ещё не известно, что небо пошлёт нам в попутчики - снег или дождь.
Смазать цепь. Хотя, зачем? При такой погоде даже качественная влагостойкая смазка вымоется из цепи за несколько минут. Лучше выпить горячего чая, натянуть дождевик и выдохнув, идти на улицу.
Бррррр.... А тут и правда  немного неуютно. Нет. Тут много неуютно: идёт снег с дождём, дует ветер, которому прямая обязанность развивать Андреевский флаг, наполнять паруса кораблей силой, ведущих эти корабли навстречу океану. А он, уклоняясь от этих торжественных обязанностей, пытается надуть как можно больше мокрого снега мне за шиворот.  Но ничего, вот приеду назад, буду тебя укрощать - у меня есть вентилятор. Буду гонять тебя по комнате, сдувать листочки бумаги, и будешь ты в моей власти. Вот какой я злой. Жаль только, что ему на это начихать. Не, не начихать, а надуть.


Все шесть цифр на бортовом компьютере, показывающих время, отчётливо дают понять, что до погрузки ещё столько времени, сколько хватило бы на то, чтобы  завоевать мир. Во сне.
Вы наверное думаете, что человек, от лица которого ведётся повествование, знает нитку маршрута и готов рассказать Вам как он будет проходить, какие интересные места ему встретятся? Увы. Всё, что он знает - что он едет с хорошими людьми в горы. Что эти горы расположены в Республике Алтай, что на их пути будет два перевала, и что будет очень красиво. Потому что там, где горы - там красиво. Там не может быть некрасиво.
  

   Барнаульский железнодорожный вокзал. Полтора часа до назначено времени. У остановки кучкуется группа велосипедистов, отправляющаяся в славный город Томск с целью принять участие в официальном открытии велосезона. Ну пусть едут. У нас свои цели, у них свои.
Автобус с прицепом. Хм: Ниразу не видел автобус с прицепом. Грузовик с прицепом видел. Но что бы автобус.
Спустя пол часа нашему взору предстал транспорт. Эх, жаль, что не могу вспомнить, кто мне сказал, что это будет автобус. Я бы ему (или ей?) объяснил, что такое автобус. А перед нами стояла зверь-машина марки Мерседес с прицепом. О том, что это зверь машина я узнал спустя три часа, в то время как она везла всех нас в сторону Республики Алтай со скоростью примерно сто десять километров в час.
Внимательный читатель уже заметил, что в этой затее как минимум двое участников. На самом деле, нас было ровно тринадцать человек. Да, ровно тринадцать. Тринадцать человек и тринадцать надёжных (и не очень) велосипедов. А так же тринадцать велорюкзаков типа "штаны". И, что не маловажно, двадцать шесть педалей, двадцать шесть колёс и тринадцать светлых голов. Всё это указывало на то, что наши намерения серьёзны, и отступать мы не согласны. Забыл сказать, что у нас ещё было тринадцать сёдел с подседельниками и тринадцать подседельных хомутов. Без этих деталей поход получился  бы не таким ярким.
Для начала поездки нам предстояло решить сложнейшую задачу. А именно: погрузить велосипеды и рюкзаки в прицеп микроавтобуса таким образом, что бы количество багажа снаружи прицепа равнялось количеству багажа в прицепе после погрузки. Другими словами, Вы уж простите, но задача называлась "впихнуть невпихуемое".  Для успешного выполнения это задачи у нас были: во-первых, набор шестигранников, с помощью которых мы разбирали велосипеды; во-вторых - коробки, любезно предоставленные веломагазинами; ну и в-третьих - руководитель с помощником. Только не думайте, что мы разбирали велосипеды до последнего болта. Мы обошлись более гуманными методами: сняли передние колёса, скрутили вынос и руль, сняли сидушки. Полученный конструктор аккуратно упаковали в коробки. Так как коробки представляли собой параллелепипед, то они очень органично вписывались в прицеп, имеющий прямоугольную форму.  Рюкзаки, имеющие форму инфузории-туфельки, запихивались в любое пустующее пространство. Рюкзаки, не захотевшие влезать в прицеп и просившие отдельную машину бизнесс-класса, после небольших профилактических бесед с руководителем, который применил несколько  современных литературных оборотов, буквально самостоятельно запрыгивали в багажник. Там они занимали такие места, в которые не залезла бы даже муха. Вот что значит слово руководителя.
Погрузка снаряжения окончена, остаётся погрузить народ в автомобиль. Задача осложняется тем, что народ упорно отказывается ехать в одной машине с незнакомыми людьми. Пришлось срочно всем перезнакомиться, в результате чего было обезврежено некоторое количество алкоголя. Этим действием (уничтожение некоторого количества алкоголя) мы решили сразу две проблемы: во-первых, мы все познакомились; во-вторых - мы уберегли других жителей России от этого самого алкоголя. Поэтому можно считать наш поход не только интересным, но и полезным для общества. А если учесть, что тепло, выработанное в процессе уничтожения вредного зелья согрело слегка замёрзшего помощника инструктора, то мы были ну прям вообще молодцы.
Ну, вот кажется и всё. Амуниция упакована, люди в автомобиле. Мерседес заводится с пол-оборота, сцепление выжато, включается первая скорость, сцепление мягко отпускается, машина проезжает метр, второй, третий и: Нет, не глохнет. А начинает путь длиною триста двадцать километров до с. Усть-Сема, что бы мы начали своё небольшое путешествие.
А пока машина мчит группу по федеральной трассе "М-52" самое время познакомить Вас с участниками похода.
Алексей Домашец. Руководитель. Знает много хитрых слов, которые при определённом желании могут сдвинуть горы. Их он узнал, когда путешествовал по Алтаю и не только. В карманах носит решения всех возникающих проблем. Где он их берёт - тайна. Вероятно, выменял их у пришельцев на банку сгущёнки, когда лазил на Белуху. Судя по тому, что он был там не один раз, носил решения в ремонт по гарантии. После последнего посещения Белухи имеет идеальный набор решений. По секретной информации, пришельцы остались должны Алексею две банки тушёнки за моральный ущерб.

