Вход на сайт

26.03 - Беспоместных Саша,
27.03 - Кирьянов Александр Арсентьевич,
31.03 - Семяшкин Всеволод,

Желаем вам добра и удачи!

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей

Лыжный поход на Тёплый ключ "Крещение 2009" Печать

Крещение на Тёплом ключе.

отчёт о лыжном походе по Абаканскому хребту с 12 по 21 января

Всё началось с того, что Татьяна Кирьянова с Мишей решили пойти на Тёплый ключ, но когда они собрались, мест, в те числа, что они хотели, не было.
   Появились Илья и Игорь из Новосибирска, которые тоже запланировали себе Тёплый ключ,  и у них что-то не получилось поехать с другими группами.

И вот написали мы - Галя и Вова - белорусы, которых устраивали числа и, воодушевлённые рассказами Сергея Пирожкова о красоте и несложности зимнего лыжного похода на Тёплый ключ через Садринский перевал, правда, немного страшась сибирских морозов, решили приехать.
   У нас разница с хакасским временем 5 часов, поэтому спали весь день у Светы в воскресенье и пока ехали в понедельник до Садринского озера.
    Встретились со второй группой. Они приветствовали нас: "Безумцы", а мы отшучивались: "Счастливцы". Когда в конце похода мы вышли на эту же дорогу, я вспомнила эти слова - ребята были отчасти правы. Отдельное спасибо ребятам за заготовленные дрова.
     В этот же день спустились к озеру 3 км вниз по тропе, где шаг в сторону - уходишь по колено. Натопили баню, кто хотел, попарился, поужинали, подогнали лыжи. Завтра: до свидания Алтай - здравствуй Хакасия.

День 2-й.    Вышли затемно с фонариками. Пока дошли до первого взлёта, кто-то успел "нападаться". И как впоследствии  оказалось, Алексей и Игорь умели на лыжах ездить в горах, а мы нет.
   Первый взлёт -  кто-то снимал лыжи и проваливался в снег полностью всеми ногами, потом, выползая на четвереньках держа лыжи в руках, кто-то шёл в  лыжах. Только теперь я поняла, как действительно трудно вставать, когда упадёшь: мало того, что рюкзак уменьшает подвижность (когда отстёгиваешь тяжело надеть), так уходя с лыжни, опираясь на палку, палка уходит вглубь вместе с рукой по ключицу - так много снега.
   А вокруг красота: солнечный день,  деревья в снежном  убранстве искрятся на солнце, белые вершины с ёлками  как былыми карандашами утыканы и звенящая тишина - ощущение нереальности и сказки.
   Да, искусство ходить ступеньками по склону верх вниз оттачивали весь маршрут. С перевала, несколько раз упав, я съезжала на попе.
    Наконец-то пройден этот день. У нас с Таней один вопрос: "Как мы вернёмся?" Но, поужинав, полюбовавшись хакасским звёздным небом, посмеявшись, как шли, кувыркались, настроение улучшилось.

День 3-й.    Светит солнце. Лыжня пробита. Алексей позже нас вышел и обогнал, а мы уже смелее шли, местность не сильно пересечённая. Фотографировались, рассматривали  следы животных (у марала такие глубокие как человек прошёл),  затейливые узоры морозных иголочек на берёзках, находили причудливые скульптуры засыпанных снегом деревьев - настоящий отдых. В 16.00 последние гуляющие дошли до Албаса. Пораньше легли, ведь завтра длительный переход, только лемминг долго пищал, просил еды, когда мы засыпали.

День 4-й.   Выход с фонарями. Небо затянуто, потом потихоньку пошёл снег. По реке Абакан бежится быстро, но набранный темп спадает: Илья натёр ноги, что-то с креплением у Тани и, к домику охотника Юры приходили с задержками, зато Алексей и Игорь нам успели сделать чай.

Осталось 11км, главное дойти засветло, знаешь, что ещё будет подъём. Кроме 2-х лидеров все пришли в потёмках. Вечером пошли на ключ. Это какое-то волшебство: всё перестаёт болеть после 3-х дней пути, вода горячая t +37, а на улице -10. Ты в ванне отключаешься от всего, и только журчание воды и полное расслабление. Думаешь, как здорово, что пришёл сюда. Вода на вкус обычная, когда остывает. Говорят, что в ней есть серебро, железо, кремний и др. Лечит суставы, кожные заболевания, воспалительные.
   Здесь целый курортный посёлок - домики среди пихт и ёлок и ручей в избушке. А какие причудливые сталактиты из пара  мороз возводит.

