Кумир, Комрю – Узкое и обрывистое место на вершине горы…
…Денисова пещера находится в долине реки Ануй, на границе Алтайского края и Республики Алтай, в 4 километрах от деревни Черный Ануй. Денисова пещера находится на высоте 600 метров над уровнем моря - единственный памятник Алтая, содержащий многометровые толщи культурных отложений, своеобразный "соленый пирог", включающий более 20 культурных слоев и представляющий таким образом разные эпохи развития человечества….
…На небольшой речке Кумир, есть красивое место. Сама речка горная, быстрая, каменистая и стремительная. А место это среди речки неожиданно тихое, спокойное с прозрачной до дна водой. Называется оно «Девичьи плесы». Легенда эта рассказывает. Давно то было. Так давно, что и троп тех не осталось в горах, на которых бились с захватчиками — джунгарами храбрые войны алтайских родов. Обрушились скальными осыпями тропки, а легенда о "Девичьих плесах" жива и поныне. Эти плесы сохранили память о тех днях, когда алтайцы боролись за свою независимость…
Начало.
Кумир...Нет, вы меня не поняли. Я имею ввиду реку Кумир. А не какого то человека, к которому стремишься, клеишь на стенку его обои и прочее. А Реку. Да, именно Реку. С большой буквы. Говорят красивая. Не знаю. Не был. Но предлагают посмотреть. Поеду. Тем более, что компания подбирается очень интересная. Решено. Еду.
Вокзал. Медленно подкатывают к месту сбора. Там уже все на месте – и участники и сочувствующие. В качестве транспорта – ГАЗелька с прицепом. Часть велосипедов уже разобрана и упакована в коробки. Позже выясняется, что коробок на всех не хватит – часть велосипедов поедет в багажнике без коробок. Те, кто помудрее, взяли с собой чехлы для велосипедов. Я к этим людям не отношусь. А так же не попал в число тех счастливчиков, чьи велосипеды едут в коробке. Поэтому ограничившись привязыванием руля к раме, я был морально готов к появлению памятных царапин на новой раме. Кстати о раме. Рама новая, необкатанная. Отличный повод испытать раму в нормальных условиях.
Тем временем на газельке двое людей упражнялись в новой спортивной дисциплине – газельколазание. Феликс с Алексеем занимались тем, что привязывали упакованные коробки с велосипедами на багажник. Судя по тому, как это у них получается – оба опытные привязывальщики. Из-за того, что на багажнике было две головы, что как известно, лучше, у них появились разногласия по поводу размещения коробок.
Тем временем на земле продолжалась разборка и упаковка велосипедов. Понемногу около прицепа стало образовываться две кучи вещей – передние колёса и рюкзаки. Самое страшное в первой куче – потерять ось эксцентрика. Страшное во второй куче – каким бы тяжелым не казался тебе твой рюкзак – в походе он будет тяжелее. И найдётся много-много-много-дофига вещей, глядя на которые, вы подумаете: «А, собственно, зачем я их брал с собой???» Но даже если и после этого у вас не будет проблем, то вы просто хорошо тренированный человек. И Вам в нагрузку дадут много-много общественных вещей. Например еду. Много вкусной и здоровой еды. И если и после этого у Вас не возникнет проблем – то летите обратно на свой Плутон, инопланетяне нам не нужны.
Потихоньку начинаем укладывать все вещи в прицеп. Дело это не хитрое, но хлопотное. Но и эта задача была успешно решена. Ещё немного и мы залазим (заходим? Загружаемся?) в газель. Последние поцелуи и обнимания перед отъездом, пожелания счастливого похода и мы отправляемся в путь.
Первые километры и первые разочарования – очень мерзко на ветру трепещет кусок скотча, которым склеивали коробки. На моё замечание по поводу некачественной сборки Феликс ссылается на неправильную разницу температур на обоих полюсах земли. Всё придётся делать самому. Через пять минут я согласился с тем, что на самом деле этот звук даже приятный, расслабляющий… Потому что проще согласиться, чем дотянутся через приоткрытый люк сквозь решётки багажника до верхнего края коробки.