Света Глушкова. Помощник руководителя. Рыжий ангел-хранитель клуба "Альтаир". Спокойная, ответственная. Ходят слухи, что иногда зловредная и ворчливая. Слухи ходят, но подходить боятся. По этой причине нам не удалось с ними поговорить. Сделали вывод, что слухи просто отбились от другого человека. К Светлане отношения не имеют. Имеет странную привычку заболевать перед походами. Боремся с привычкой по мере всех своих сил.
Алексей Колесников. Он же - Саныч. Саныч это Саныч, и этим всё сказано. Главное - отобрать у него сигареты. Тогда появится крохотная возможность изредка видеть его силуэт на горизонте.  А вообще человек хороший. Охотно делится жизненным опытом. Носит звание "Почётный Сусанин-штурман". Куда бы он Вас не завёл, вы всегда сможете выйти куда-нибудь. И не важно, нужно ли Вам в это "куда-нибудь" или нет. Всё равно все дороги ведут Туда. А Там всё есть. Поэтому не прогадаете.
Рудольф Миронов. Музыкант души и певец любви. Изумительно играет на гитаре, знает множество песен, охотно их исполняет. Философ. [вот Рудольф бы удивился, прочитав это :) . Света]
Сергей Пирожков. Постоянно просил исполнить "их с Лёшой пиратскую песню". Что это за песня не знает даже Алексей. Но песня видимо и вправду пиратская. Почему? Незнаю...

Катя Корпачёва. Санкт-Петербургский шпиён. Всё время твердила про какого то чёрного лиса и про сало. Сало ели. Лис, тем более чёрных, не видели.
Феликс Косырев.  Он же "Клёвый дядька". Собственно тем, что он клёвый дядька, всё сказано.
Сергей Паутов.
Максим Карпов.
Александр Янцен.

[все трое - спокойные, надёжные парни,  Света]

Вика Кандаурова. [опытный путешественник и просто хороший человечек, Света]
Слава Горшков. [наш друг из Новосибирска, Света]
Дмитрий Бушков.  Вообще не понятно, как оказался в этой компании. [врёт, всё ему понятно, Света]

Пока Вы знакомились с нашей группой, мы доехали до с. Усть-Сема. Вот она - точка старта. Единственное, что нас останавливало начать поход немедленно - идущий снег и часы, показывающие час ночи. Поэтому было решено ставить палатки и ждать утро в них.
Установку палаток в свете налобных фонарей и велосипедных фар можно смело включать в программу олимпийских игр. Скорости нам добавлял усиливающийся снегопад и холод. Для установления первого олимпийского рекорда в этих соревнованиях да ставили палатки, не обращая внимания на рельеф поверхности. Это только утром мы вспомним об этом пункте в этапе установки палаток.
Чтобы время прошло быстрее, решили рассказывать истории. Но наши организмы, потерявшие много сил при борьбе с алкоголем по дороге до точки старта, не смогли сопротивляться внезапной атаке сна, и мы все легли спать.
На этом наш первый день закончился.

 

День второй. Чай.  В добрый путь. Чемальская ГЭС, Бийка.