День5-й.   Составили расписание как ходим в ключ: надо через 4 часа по 30 минут в ванне находиться. Интересно, что проблемные суставы после 20 минут начинают отзываться, потом всё проходит и в следующий раз всё повторяется.

Кроме нас на ключе были охотник Юра и Слава, живущий у ключа. Я в детстве читала книгу "Охотник"  Джеймса Олдриджа, а здесь настоящая тайга, охотник, капканы, соболя, угощение хариусом, кабаргой и ты погружаешься в дикую природу, где ближайшее село Хакасии Абаза за 240 км, а в другую сторону через перевал только на лыжах около 50 км.

День 6-й.   Всё те же купания. Игорь с охотником немного проехался проверить капканы. А снег всё идёт, лыжню заметает. Потом я с Игорем покатались с горки на лыжах у домика. Небо на 2 часа раскрылось и дало нам

полюбоваться окрестностями. Оказывается,  вокруг нас -  горы и очень красиво.

День 7-й.   Снег идёт. Я, Вова и Игорь решили между купаниями проехать вниз пробить лыжню сколько сможем, завтра выходить, а она сильно занесена. Было неинтересно просто ехать, начали освобождать ёлки от снежных  заносов и комов, главное быстро увернуться. Потом из трёх вариантов лыжни мы выбрали Юрину, так как вскоре увидели капкан, но возвращаться не хотелось и,  мы решили срезать, направление вроде знали, чтоб на правильную лыжню  выйти. В итоге,  прокружив часа 2, мы вышли опять на Юрину лыжню и не успели к своему

дежурству.
    На следующий день Крещение 19 января и  мы выходим в 7 утра. Договорились со Славой, когда будет в ключе он, когда мы. Пообщавшись напоследок с Юрой, легли спать.

День 8-й.   Встав в 3.30, вначале в ключ пошли Алексей с Вовой, так как Слава не хотел выходить, а потом мы  всё же окунулись в Тёплом ключе.
  Снег всё идёт. Первые вышли в 7.30 и даже Илья, который шёл сзади сюда, сейчас пошёл вперёд помогать тропить. Встретились в избушке охотника. Попили чай. Хочется быстрее пройти этот длинный путь. Но не тут-то было. На реке в некоторых местах при прохождении начала просачиваться вода. К лыже начинает снег прилипать

и останавливаешься чистить лыжи. Когда таких участков стало больше я с Вовой пошли так, не чистив, за Алексеем. Идти тяжеловато, но можно, но когда я уже несколько метров иду, а вода всё больше проступает и лёд потихоньку трескается -  начинаешь молиться. Алексей крикнул: "К левому берегу." Еле  хватило сил повернуть назад, вода на лыжах леденеет и ты физически не можешь их поднять. Мы с Вовой свернули, Игорь пошёл за Алексеем по воде. Мы подождали ребят, нашли где можно подняться на берег ( берег был крутой, с буреломом, а по реке, проходя, проступала вода). До домика оставалось 3км. Алексей с Игорем, подождав немного нас, пошли тропить лыжню и топить печь.
    Стало темно: скорость резко падает, по рыхлому снегу проваливались ребята по колено, и это в лыжах; держались берега, было всё неопределённо. Шли на ум такие строки: "И если цель одна и в радость и в горе. Тот кто не струсит и вёсел не бросит, тот Землю свою найдёт" Когда выбрались на протоптаную лыжню все обрадовались, попили чаю.  Но лыжи ехали только у Вовы, все только шли, а Миша ещё и без фонарика.
    Я шла и пела: "Мы вместе рубили канаты. Мы верили вместе и вот: мы плыли вместе и лодки звались - Вера, Надежда, Любовь:  и каждый пятый, как правило,  был у руля" и другие. Когда перестаёшь петь,  ночь захватывает и путь кажется бесконечным. К 22.00 мы пришли к домику, но тут сюрпризы этого дня не закончились: печь дымила.  Миша ещё на реке сказал, что ужинать будем в 1 ночи, так и получилось. В Хакасии надо быть аккуратнее со словами: интересовались, как по льду в марте ходят - получили; как другие группы тропят - пожалуйста.
  Долго ребята пробивали лёд в трубе по двое  стволом, Алексей прутиком из колена тубы выметал замёрзшую сажу. Всё же смекалка и труд превозмогли. Покушав, согревшись, невзгоды остались позади, только каждый с радостью делился своими впечатлениями.

