Вход на сайт





Забыли пароль?
Регистрация
Пешие походы Сплавы Лыжные походы Индивидуальные туры ВелопоходыПокатушки
Главное меню
Новости
О клубе
График походов
Заявка на участие
Контакты
--------------------------------
Что брать в поход?
Справочная инф-я
--------------------------------
Отчёты о походах
Фотогалерея
Видео с походов
Обои рабочего стола
Походные песни
Снаряжение
Выбор снаряжения
Выбор рюкзака
Выбор спальника
Выбор палатки
Велораздел
Велопокатушки
Места катания
Случайное изображение

В аэропорту

Поздравления
Именинники марта

01.03 - Перепеченко Семен,
03.03 - Зайцев Алексей,
04.03 - Качанов Евгений, Гопаченко Юля,
05.03 - Альховый Максим,
06.03 - Никифорова Аня, Коваленко Галина,
08.03 - Семенченко Илья,
09.03 - Пирожков Сергей,
10.03 - Кузнецова Виктория, Батурова Анжела, Дерягин Павел,
12.03 - Янцен Саша,
13.03 - Силантьев Виталий, Сидорова Наташа, Шибких Геннадий
17.03 - Соколов Андрей, Ширманова Оля,
19.03 - Смирнова Наташа,
21.03 - Будько Марина,
23.03 - Поморцев Вениамин,
24.03 - Колесников Алексей, Маркова Люда
25.03 - Костогорова Таня, Носков Саша,
26.03 - Беспоместных Саша,
27.03 - Кирьянов Александр Арсентьевич,
31.03 - Семяшкин Всеволод,

Желаем вам добра и удачи!


 
Сейчас на сайте находятся:
2 гостей




Велопоход по Китаю "К Югу от облаков" Печать
     
Карта Китая
Карта маршрута

 Велопоход "Китай. Провинция Юньнань. К югу от облаков..."

с 21 марта по 25 апреля 2009 года


фильм о походе можно скачать тут (240Mb)

Часть 1. Тропики.

Дата

Нитка

Км

Часов

Набор высоты

Высота ночёвки

21.03-

26/03

Перелёт НовосибирскУрумчи, УрумчиСанья. Отдых в Санье. Перелёт Санья-Куньмин.

 

 

 

 

27.03

Куньмин – JiangChuan

115

7:00

450

1725

28.03

JiangChuan – Tonghai – 54 км не доезжая Shiping

80.5

5:40

1000

1750

29.03

54 км не доезжая Shiping - Jianshui

113.5

6:40

875

1340

30.03

Jianshui – Yuanyang

83

5:10

740

242

31.03

Yuanyang - Laomeng

88

6:50

1786

470

01.04

Laomeng – Lüchun

66

6:00

1800

1633

02.04

Lüchun – Daheishan

79

5:00

920

1582

03.04

Daheishan – Jiangcheng

96

6:41

1360

1145

04.04

Jiangcheng – Kangping

67

4:20

876

948

05.04

Kangping – Simao

82

5:40

1300

1306

06.04

Simao – 20км за  Dadugang

103

5:40

773

912

07.04

20км за Dadugang – Jinghong.

Переезд Jinghong - Dali.

72

4:15

450

560

 

Итого

1045км

 

12330м

 



Часть 2. Трёхречье, Шангрила.

 

Дата

Нитка

Км

Часов

Набор высоты

Высота ночёвки

08.04.

09.04

Dali. Днёвки

41

 

 

2010

10.04

Dali - YongPing

123

7:25

1438

1593

11.04

YongPing – подвесной мост через Меконг

85

5:30

800

1294

12.04

Река Меконг – Youlong + 35км

115

7:23

973

1867

13.04

Baishi – Lanping - Jianchuan

100

6:20

1260

2476

14.04

Jianchuan - Weixi

97

6:00

976

2210

15.04

Weixi - Kangpu

90

5:00

400

1765

16.04

Kangpu - Badi

61

3:46

455

1900

17.04

Badi - Deqin

75

6:20

2000

3300

18.04

Deqin. Днёвка

 

 

 

3300

19.04

Deqin - Benzelian

108

7:40

1622

2100

20.04

Benzelian – Nixi – Xiangellita (Шангрила)

86

6:30

1900

3278

21.04

Xiangellita (Шангрила) - Qiaotou

109

5:15

420

1848

22.04

Qiaotou - Lijiang

84

5:30

1089

2387

23.04

24.04

Lijiang. Днёвки. Перелёт Лицзян-Ченду.

 

 

 

 

25.04

Перелёт Ченду – Урумчи – Новосибирск.

 

 

 

 

 

Итого

1174км

 

13333м

 



Общие данные: за 24 чистых ходовых дня пройдено 2220км, набор высоты - 25663м

 

Предисловие.