Дует слабый ветерок, вдалеке кричат чайки, тёплое осеннее солнце весело играет на кромке бокала. Стенки бокала запотели. Мелкие капельки сбиваются в одну большую, которая затем весело скатывается вниз, оставляя за собой некое подобие шрама на внешней стороне стекла. Густая шапка пены свидетельствует о хорошем качестве пива. Цвет, похожий на цвет лучшего бразильского кофе, говорит о том, что после глотка у вас во рту останется привкус жжёного солода. Еле слышны немногочисленные голоса вдалеке. Ещё тише шумит прибой... Одно выступление умелого оратора может погубить целую империю, разрушить складывающийся столетиями строй страны, начать бунт, гражданскую войну. В моём случае одно слово разрушило целый мир. Мир, в котором шумели чайки, было солнышко и приятный ветерок. И слово это было "Подъём!!!" Но мир устоял. Хотя он потерял всю свою былую безмятежность - на море бушевал шторм, чайки в ужасе унеслись прочь. Однако мир держался. Держался... Пока тот же голос не произнёс "Лагерь, подъём. Готовимся к завтрИку".
Как же всё оказалось банальным. Шум прибоя - гул машин на трассе, тёплый воздух - тёплый и надёжный спальник. Бокал с пивом - велофляжка. Надо вылазить из тёплого спальника сначала в палатку, а затем из палатки на улицу.
Бррррр... а тут немного прохладнее, чем  в спальнике. Градусов примерно на тридцать. Но картинка стоит того, что бы немного помёрзнуть - жёлтая трава, оставшаяся с осени, припорошенная свежим снегом, низкие облака и величественные горы. Идиллию нарушали мы, трасса и куча мусора.
Уже разгорается костёр, скоро  можно будет поставить чайник. Ну в смысле котелок. Вот интересно, почему в походе котелок с чаем называют чайником? Ну собственно это не важно, потому что огонь уже начинает согревать воду. Кстати, о чае. Это в городе мы капризничаем, и выбираем хороший чай. "Мне, пожалуйста, крупнолистовой цейлонский" "А мне зелёный с кусочками земляники и жасмина". Дак вот. Каким бы тонким ценителем чая Вы небыли, как бы тонко Вы  не чувствовали все эти жасмины, земляники и прочую пахнущую заразу, скажу вам сразу - чай в походе будет намного вкуснее. А ели туда положить свежесорванных полевых трав: А если добавить золотого корня. А если добавить... В общем, Вы меня поняли. Чай в походе - это святое. Скажу по секрету, некоторые ходят в походы только ради чая. [а некоторые ради сала, Света]
А пока мы с Вами рассуждали о чае, на картонке организовывался завтрак. На завтрак мы решили скушать бутербродов, печенек, соку и ещё чего то вкусного. Наверное конфеток шоколадных. Или пирожков вкусных. В общем, еду.
А пока организовывался завтрак, необходимо было решить задачу, обратную задачи "впихивание невпихуеваемого". Иными словами нам предстояло "выпихнуть невпихуемое, впихнутое во внутрь". До сих пор остаётся загадкой, что помогло нам быстро справится с задачей - лёгкий морозец, желание поскорей позавтракать и попить чаю или желание поскорее начать наше небольшое путешествие. Как вы догадываетесь, собирались велосипеды в обратном порядке по отношению к разборке.
[Только сейчас, глядя на фотографии ловлю себя на мысли что оказывается было холодно:.наверное, Света]
Долго ли коротко ли, но пол часа спустя  велосипеды и рюкзаки были готовы отправиться в путь. Наша машина давно уже уехала, забрав с собой пустые коробки. Протяжка всех стяжек, утяжек и притяжек, обнуление компьютеров и группа выдвигается к мосту через реку Катунь, чтобы выйти на дорогу Усть-Сема - Чемал. Первый пройденный километр и первая остановка. А вы думали, что мы так и попрём до Чемала без остановок? Ну уж нет уж. Шучу. Просто решили остановиться у магазина изъявив желание дозакупиться мелочью для перекуса. Немедленно реализовали наше желание и дозакупились. Затем дождались остальных участников группы (которые задержались из-за процедуры осмотра места стоянки на предмет нахождения оставленных вещей), сфотографировались и двинули дальше.
Дорога имела хорошее асфальтовое покрытие, что позволяло двигаться с такой скоростью, что вроде и не сильно медленно, и в то же время успеваешь природой полюбоваться.  А посмотреть был она что. Зелень хвойных деревьев вперемешку с сухой жёлтой травой и снегом, цветущие яблони (дички?),  цветущий повсюду багульник. Мне кажется, если ехать этой дорогой летом или осенью, то можно запросто не узнать эти места - настолько другая будет природа. Машин практически нет, мы заняли целую полосу и крутим, крутим педали. Вика периодически останавливается для того, что бы сфотографировать всё это великолепие, а Сергей останавливался для того, что бы сфотографировать Вику, фотографирующую всё это великолепие.  А Феликс останавливается, что бы сфотографировать нас.
Любуясь природой и дыша свежим и слегка морозным воздухом, покрутили до заправки, где и решили сделать остановку и дождаться наших фотографов. К нам вышел местный житель, и сразу же получил от нас поздравление - на дворе было первое Мая. Заодно можно и немного заправиться. Нет, не бензином. Силами. Некоторые разминали мышцы, некоторые решили просто походить, устроив таким образом небольшой проминат. Саныч решил досмотреть сон, который он не досмотрел утром. Подкатили Вика с Сергеем и мы двинулись дальше.
Крутим педали, любуемся природой, дышим чистым воздухом. Продолжая выполнять такие незамысловатые действия, подъезжаем к подвесному мосту у посёлка Аскат. Стоит немного остановиться и разглядеть мост внимательнее. Как я уже говорил, это подвесной мост. Поэтому упрощённо, он имеет следующую конструкцию: между двумя берегами натянуто много канатов. На нижних канатах закреплён дощатый пол, а верхние канаты образуют перила, за которые держатся люди. Что бы вся эта конструкция не рухнула в Катунь, канаты закреплены методом связывания. Вы себе можете представить канаты толщиною в три пальца взрослого человека? Можете... Хорошо. А можете представить себе узел из таких канатов? Тоже можете? Ну хорошо... А теперь представьте, что это канаты не верёвочные, а стальные. Вот, мы тоже немного обалдели от такого развития событий. Множество стальных канатов, толщиною в два, три пальца, и все они причудливо завязаны в узелки. При этом кажется , что завязывали их не тракторами, а просто пришёл добрый молодец, да и по просьбе местных жителей завязал узлы. Бантиков только не хватает. Мы любовались канатами, нами любовались дети, которых, видимо, привезли на экскурсию на этот мост. Вот нафига детям экскурсия на мост, когда тут стоим мы и любуемся мостом. Дети пошли на экскурсию к нам. Мы, чествуя ответственность за сорванную экскурсию по мосту, пошли сами на мост: мост посмотреть и детей на мост этот вывести. Из-за того, что мост подвесной, качает его не слабо. Но это не помешало нам любоваться местной природой, затем зафотографировать её, а потом опять любоваться ею.
[Ещё надо сказать, что Алексей прочитал нам небольшую лекцию про эти места и  рассказал нам что тут жил всемирно известный алтайских художник Гуркин, Света]
Вдоволь насмотревшись моста и природой, решили массово зафотаться у дорожного знака. Долго позировали, фотались на все фотики. Потом опять фотались и опять позировали. И вдруг не досчитались Саныча. Но после проведения опроса выяснилось, что у него забыли отобрать сигареты о он, обгоняя камазы и вертолёты, умчался в Чемал. Сказал, что знает за Чемалом классное местечко для отдыха и обеда, и поехал его занимать. Ну и отлично. [ибо нет ничего страшнее уснувшего за рулём велосипедиста, Света]
Ещё немного полюбовались окружающей природой и двинули дальше. Дорога хорошая, катится хорошо, только машин стало чуть больше - время близилось к девяти утра. Не успели как следует вкатиться, как появился указатель "Чемал". Время - без пятнадцати десять. Проезжаем посёлок почти насквозь, останавливаемся у магазина, что бы пополнить запасы воды. Тут стоит сделать замечание: из-за того, что мы ехали там в самом начале мая, Катунь была ну очень мутная, да и вдоль трассы все ручьи были мытными либо пустыми. Поэтому до Чемала ехали на покупной воде. Закупили воды, кто-то купил ядра персика и всех пытался ими накормить. Закупились и поехали дальше. Проехали мост через р. Чемал и заметили нашего гонца, который досматривал титры своего сна по очень хорошей полянке. Полянка находится недалеко от трассы, но в то же время намного ниже её уровня, поэто трасса не отвлекает. До воды идти недалеко - буквально несколько метров. С дровами тоже нету никаких проблем - вокруг много сосен, на земле лежат сухие ветки. Разожгли костёр, повесили котелки с водой, начали варить суп. Прилетела божья коровка, пофотали её. Пока фоторгафировали природу, сготовился обед. Вкусно пообедали, попили чаю, помыли посуду и решили выдвигаться. Поступило заманчивое предложение посетить Чемальскую ГЭС, тем более, что она по пути. Задумано - сделано. Свороток на ГЭС был метров через триста-триста пятьдесят после своротка на нашу полянку, или через километр после моста. Немного просёлочной дороги, и мы подъезжаем к ГЭС. Экскурсии на ГЭС платные. Если найдёте дырку в заборе - бесплатные.  Так же присутствует множество торговых лавок, в которых продают множество товаров - от свежего козьего молока до сувениров. Зафотодокументировали всё это дело и поехали дальше.
Хоть атласы и утверждают, что асфальт до Эдигана, но на самом деле асфальт кончился намного раньше - за Еландой. А жаль, хороший был асфальт. Дальше пошла довольно неплохая грунтовка. Справедливости ради стоит отметить, что местами попадались участки хорошей "стиральной доски". Настолько "хорошей", что раскрутилась машинка переднего дискового тормоза. Небольшая остановка, ремонт, и двигаемся дальше.
Вставать на ночлег решено в устье реки Бийки. Хотя "ночлег" - это громко сказано. Бортовые компьютеры показывали всего пять часов дня. Но мы не торопимся, тем более  что более удачных стоянок не предвидится до самого Шебалино. А до него нам ехать около трёх дней. Так что встаём на полянке и разбиваем лагерь. Хочется отметить, что полянка очень удобна для ночлега - на берегу много сухих дров, Бийка - чистая, поэтому проблем с дровами и водой не должно возникнуть. Площадка большая, легко уместила шесть палаток, при этом можно было поставить ещё десять палаток и устраивать танцы - места бы хватило.
Разожгли костёр, приготовили ужин, поужинали, помыли посуду, попели песни под гитару, и время показало "спать пора". Что мы и сделали - легли спать.
[И Бийка, и окрестности - это места поселения древних, так что всё тут пропитано историей, Света]