День 9-й.   Встали раньше запланированного. За окном метель и Алексей сказал, что это к морозу, так что теплее одеваемся и готовим лыжи. Забегая вперёд -  11км шли 8 часов. Облегчили рюкзаки Алексею и Игорю. Игорь поменял более узкие свои лыжи на более широки у Ильи, за что Илья со своим весом по накатанной лыжне проваливался,  Вова замыкающий шёл как по целине.

Снег изредка, облачно, идём по памяти,  ориентируясь на горы. Я иду то 2-й, то протроплю, то 3-й. Тропить не хватает сил: нужно держать темп, а даже я, легче остальных, проваливаюсь  по колено, но хорошо утаптываю за 1-м. Ровное место с берёзками, тут уже снег схватился в небольшой наст, быстро сменяются парни. Наблюдали красивый закат в розовых тонах. Оставалось 250м спустится вниз на поляну к домику, и тут мы достали фонарики, спуски чётко не видны, мы падаем, становится холоднее. Но всё же дошли. Разогрелись,  выкапывая дрова из-под снега.

День 10-й.   Алексей раньше вышел тропить. Мы вышли в 9 утра - явно холодно, как потом оказалось -30t. У подъёма на перевал догнали Игоря и Алексея, ресницы стали белыми, руки ноги  нос замерзают.  Надо быстрее и тут выглянуло солнце, которое мы долго не видели и хочется побольше в памяти запечатлить.
   Сфотографировались на перевале,  и тут начался спуск. Алексей с Игорем быстро укатили. Я решилась ехать за ними, пока лыжня сильно не набита, Тане было страшно, но сзади на подстраховке был Вова. Тропил весь путь Алексей, так как мы с Игорем неправильно путь выбирали. В тайге иногда оставалось небольшое углубление от старой лыжни,  так и шли. К домику на озере вышли около 14.00 на градуснике -18t. Попили чай и пошли с лыжами в руках на дорогу. Подъём 3км вверх. Старались идти быстро, ноги проваливались по колено. Илья, прислоняясь к дереву, когда я его обгоняла: "Вы все здесь терминаторы, один я человек".(Илья первый раз в туристическом походе).

Вышли к дороге - всё заметено. Машины нет. Алексей уставший, пойдём вниз пешком, я сказала, что быстрее на лыжах. Мороз крепчал, лыжи с трудом наделись. Бахилы, снятые в домике замёрзли.
  Чуть ниже за поворотом ребята откапывали в очередной раз машину. Долго к нам ехали. В 17.00 выехали. Мороз -35t. Скорость машины 70км/ч., ещё какой-то тросик наровил всю дорогу оборваться. Надо быть в Барнауле в 5 утра, чтоб я с Вовой успели на самолёт. За 50км до Барнаула Володя Чулышман уже физически не мог ехать, не спавши, Алексей взялся не давать ему заснуть последние километры.
    Огромное спасибо Володе Чулышману, Алексею, Свете, что мы успели на самолёт.  Спасибо команде за взаимоподдержку.
  Пусть только в сердцах остаётся теплота человеческих отношений и красота чудесной зимней таёжной природы, уникальность Тёплого ключа!

P.S. Вышли из самолёта, а в Москве +1 град., мы переглянулись с Вовой и сказали: "хотим обратно".

Автор отчёта: Галя Сачук, Минск

Комментариев (3)
 1 Автор: Игорь, дата: 27-02-2009 13:10
Ребята привет! Молодцы!
 2 Автор: Илья, дата: 14-04-2009 21:43
Всем привет. 8)
 3 Автор: Игорь, дата: 15-04-2009 20:48
Илья привет как жив здоров научился на лыжах ходить)

Добавление комментария
  • Личная переписка и оскорбления будут удалены.
  • Не используйте комментарии для раскрутки своего сайта. Такой материал будет удаляться.