Заброску решили делать через Солонешное. Так и по километражу поменьше, да и по топливу не сильно много (по сравнению с заброской через Горно-Алтайск). Ехали весело. На пустой ночной дороге машин немного. А если есть, то это либо фуры, спешащие из точки А в точку Б, либо одинокие редкие машины. Возможно это связано с тем, что ехали мы в рабочий день. После усыпляющего асфальта попался небольшой участок щебеночной дороги. Возможно просто дорогу ремонтируют. Небольшая остановка и группа разминает затёкшие ноги и сидельные места. Желающие делают зарядку, нежелающие её не делают. Размялись, залезли обратно в газельку и поехали дальше.
Долго ли коротко ли (оО сам испугался), но ночью приехали в нужный район старта. Чуть позже после нескольких примерок и разведок мы нашли место для ночёвки – на вспаханном поле. Стоит отметить, что приехали мы на поле 12 августа. В ночь с 12 на 13-е, астрономы обещали метеоритный дождь. Нам повезло – небо было безоблачным. И я должен вам сказать – это незабываемое зрелище: падающие метеориты оставляют за собой красивый след в атмосфере. Полюбовавшись этим красивым природным явлением, мы отправились спать. Картина, надо признать, впечатляющая.
День 1
Начало. Первый день. Первый перевал. Сюрпризы. Жара.
И кому же блин не спится? Время всего шесть утра, а они же не спят. Стоп. Подождите. А где любимая подушка? И почему нос замёрз?? И вообще где я??? Ах да…. Я же в походе. И даже догадываюсь, кто не спит. Как я и догадывался, на улице полным ходом идёт подготовка к первому завтраку. Этим занимается жители зелёной трёшки. «Трёшка» это палатка такая. Трёхместная. Зелёная – цвет, если кто не знал.
На звуки готовившегося завтрака потихоньку из палаток начал выползать народ. На завтрак был трёхминутный кофе, и чай. Это их напитков. Из еды – еда. Почему трёхминутный? Потому что после того, как вода закипела, у вас есть ровно три минуты, что бы взять себе кипятка, после чего он превращается в чай.
Первое утро и первый сюрприз. Главный по сюрпризам – Алексей. Он выдал мне большую коробку со вкусными печенюшками. Очень вкусными. Поскольку они были вкусными, Алексей выдал мне целых пять килограмм вкусных печенюшек. Проблема заключалась в том, что эти вкусные печенюшки были упакованы в коробку весом пять килограмм и очень, повторяю, ОЧЕНЬ негабаритными размерами. Для тех, кто не понял – интерфейс коробки и интерфейс моего рюкзака были несовместимыми. И если даже после такого уточнения вы меня не поняли – попробуйте красить забор художественной кисточкой в костюме водолаза. В общем, коробка выпирала всеми предназначенными для выпирания боками и самым выпирающим углом упиралась мне в мягкую точку. Если сейчас вы ругаетесь на мою стилистику, знайте: у меня по русскому языку в школе было три. {Да, в отношении ассортимента продуктов, мы пошли в этот поход как истиные туристы-водники, везли с собой даже помидорки и капусту! Таким образом сравнительно большое количество людей и не слишком большое количество дней позволили нам питаться вкусно и полезно :). Света}
Позавтракав и упаковав вещи, мы потихоньку двинулись на маршрут. Дорога представляла собой довольно качественную гравийку, по которой вполне сносно можно впедаливать.
Чуть позже дорога начала напоминать хорошие американские горки – подъёмы 1:2, спуски 3:7 и то, при условии, что успеешь переключиться. На некоторых подъёмах приходилось даже слезать с велосипеда. За Топольным остановились у развилки Черный Ануй – Водопад Шинок. Набрали воды, перекусили, дождались остальных и двинулись дальше. НА Развилке останавливается много людей, и среди отдыхающих Светлане встретились старые друзья. Небольшая дружеская беседа, и едем дальше.
Надо признать, что погода была немного неприятная. Для меня неприятная. Потому что небо чистое, и на небе ни облачка. Солнышко весело делало из нас шашлык. В такую погоду катить в перевалы было не так весело. Но время было ещё раннее, поэтому эта проблема была не сильно актуальна.