День третий. Древние. Мерзкие дороги. Перевал. 1645. Домик.


Проснулись около семи утра. Утро встретило нас замёрзшей водой во фляжках. Видимо в это время года ночные температуры опускаются ниже нуля градусов по Цельсию. Или двести семьдесят три по Кельвину. Разожгли костёр, приготовили завтрак. Пока завтрак готовился, просушили тенты от палаток, которые немного отсырели при такой температуре. Начали сворачивать лагерь. Когда закончили сворачивать лагерь, сготовился завтрак. Вот так у нас всё просчитано и продумано. Вкусно позавтракали, попили чаю с печенюшками и выехали на дорогу, что бы продолжить наш походик.
Сегодня у нас по графику один из основных дней. Сегодня мы должны перевалить через Ороктойский перевал. Каково состояние дорог нам не известно, какая погода на перевале, нам неизвестно. Всё, что нам известно - он есть, его высота тысяча шестьсот сорок пять метров. Но перевал это не  единственное интересное место. По дороге нам встретятся пещеры, в которых, наверное, когда-то кто-то жил.
Выезжаем на дорогу, начинаем потихоньку вкатываться. Не успев толком вкатиться, по левую руку видим те самые пещеры. Подъезжаем ближе, что бы осмотреть их.

Контактные ботинки, имеющие пластиковую подошву не позволяют мне залезть в сами пещеры, но и внешне они выглядят очень красивыми и величественными. Пещеры неглубоко вдаются в гору, имеют несколько ответвлений. Осмотр пещер плавно перетекает в осмотр отвесных стан горы. Эта гора известна тем, что тут часто бывают альпинистские сборы и тем, что тут видны наскальные рисунки древних людей. Эту стену нельзя не пропустить.  Массив гор, идущий по левую руку имеет склон, по которому можно зайти пешком. А это отвесная стена шириною около шестидесяти метров. Складывается ощущение, что кто-то очень большой специально сделал эту стену, срезав излишки породы. Но ветер и время сделали своё дело. К счастью, не до конца. На земле виднеется пять или шесть холмиков. Вероятно это курганы. И, судя по количеству земли и камней, очень древние. А может быть и большие камни, которые от времени превратились в небольшие холмики. Но версия с курганами кажется более правдоподобной. [Да, это курганы, Света]
Закончив осмотр этих мест, выезжаем обратно на дорогу и двигаемся к намеченной цели. Вскоре встречаем указатель, информирующий о том, что до Ороктоя нам ещё двенадцать километров пути, а до Куюса десять. За знаком уже виднеется мост через Катунь. Проезжаем мост, проезжаем около одиннадцати километров и уже осознанно видно, что дорога начинает забирать вверх. [ Ну тут было не совсем так. Около 6км мы проехали вдоль Катуни до ручья Ороктой (дорога живописная очень! Чем-то напоминает "иню-тюнур", только прижим значительно ниже и идёт практичсеки у самой воды),  Вдоль ручья Ороктой дорога начинает ползти вверх ещё 5км до п.Ороктой. Дорога - хорошо укатанная грунтовка отличного качества. После п.Ороктой ещё около 2км вполне приличная дорога идёт до лесопилки, а дальше всё.  Света]
  Наши догадки подтверждают и GPS-навигатор Сергея. Останавливаемся, пополняем запасы воды, и двигаемся дальше. Погода стоит отличная, не холодно, не жарко, не душно. Въезжаем в посёлок(!!!) Ороктой, улыбаемся при виде знака "сорок".  Проезжаем посёлок, и... И, собственно, хорошая грунтовая дорога превращается в нечто, похожее на нормальную деревенскую дорогу времён Александра Сергеевича. Знаете, такие дороги вырисовываются в воображении, когда читаешь примерно такие строки рассказа: "...старая кляча опустив голову. Ливень, не прекращающийся уже около двух дней тарабанил по плащу Ерёмы(!!!). Колёса телеги утопали в смеси чернозёма, воды, веток и хвои. Ерёма поднял глаза, но перед ним стояла стена дождя и он, смирившись, побрёл дальше..." В отличии от Ерёмы, у нас не было дождя, телеги и лошади. В принципе, дорога была проезжаема, но за несколько метров на колёса налипало столько грязи, что приходилось ехать на пониженных передачах. А вскоре мы поняли, почему тут такая дорога - перед нами стояла лесопилка. Видимо трактора и раскатали дорогу до такого состояния.
Проезжая лесопилку замечаю, что начинаю немного замерзать. Решаю перейти на вторую звезду и немного согреваюсь. Немного, потому что буквально через минуту вижу речей, берега которого образованы льдом.  Видимо весеннее солнце пока не может справиться со всем снегом на склоне. Радовало то, что лёд был не сырым, можно было смело ходить по нему, не боясь замочить ноги.  Облокачиваем велосипеды на вовремя подвернувшийся  забор, ждём всех и решаем, какой дорогой нам идти. А выбирать было из чего: одна дорога уходила в ущелье, другая была перпендикулярно первой. Долго советовались, смотрели на навигатор, достали атлас. Наконец решили вернуться на лесопилку и спросить у местных. Пока Алексей узнавал дорогу у местных, мы пополнили запасы воды и решили, что наша дорога та, которая уходит в ущелье. Это было обосновано тем, что вдоль дороги тянулась ЛЭП. Вернулся Алексей и сказал, что на перевал ведёт вторая дорога. Ну что же, местным виднее.