В этом маршруте, нам захотелось сменить стиль и, вместо пустынных высокогорных пейзажей, побывать в зелёных тропических регионах с "другой" природой, проехать через древние города, забраться в самое сердце Трёхречья, уникального и почти сказочного района Китая, познакомиться с различными малыми народностями, соприкоснуться с великим Тибетом и таинственной Шангрилой. Увидеть настоящий "китайский" Китай, для того чтобы можно было по праву сказать: "Мы побывали в этой стране". И мы в ней побывали.

За 24 ходовых дня пройдено 2220км с набором высоты более 25000м, около двух десятков перевалов, с разбросом высот от 220 м до 4360 м. Палящее солнце и густые туманы, влажные тропики и ураганные пронизывающие ветра Тибетского нагорья. Таким стал наш месяц в Китайской провинции Юньнань.

Участники

 

 

Света Глушкова,

1983 г.р.

Merida Matts Sport 2006

 

 

Автор маршрута, руководитель, штурман, фотограф, летописец.

  

 

Алексей Домашец

1968 г.р.

Merida Matts Sport 2007

 

 

Казначей, "специалист по торговле",  помощник руководителя.

 

 

Андрей Бобылев

1968 г.р.

GT Avalanche 0.5 2008

 

 

Рем.мастер, специалист по общению с местным населением.


 

Утром 21 марта мы вылетели из Новосибирска в Урумчи. Прилетев в Урумчи, мне удалось взять билеты по приемлемой цене (с 50% скидкой) на Санью только на следующий день, и мы отправились прогуляться по городу. Местное население здесь больше похоже внешне на мусульманские народности, чем на китайцев. Это связано с тем, что в Урумчи основная народность - это уйгуры, это находит отражение и в одежде, и в пище. Все надписи в городе преимущественно дублированы на китайском и арабской вязью. Переночевав в гостинице около аэропорта, отправляемся на знакомство с городом и попутно делаем первые шаги в общении с местным населением. Даются они откровенно с трудом. Гуляем по центу города, парку, местному базарчику. Вечером улетаем в Санью, где мы проведём 4 дня, купаясь, загорая, гуляя по городу, адаптируясь к местной жизни  и, купив билеты на самолёт до Куньмина, вечером 27 марта в час ночи приземлимся в столице южной провинции Юньнань.

Часть 1. Тропики.

 

27 марта. Куньмин - пер.2145 -  JiangChuan. 115км, набор высоты 450м.


Около часа ночи наш самолёт приземлился в аэропорту Куньмина. Получив свой багаж в виде велосипедов, ужасающе потрёпанных после трёх перелётов, мы отправились по первому этажу аэропорта в поисках мест, где бы можно было поспать до утра. И, как ни странно, нашли.

Дело в том, что в Китае аэропорты не работают по ночам, и  всё в них устроено так, чтобы люди ночью не находились в здании, а брали такси и уезжали в город. Отсутствуют круглосуточные залы ожидания, свет выключают и по залам дежурит охрана.

Умывшись и устроившись в рядах, недалеко от ещё двух спавших китайцев, мы подремали около трёх часов и в 5 утра принялись собирать велосипеды, попутно создав шоу для начавших прибывать с утра пассажиров. Они усаживались поудобнее и бурно обсуждали "театр действий". Около 7 утра  велосипеды были готовы, рюкзаки закреплены и мы выехали в город.

Нужно сказать, что по первоначальному варианту мы планировали подкинуться первые 170км от Куньмина до Тонхая автотранспортом. Но поняв, что с "нашим" китайским мы будем дольше искать автовокзал (а делать это нужно ещё и с упакованными велосипедами) и договариваться с таксистом, решили что поедем своим ходом.

Из Куньмина выехали на второстепенную дорогу, дублирующую 213ю трассу. Первые 50км чуть не умерли, выезжая из промышленной зоны этого огромного мегаполиса. Узкая пыльная "деревенская" дорога была забита большими и маленькими грузовиками, мото и вело-рикшами, всё гудело, тарахтело и пылило. Только уйдя после развилки налево от трассы, мы вздохнули спокойно, и началась отличная уютная дорога, вьющаяся среди гор и холмов. Дорога проходит между двумя крупнейшими озёрами - Дьянчи и Юксиан. Но так и не подходит к ним. Машин не много.

Остановились пообедать в придорожном кафе мяском с жареной картошкой. После недели в Китае у нас уже вполне умело получается объясняться на тему, что и как приготовить и чего нужно и не нужно класть в пищу.