Птички поют, шины шумят, а счётчик километров уныло говорит о том, что дневной километраж нам не проехать. Принимаем решение вставать на ночёвку сразу за Келейским перевалом. Хотя до перевала ещё ехать и ехать. Время идёт, солнце жарит сильнее. Единственное место спасение – в тени деревьев. Тем временем подкатываем до места, известного как «Денисова Пещера»
Осмотрев это место, мы решили перекусить, и выбрали хорошее место на реке. Оно было хорошо тем, что вода была бодрящей, воздух свежим. Тем более оно было далеко от трассы, поэтому шум проезжающих машин не отвлекал нас от трапезы. Некоторые решили искупаться, некоторые отдохнуть, а дежурные и сочувствующие им стали готовить обед.
После обеда нам предстояло переехать Келейский перевал. Чем мы и занялись. Дорога на перевал – хорошо укатанная грунтовка. Катить по ней одно удовольствие. Картину портило только нещадно пекущее солнце и отсутствие чистой воды. Вода из ручья, текущего вдоль дороги с перевала была сильно мутная.
Крутим, крутим педали. Компьютер медленно отсчитывает оставшиеся метры до конца перевала. Последний рывок и мы на вершине перевала. Должен признать – красиво! На вершине стоят Алексей и Пашка. Как ни странно, но тоже впечатляются. На горизонте виднеются мааааааленькие точки – основная группа. К нашему общему сожалению, спуск с перевала короткий – всего два километра. Пять минут ветра в ушах, и мы соединяемся с основной группой. Разбиваем палатки, дежурные готовят ужин. Стоит отметить, что при подъёме в перевал, ваш покорный слуга знатно притомился - ну плохо я жару переношу. Поэтому установив палатку, я лёг спать. Что было на ужин, и как прошла первая походная ночь – я вам не расскажу. Спал.
День 2
Асфальт. Усть-Кан. Кумир.
Счёлк, хрусть, хреньк. Да. Хрустим. Кефир надо пить. Или творожку покушать. Правда в поле с мутным ручьём и болотом достать это будет трудно. Для тех, кто забыл – мы стоим в поле после спуска с Келейского перевала.
Позавтракав, неспеша выкатываем на дорогу, и движемся по направлению к Яконуру. После перевала дорога продолжает плавно терять высоту, поэтому ехать можно со скоростью тридцать, а иногда можно раскатить до сорока. Дорога представляет из себя обычную грунтовку, иногда, правда, попадаются большие камушки.
В самом Яконуре начинается асфальт, который тянется до самого Усть-Кана. В деревне закупили чистой воды и соку, и двинули дальше.
До Усть-Кана асфальт, асфальт и ещё раз асфальт. Из-за того, что ехали мы в рабочие дни, машин на дороге не много, никто не мешает. Ну почти никто. Солнышко. Радость наша.
{Надо сказать, пейзажи тут довольно интересные - этакая горная степь, в других местах такого не увидишь. Света}
Доехав до Усть-Кана, собрались на центральной площади. Или у центрального фонтана. Я фиг знает как это правильно назвать. А может и вообще – на конечной маршруток. Не знаю. Не важно. Закупились продуктами, водичкой, покушали бананов, попили пива и поехали дальше. На выезде почувствовали себя знаменитостями – нас фотографировали какие-то туристы.
Асфальт был отличным. Ровным как стёклышко. Но, как и всё хорошее, быстро кончился. Потом до самого моста через Кумир шла гравийка. Довольно хорошая. Правда, стоит признать, что параллельно шла хорошо накатанная грунтовая дорога. Сама дорога живописная, местами даже очень – с одной стороны отвесная скала, с другой река.
{Дорога идёт вниз по течению реки Чарыш, до впадения в неё реки Кумир. Тут уже далеко не Усть-канская степь - зелень, реки и ручьи, скалы. Надо сказать что на этой дороге педаль у Алексея спела свою последнюю песню, вывалившись из "съеденой" резьбы окончательно, и потому доехали до моста через Кумир мы не без "волшебных" слов. Света.}
Любуясь пейзажами, доехали до нужного моста. На небе ни облачка, солнце печёт как в духовке. Дождавшись основную группу, съезжаем с дороги и начинаем двигаться вдоль Кумира вверх. Ехали, ехали, ехали, и через 20 метров встали на обед.
Пообедав, начали потихоньку ползти в верховья кумира. Дорога напоминает хорошие американские горки. То подъёмы на 1-1 ,то спуски 60+. Едем, попутно останавливаемся для осмотра достопримечательностей. К вечеру находим удобную площадку для организации лагеря, проехав чуть дальше "девичьего плёса".