Выезжаем на  дорогу и видим, что дороги нет. Вместо неё пропаханная трактором огнезащитная полоса. Все попытки ехать по земле заканчиваются полным провалом. Чернозём моментально налипает на колёса таким слоем, что они просто-напросто перестают крутиться и клинят. Четь лучше обстоят дела у тех, кто имеет дисковые тормоза. У них до заклинивания колёс проходит в два раза больше времени - два мгновенно. Так же с треском проваливаются, или точнее сказать, с грязью налипают попытки вести велосипеды по  грунты. Единственный выход - вести их по засохшей траве, кустарникам и деревьям. Раньше велосипеды везли нас, теперь всё наоборот. [Зато это окончательно утвердило неверивших, что нечего одевать в походы задние крылья, Света]
 Проходит час времени и мы оказываемся на небольшой полянке, где принимаем решение сделать привал и пообедать. Полянка представляет собой небольшую ступеньку. Разжигаем костёр, готовим обед. Следует отметить клещей, которые активно ползали по всему, по чему только можно было ползать - по траве, по рюкзакам, по нам. [ Причём ползали они только по тем, кто побрызгался репеллентом. Кто не брызгался - ниодного клеща на нас не было, Света]

Пообедав, продолжаем подъём. Поднявшись на следующую площадку, обнаруживаем дорогу, покрытие которой напоминает нам недавнюю пахоту.  Принимаем решение обойти поверху этот участок дороги. Но Саныч, который уже утопал по этой дорогое далеко вперёд,  не хочет возвращаться, и мы договариваемся с ним где-нибудь встретиться.
Начинается довольно неприятный травянистый подъём.  Радуемся тому, что колёса не забиваются, и можно нормально вести велосипед рядом. О том, что можно попробовать заехать даже не думаем. [Неправда, я ехала довольно приличный участок, как раз перед коняшками, Света]
 С вершины подъёма на нас смотрит несколько лошадей. Какие мысли посещали их головы нам не известно, но смотрели они на нас с интересом. Когда до них оставалось около ста метров они чего-то сказали нам на своём, понятном только им, языке и ускакали. Поднялись на относительно ровную площадку, дождались отставших, немного перераспределили вещи, отдышались и пошли дальше. После подъёма обычно бывает спуск, и вот мы пробуем ехать по этому спуску. Проезжаем совсем немного и нам приходится снова слазить с седёл. Идём по тропе и выходим к дороге, на которой нас ждёт Саныч. Опять выходим на небольшую полянку, покрытую снегом, и принимаем решение по возможности нести рюкзаки на себе.
[На этом участке дороги мы с Алексеем, идущие впереди, шуганули двух косуль, которые быстренько умчались по склону вверх. Наши восторженные крики "Козлы! Козлы!" идущие позади интерпретировали неверно, Света]
С этой полянки и начался основной подъём в перевал. Подъём представлял собой жутко размытую дорогу с торчащими из-под земли камнями и стекающим вниз ручьём. Ехать в такой подъём можно только на подготовленной машине, либо на конях. [Зато плюсом было то что встречающиеся на дороге камушки хоть сколько-то спасали колёса от полного залипания, Света]
 Иногда встречался снежные участки дороги. Где-то внизу и слева шумел ручей. Несмотря на тяжесть подъёма, не забывали любоваться местной природой.  И надо отметить, что растянулись мы на подъёме довольно сильно. Это стало понятно, когда мы остановились на заброшенном мраморном карьере для отдыха и восстановления сил. GPS-навигатор Сергея показывал высоту тысяча двести двенадцать метров. До вершины перевала нам оставалось "всего" четыреста тридцать три метра. Это если вертикально вверх. А сколько километров мы пройдём, набирая эту высоту, оставалось загадкой. На этом карьере были хорошо видны глыбы мрамора, на которых виднелись следы обработки. Воздух здесь был попрохладнее, чем внизу и некоторые решили одеть более тёплые вещи. Достали конфетки, оставшиеся ещё с завтрака и закусили ими.
Передохнули, и поползли дальше. Сразу за карьером нас ожидал довольно неприятный резкий подъём с глубокими вымоинами и большими камнями. Справа стена из камня, слева небольшой обрыв. Но пройден и этот подъём. За ним показалась большая поляна с незначительным набором высоты. Желание хоть немного проехать на колёсах отбивает состояние дороги - тот же чернозём вперемешку с хвоёй и водой. Из-за этого периодически приходится чистить колёса. Как потом выяснится, это предпоследняя ровная поляна перед вершиной. В конце поляне был довольно крутой подъём длиною около двадцати метров. Настолько крутой, что ноги иногда пробуксовывали. Преодолев и этот подъём, опять вышли на довольно ровную поверхность, по которой можно было даже ехать. Но из-за усталости крутить педали не было и желания, поэтому шли пешком.
Спустя шесть часов, считая время от лесопилки, мы достигли вершины перевала. GPS-навигатор показывал высоту тысяча шестьсот сорок пять метров. Собираемся вместе, делаем фотографию с флагом на память. Немного передохнув начинаем готовится к спуску. По дороге спускаться не представляется возможным - две глубоких колеи. Поэтому решено ехать по полю вдоль дороги. Огорчает то, что спуск покрыт кочками, образованными пучками травы. Но на это уже не обращаем внимания. Седлаем коней и пытаемся спускаться на колёсах. Кто-то бросает эту затею, кто-то продолжает спуск. Иногда попадаются довольно ровные участки дороги. Замёрзшие масляные вилки стали деревянными, изредка срабатывая на очень больших кочках. [Я бы сказала таки, что спуск был вполне удачный. Где-то ехалось и по дороге, где-то по краю по траве. Ехалось аккуратно, так как кочки и брёвнышки иногда роняли велосипед, Света]

Потеряв в высоте около трёхсот метров, натыкаемся на пустой охотничий домик. В домике находим печку, которую сразу затапливаем. Оставляем дежурного на дороге, который ловит отставших и направляет их в домик (кто бы знал, как я там замёрззззззз).
Когда все собрались, залазим все в домик и немного отогреваемся и развешиваем вещи на просушку. Дежурные по лагерю разводят костёр и начинают греть воду. В этот раз решено сначала сделать чай, а потом только готовить ужин. Некоторые, орудуя топором, пытаются расчистить место под палатки, так как в домике было решено положить шесть человек. В домике был сделан стол, скамейки и полог. Из утвари был большой чан и стаканы со свечками. В общем, спасибо тем людям, которые сделали этот домик. В этот день он был для нас пятизвёздочным отелем.
Несмотря на сильную усталость и холод, мы не унывали, потому что около двух часов наши дежурные пытались сварить горох. В итоге под весёлые песни [Дима, какую из моих песен или песен Рудольфа ты считаешь весёлой?, Света]  и смех мы не заметили, как время перевалило за полночь. Пожелав всем спокойной ночи, мы пошли спать. На этом закончился третий день нашего небольшого похода.


День четвёртый. Горячая вода. Спуск. Маралы. Цивилизация. Дорога домой. Семинский перевал. Леонид.


На часах ещё только шесть часов утра, а мы уже разжигаем костёр. Утренняя свежесть даёт о себе знать - хочется горячего чаю. Пару раз сбегав за водой к ручью, который расположен на десять метров ниже уровня лагеря, понимаешь - согрелся. Но чаю всё равно хочется - традиция.
На тенты от палаток жалко смотреть -   изнутри покрылись коркой льда. Вода во фляжках перешла в твёрдое состояние. Да же в моей фляжке, которая ночевала в палатке. Пока есть время, разворачиваем тенты и пытаемся их хоть немного просушить, слегка очистив их ото льда. С хорошей стороны в эту ночь показало снаряжение - палатка и спальник. Спавшие в домике тоже не замёрзли - тут с хорошей стороны показала себя печка.
Велосипеды представляют собой картину не лучше тентов. Колёса крутятся только у велосипедов с дисковыми тормозами и то на один или два оборота. У остальных колёса не крутятся вообще. Причина этому - замёрзшая грязь. Отколупывать грязь как вчера днём не получается - грязь настолько замёрзла, что стала похожа на лёд. Рудольф при попытке сколоть грязь протыкает заднее колесо. [А по-моему это был таки Сергей, Света] Самые проблемные участки - тормоза. Грязь там настолько фигурно налипла, что отколупать её оттуда практически невозможно.
Тем временем дежурные приготовили завтрак. Бросаем тщетные попытки отколупать грязь и садимся за завтрак. Неспешно завтракаем и возвращаемся к велосипедам. Тут мы догадываемся, как можно избавиться от грязи - горячей водой. В течение следующего получаса согреваем несколько котелков с водой и убираем основную грязь. Ну вот, колёса крутятся, можно собираться и двигаться в путь.
Продолжаем вчерашний спуск. Дорога всё так же не радует нас своим покрытием. Многочисленные ручейки и лужи сильно тормозят движение. По дороге то и дело встречаются большие заборы и ворота. [Поскотины, чтоб коровки не убегали куда не надо, Света] Все ворота закрыты. Приходится останавливаться и открывать их. Последнему их надо обязательно закрыть. Они служат для того, что бы маралы не разбредались по всему склону. Чуть позже натыкаемся на ферму и видим самих маралов.