{Дорога вдоль Кумира - это сама по себе достопримечательность! Вот где надо устраивать соревнования по кросс-кантри! Техничнее дороги для тренировки переключения передач я не знаю, но для меня по такой ехать - сплошное удовольствие и кайф. От одного осознания, что всё это заезжаешь с гружёным велом - чувствуешь себя немного героем :). По дороге мы остановились и спустились к знаменитому порогу "Большой". Сейчас из-за низкого уровня воды он далеко не большой - можно встать на камни прям посреди порога, но тем интереснее сравнивать его с июньской водой. Света }
Ужин. Сон.
День 3
Днёвка. Осмотр порогов.
Сегодня у нас день отдыха. Осмотр интересных мест. Просто отдых. А мест, на которые можно смотреть – множество. По моей наводке Феликс с Алексеем ушли за водой к притоку, захватив с собой фотоаппараты. Пришлось самому идти и отбирать котелки. После завтрака группа отправилась пешком на Девичий плёс для любования природой.
{Я второй раз на Кумире, а восхищаться этим местом не перестаю - бурный поток переходит в изумрудная гладь воды, настолько прозрачной, что до самого противоположного берега видно валуны на дне. Место тихое и спокойное. Тут можно просидеть весь день и просто думать о своём. Света. }
Вернувшись, часть людей поехала налегке вверх по Кумиру, остальные остались в лагере. К обеду все собрались, и было решено в этот день спустится по Кумиру до моста, что бы в следующий день не тратить силы на горки.
{Радиальный выезд вдоль Кумира делали кто на сколько хочет - по желанию. Выезжал также каждый сам по себе. Получила массу удовольствия, от езды наедине с собой. Через 5км от нашего лагеря, где дорога прорезала выступ в скале - очень красивое и живоисное место. Дальше ещё 2км идёт довольно трудная и заросшая дорога, которая заканчивается мостом через реку Кумир. До моста и за него доезал только Максим Карпов. Немного не доехали до него я, Диана и Саша Янцен. Остальные ребята поколесили недалеко от лагеря. И когда мы, уехавшие первыми, возвращались - они уже были в лагере и занимались своими делами. Света. }
Покушали, и начали потихоньку ползти вдоль реки. Алексей уехал раньше для того, что бы попасть в деревню Усть-Кумир и отремонтировать велосипед, который у него барахлил с самого начала похода. { Сварщик в Усть-Кумире соорудил очень интересную конструкцию, приварив железяку к алиминию. При этом был отрезан кусок шатуна и наварена нехилая наболдажена с другой стороны. В общем конструкция на грани невозможного, но до конца похода она выдержала. Света}
Жара довольно сильно мешала в пути, но через часа полтора мы преодолели нужное нам расстояние.
Было решено вставать на ночлег примерно там же, где прошлым днём мы вставали на обед. Разбили палатки, сделали костёр и за весёлыми играми провели остаток днёвки. {Столько, сколько в этот вечер - мы не смеялись за весь поход. Света}
День 4
Обратно. Перевал. Дождь.
Дорога назад. Или обратно. Нам предстоит немного вернуться назад. До Усть-Кана. Удручает то, что ехать надо будет по той дороге, по которой мы весело ехали на 3-6, 3-7.
Выехали на дорогу, едем. Солнышко особо не печёт, поэтому едется весело.
До Усть-Кана доехали быстро, без проблем. В деревне нас встретили свежевыпеченные ватрушки. Я думаю, это утро жители запомнят надолго – мы скупили почти все ватрушки. {сейчас бы тех ватрушек!!!}
Закупившись водой и продуктами, дожидаемся остальных. Потом едем в сторону Чакырского перевала.
Погода начинает потихоньку портиться. Небо заволокло тучами, вдалеке за спиной накрапывает дождик. Начинаем немного волноваться – не хотим в перевал ехать под дождём.
{Вообще этот день можно было назвать "побег от грозы". Потому что из Усть-Кана мы выехали под гром - громыхало за спиной и туча нагоняла нас. А мы впедаливали и впедаливали от неё, дабы не быть замочеными. Неплохой стимул надо сказать :). Света}
Машин не много, дорога – нормальный асфальт. Погода тоже радует – солнышко не жарит, ветер вроде даже попутный. Однако нам следует поторопиться – дождь нас догоняет. Пейзаж правда, не такой как на Кумире – горы в далеке. Подъехав к развилке Ябоган – Беш-Озек открывается красивый вид на Чакырский перевал.