Спуск проходит на фоне красивых склонов, поэтому изредка останавливаемся и фотографируем природу. На очередном спуске попадаю в небольшой участок чернозёма и приходится останавливаться, что бы прочистить колёса.
 Появляются первые признаки цивилизации - ЛЭП. Появляется надежда на появление сносной дороги, по которой можно будет ехать быстрее. Проехав около трёх километров дорога начинает приобретать нормальную форму и спуск становится веселее. Спустя ещё немного, дорога становится совсем хорошей грунтовкой. Не крутя педали, съезжаем  до посёлка  Нижняя Талда.
Остановившись на берегу речки Курата, отмываем велосипеды от ороктойской грязи. Местные жители с интересом смотрят на нас и приветствуют. Вдруг слышится странное жужжание и на дороге появляется группа на квадроциклах. Люди интересуются, как им проехать на перевал. Узнав, что мы только что оттуда, удивляются и желают нам счастливого пути. Мы, в свою очередь, то же пожелали им удачной дороги и начали собираться. До федеральной трассы М-52 нам оставалось около пяти километров.
Десять минут спустя выезжаем на трассу. С одной стороны хорошо - асфальт. С другой стороны плохо - машины ездят. За время, проведённое на перевале мы как-то отвыкли от всей этой цивилизации. Но уже спустя несколько километров привыкли и педалили в сторону Семинского перевала. По асфальту мы ехали всего около двадцати минут, после чего упёрлись в ремонт дороги. Ехать стало немного грустнее и мы решаем встать на обед. Как раз попадается мостик через Туэкту, по которому мы и попадаем на другой берег на очень хорошую полянку. По отработанной схеме разжигаем костёр, начинаем готовить обед. Светлана решила досмотреть утренний сон и немного поспала. Алексей так же последовал её примеру, завернулся в спальник и уснул. [Это ещё неизвестно кто чьему примеру последовал, Света] Мы, возрадовавшись полной анархии, приготовили обед, и съели стратегический запас сала. Когда обед был готов,  передали власть в надёжные руки - подняли Светлану и Алексея. Пообедали, попили чаю и начали собираться в дорогу. Перед выездом разобрали конфеты, оставшиеся после завтрака. Они нам ещё пригодятся - скоро начнётся подъём в Семинский перевал.
Дорога в Семинский перевал ничем особенным не запомнилась, кроме отсутствия ручьёв с водой. Поэтому ехали на воду, запасенной ещё на обеде. Так же не запомнился и подъём в Семинский перевал - заезд на него со стороны Туэкты не представляет собой ничего сложного. Но справедливости ради нужно отметить, что для неподготовленного человека и этот подъём покажется сложным. При подъёме группа сильно растянулась, и разбилась на три части. Мне выпало ехать во второй группе, состоящей из одного меня. [Подъём прошёл действительно просто. Виной тому - прекрасный попутный ветер, Света]

Вершина перевала не порадовала меня погодой. Дул ледяной ветер и шёл мелкий снег. [Был мягко сказать ДУБАК, Света] Из людей на перевале не было никого. Но всё же с перевала открывался замечательный вид. Немного передохнув, я начал спуск с перевала. Проехав несколько метров, я понял, что спускаться в летних перчатках неразумно. Остановился и достал зимние перчатки. Проехав ещё пару метров, я понял, что спускаться без шапки глупо. Остановился и надел шапку.  Проехав ещё пару метров, я понял, что спускаться в такою погоду в контактных летних ботинках не просто глупо, но и опасно для здоровья. Остановился. Подумал. Потом ещё раз подумал. Потом подумал спинным мозгом. Потом подумал всем телом и пришёл к выводу, что ничего лучшего, чем одеть ещё одну пару тонких носков мне не придумать. Придумано - сделано. Всё, теперь я готов к спуску. Ибо одевать больше нечего. При скорости в двадцать км/ч начало сводить ноги от холода. При скорости тридцать км/ч ноги просто онемели. При скорости сорок км/ч лицо повторило участь ног. При скорости около шестидесяти пяти мне некогда было думать про онемение остальных частей тела. Мне надо было решать проблему удаления себя со встречной полосы. Но ехать по своей полосе мне не хотелось - полоса была покрыта очень мелкими камушками, на которых велосипед катился как на шариках, не реагируя на руль и тормоза. Может быть эти мелке камушки надуло со склона, может быть они остались от снега, но факт есть факт, и от него никуда не деться. Проблемы добавило заднее колесо. Его вдруг внезапно стало немного кидать из стороны в сторону как при хорошей восьмёрке. Быстрый поверхностный осмотр покрышки на ходу точных результатов не дал.
[Ещё справедливости ради надо упомянуть следующее. Залетела на перевал-то я резво, а вот на спуске мне совсем поплохело. И Дима, догнавший меня за перевалом, самоотверженно сопровождал до самого места стоянки. Ночью поднялась температура, Света]
Недоезжая около десяти километров до Шебалино, встречаю Саныча.  Без велосипеда. Оказывается, головная группа приметила славную полянку на берегу ручья.  И было предложено на ночлег вставать тут же. А Саныч ловил меня, что бы мы не проехали поворот. Сложив на меня полномочия отлавливающего, Саныч отправился в лагерь. И вот стою я, как милиционер в кустах. Только радара нету. Спустя минут двадцать, замечаю чёрный джип, с номерами Алтайского края. Думаю - земляк. А джип тем временем сбавляет скорость проезжает мимо меня и останавливается. Включает заднюю передачи и едет ко мне. "Может спросить чего хочет" - первое, что пришло мне в голову. Ждип остановился, и из него вылазит, вы не поверите, наш знакомый Леонид Смирнов. Оказывается, они с другим нашим знакомым, Вовой-Пантерой, или Вовой-Чулышманом отправились по нашему маршруту. Леонид на своём джипе, а Вова на доделанном Кузе. Подошёл Саныч и мы обменявшись впечатлениями, отпустили Леонида дальше. Но сначала я взял у Лёни немного шоколадного печенья.
Саныч сменил меня, и я отправился в лагерь. Ничуть не удивившись, что полянка и впрямь отличная, я влился в дела хозяйственные. Примерно через полчаса приехала третья группа, и мы все вместе начали готовить ужин.
Полчаса спустя, мы уже кушали вкусный ужин и делились впечатлениями. Покушав и попив чаю, немного побеседовали ни о чём.  Около десяти часов вечера мы разошлись по палаткам.
Так закончился четвёртый день нашего небольшого похода.

 

День пятый, заключительный.


Сегодня нам торопиться некуда. Сегодня последний день. Нам предстоит доехать до Усть-Семы, что бы завершить наше кольцо. Но по привычке встали около шести утра. Собрали палатки. На завтрак приготовили  молочную лапшу. Сделали чай.
Я осмотрел своё заднее колесо  картина была печальная. У покрышки Michelin Country AT лопнул корт. Никакого желания перебортовывать колесо не было, хотя была запасная покрышка. Решил - если совсем порвётся, перебортую.
  Неспешно собрались и выкатили на трассу. И тут погода уже не удержалась, и пошёл дождь. [Я бы сказала, что это был ливень, причём неслабый, Света] Шёл он не долго, но его хватило, что бы немного промокли. Дорога до Усть-Семы ничем особенным не запомнилась. Идёт плавная потеря высоты, поэтому катится очень легко. [Но встречный ветер серьёзно мешает чтоб катилось ещё легче, Света]
 Дорога - хороший асфальт.
К одиннадцати часам мы подъехали к тому месту, где всего три дня назад мы стартовали. Там нас уже ждал Влад со своим Мерседесом. Подкатили, поприветствовали Влада и начали неспешно паковаться. Светин велосипед, осознав, что поход окончен, сказал передним колесом  "Пшшшшшш..." Вот что значит характер и выдержка. Весь поход держался, а когда поход окончен - сдулся. Но мы быстро его привели в порядок.
Потихоньку начали упаковываться. Велосипеды и рюкзаки упаковывались по старой, отработанной схеме.
В двенадцать часов мы уставшие, но довольные собой выехали в Барнаул.Пять часов спустя мы уже выгружались на железнодорожном вокзале нашего города.

конец.


  Автор данного отчёта: Дмитрий Бушков

 




  Комментариев (5)
 1 Автор: $ergio, дата: 16-07-2008 16:32
красивые места + интересная компания + хорошее чувство юмора автора = отличный отчет 
молодец, Дима
 2 Автор: Дмитрий, дата: 16-07-2008 22:34
Ну на самом деле от меня тут мало что зависило. Спасибо Руководителю (Алексею) и Помошнику (Светланке) за то, что терпели такой венигрет народа. БЕз них бы ничег оне получилось.  
 
СПАСИБО вам!!!
 3 Автор: Света Глушкова, дата: 24-10-2008 22:03
Хоть чего ты мне, Димка, говори - а пишешь ты уматно :zzz
 4 Автор: Александр, дата: 20-08-2011 19:26
Я тоже прошел на велике через ороктой. Только я стартавал с Бийска до Усть-Семы-Чемал- ороктой-н.талда-чике-таман.На следующий год еще поеду(по другому маршруту)
 5 Автор: Павел, дата: 26-01-2012 19:53
Всем привет. Через недельку другую собираюсь также только на форике и с товарищами на паркетниках - вот только морозы спадут. Думаю зимой будет проще. Если интересует транспорт по Алтаю пишите. http://transfer22altai.sitecity.ru/ 
Поддержу интересные предложения.

Добавление комментария
  • Личная переписка и оскорбления будут удалены.
  • Не используйте комментарии для раскрутки своего сайта. Такой материал будет удаляться.
Имя:
E-mail
Комментарий:



Код:* Code
Хочу получать уведомление на email о последующих коментариях

 
« Пред.   След. »
Маршруты 2018
Зимние походы 2018
Треккинг "Патагония и Огненная Земля" (16.12.17-09.01.18)
Лыжный поход "по Северу Байкала (Хакусы)" (18.02-27.02)
Лыжный поход "Плато Укок" (11.03-22.03)
Летние походы 2018
Велопоход "День России в горах Алтая" (10.06-12.06)
Пеше-горный поход "Фанские горы" (24.06 - 05.07.)
Сплав "Средняя Катунь" (09.07-15.07)
Авто-водный экскурсионный тур "Алтайская кругосветка" (17.07 - 24.07)
Пеший тур "к озеру Аккем" (30.07 - 10.08)
Восхождение на г.Белуха 4506 м (30.07 - 10.08)
Пеший поход "Тихоокеанское кольцо Камчатки" (19.08- 31.08)
Пеший поход "Тофалария" (10.09 - 23.09)
Комментарии:
Последние сообщения
Продам спальный мешок Alexika Mounta...
Мешок новый, ни разу не пользованный. Цена 3300 р. телефон 905-981-99-00 в Барнауле ссылка на оп...
Светлана
RE: вело Алтай 2011
Не прошло и полгода - доделал видеоотчет по прошлогоднему Алтаю. Поучилось 3 части каждая по 26 - 28...
Олег Мамонтов
вело Алтай 2011
http://www.altair-altai.ru/components/com_fireboard/uploaded/images/DSC_7332_1.jpg[/im...
Олег Мамонтов
RE: Велопоход по Франции в 2011 году
поход завершен, здесь выложен отчет http://kolchin.ru/velo_franz.pdf на сл. год хотелось бы поехать...
Колчин Сергей



Проверить PR и ТИЦ

Туристический клуб "Альтаир-Алтай" 2003-2011г. e-mail: altair@altair-altai.ru, тел:(3852)49-08-98, +7 961 982 1210.
Перепечатывание либо копирование материалов сайта без письменного разрешения руководства клуба - ЗАПРЕЩЕНО!
Интернет-сайт носит исключительно информационный характер, не является публичной офертой (cт.437 ГК РФ).