Подъезжаем к перевалу и начинаем набор высоты. Перевал довольно интересный, отличные пейзажи, лёгкость заезжания. А может из-за того, что нас догонял дождик. Как только я заехал на вершину, сразу начался дождь. И прошу заметить – я ехал далеко не последним.
Укрывшись под навесом мы весело наблюдали за остальными, по ливню забирающихся в перевал и проклиная Балу, который вчера помыл велосипед. И разгневал природу.
{Зато как классно мы его пережидали! В шестигранной беседке обернули стенки выше перил ковриками, чтобы дождь и ветер не лишал нас тепла, и тесто прижавшись друг к другу....ждали погоды :). И сочуствовали тем, кто заехать до дождя не успел. Света}
Переждав ливень, начали весёлый спуск с мокрого асфальтового перевала. Через пару минут замёршие, грязные, мокрые но довольные мы уже готовили обед. {И вышло солнце! Света}
Пообедав, двинули дальше. Незадолго до Беш-Озека асфальт кончился и началась грунтовка. Грунтовка немного разбитая прошедшим дождём и довольно противная. Хотя в сухую погоду должна быть нормальной. Проезжаем Беш-Озек, проезжаем мимо Барагаша, и, проехав около десяти километров, встаём на ночлег.
Это заключительная ночёвка в нашем походе, поэтому в большом количестве поглощаем продукты, отуши веселимся и довольные ложимся спать.
{Ещё надо сказать, что проехали мы в этот день около 114км ! И что запомнилось ещё - так это два инструктажа Алексея на тему, как надо проезжать алтайские деревни в период выходных дней. Таких инструктажей испугалась даже я :). Но всё обошлось. В деревнях никому не было дела до 14 велосипедистов.
А ещё хочется за этот день отдельное спасибо сказать Максу, который ездил за Маратом, и накатал соотвественно ещё больше чем мы. А после этого приехав, ещё помогал дежурить.
Света}
День 5
Крайний день. Крайний перева. Крайние километры. Дорога домой.
Заключительный день. Заключительный перевал. Заключительные километры. Готовим завтрак, кушаем, пакуемся. Светит солнышко, птички поют, водичка журчит. Солнышко именно светит, что очень радует. Выдвигаемся на дорогу и поехали.
Перевал «Кукуя». Гравийка. Начало немного крутое, но потом набор высоты более пологий. Проблема в том, что к середине перевала кончилась вода, и радостное солнышко решило приготовить ужин.
Спуск с перевала был интересен, потому что меня пыталась догнать «Газель» с новосибирскими номерами. А вот фиг. Не догонит. Она едет 30, а я еду 60. Потому что им там хорошо, а я пить хочу.
Почти сразу за перевалом начинается асфальт, который тянулся до конечной точки нашего маршрута. Однако стоит признать, что он кончился у асфальтового завода. После перевала дорога продолжает немного напоминать американские горки, однако через 10-15 километров начинает плавно терять высоту. И так до самой Черги.
Ближе к 12 въезжаем в Чергу. Это наша крайняя точка на маршруте. Немного закупаемся и едем на центральную площадь. Там нас ждут свежие сырные лепёшки, которые были сразу же куплены и съедены. Чуть позже приезжает Макс на Газельке с желанием увезти нас обратно в Барнаул. Разбираем велосипеды, упаковываем их. Тем временем начинают приезжать остальные участники. Через полтора часа выезжаем на М-52 и движемся домой.
Конец.
Комментариев (8)
Добавление комментария
Личная переписка и оскорбления будут удалены.
Не используйте комментарии для раскрутки своего сайта. Такой материал будет удаляться.
Туристический клуб "Альтаир-Алтай" 2003-2021г. e-mail: altair@altair-altai.ru, тел:(3852)49-08-98, +7 961 982 1210.
Перепечатывание либо копирование материалов сайта без письменного разрешения руководства клуба - ЗАПРЕЩЕНО!
Интернет-сайт носит исключительно информационный характер, не является публичной офертой (cт.437 ГК РФ).