Ожидая что между озёрами дорога равнинная, тем не менее после обеда начинаем карабкаться в перевал, который берём на 80-ом километре пути (высота 2145м.). Размашистыми серпантинами сбрасываем 300метров по заросшим садами склонам гор и оказываемся в широкой долине. Вдали открывается вид на огромное озеро. После спуска дорога переходит в широкую бетонку, идущую непосредственно вдоль берега озера. Но берег либо заболочен, либо занят домиками и грядками - встать с палаткой в уединении особо негде. Порядком уставшие доезжаем практически до города JiangChang. На одном из перекрёстков местный владелец ресторанчика подсказывает нам, где гостиница, и приводит селиться. Девушка на ресепшен здорово нас пугается и стесняется, и хозяин сам решает все вопросы с нами, пересказывая ей. Вскоре приезжает милиция, и проводит процедуру регистрации. А затем я ещё и умудряюсь захлопнуть дверь в номере, оставив там ключ. И снова приходтся объясняться жестами. Господи, как же с ними тяжело! (хотя если быть честным, то тяжело им с нами :)) ) Только через час всей этой суматохи мы, наконец, заселяемся.

После полубессонной ночи в аэропорту, 115км с перевалом, поиском ночлега и гостиничной суеты мы порядком подустали, умываемся и идём прогуляться по вечернему городу и покушать. Рано ложимся спать.

    

28 марта. JiangChuan - пер.1965 - Tonghai - пер.1824 - 54 км не доезжая Shiping.  80.5км, набор высоты 1000м.

Выехали в 8 утра. После города JiangChang наша бетонка сразу начинает карабкаться в горку, а в месте с ней карабкаемся и мы, и тяжело пыхтящие грузовики разных мастей. Проезжаем развилку дорог, забираемся наверх и начинается отличный спуск к Тонхаю. В 10 утра мы уже были в городе, перекусили в столовой, попутно купили замок для велосипедов и выдвинулись дальше. Дорога по прежнему соответствует горному рельефу местности - с постоянными локальными спусками и подъёмами, узкими скальными прижимами, с которых открываются виды на окрестные поля и террасы. Природа тут удивительная и непривычная - сосны и хвойные леса соседствуют с мандариновыми садами и пальмами. Повсюду вдоль дороги  нежный сладковатый аромат цветов, который будет сопровождать нас все дни в тропиках. Вскоре берём ещё один перевал и начинается стремительный серпантинный спуск, за который теряем 500 метров. На спуске останавливаемся отдохнуть в симпатичной месте, сделанном местными жителями из огромных камней, которым вода и ветер придали причудливые формы, этакий "каменный лес" в миниатюре. В ещё одной живописной деревушке местные жители вяжут колосья, и выкладывают на обмолот только убранные колосья прямо на проезжую часть, под колёса машинам. Необычная здесь автоматизация труда. Вообще сельский Китай - более традиционный и более китайский (если можно так сказать), чем Китай городской. Здесь веет стариной и зарисовками из фильмов. Деревни намного чище, чем города, народ в них спокойнее и умиротворённей, целыми днями они в работах и трудах. Цивилизация и индустриализация так и не дошла сюда в полной мере. Всё та же соха, волы и ручной труд.

За спуском следует подъём на очередной перевал. Погода очень жаркая и едется тяжело. Начинается сильнейший ливень. Пережидаем его в придорожном кафе около часа, попутно приготовив сами омлет с помидорами и чесноком и перекусив. Затем доезжаем 2км до городка и встаём на ночёвку в очень уютной гостинице за рекордно низкую для такого хорошего номера цену - 40Y за номер на троих. Не успели мы оформиться, как снова полиция прибыла для регистрации, переписали данные, но не все. Позже вечером они ещё раз навестили с англоязычной девушкой и записали всё недостающее.

    

29 марта. 54 км не доезжая Shiping - пер.1984 - Jianshui, 113.5км, набор высоты 875м.


Выехали в 7:30 утра. Утро очень холодное. Продолжаем набор высоты на вчерашний перевал. Забираемся до 1984м. Наверху очень красиво, долины залитые солнцем, панорамы террас, жужжание цикад (я их назвала: "птица-бензопила", по-другому не скажешь, так как именно за работу бензопилы мы приняли эти звуки вначале). Сбросили 700м высоты по уютной зелёной дороге замысловатыми серпантинами, скачущими по ручьям и мостикам. Правда замёрзли как цуцики и остановились, чтоб сделать зарядку и отогреться. На 50-ом километре приезжаем в Shiping, набрав 200м от спуска. Ещё перед городом появляется "индустриальная" дымка, много пыли, потому в сам город не заезжаем, проезжаем краем, обедаем и в 12:00 выезжаем дальше.

Между Шипингом и Жиншуем основная магистраль - платная и практически весь транспорт идёт по ней, а мы едем побочной дорожкой. Качество асфальта очень плохое (а где-то его и нет вовсе) и поэтому транспорта почти нет, лишь несколько мотоциклов, что нам только на руку. Дорога нескучная - с множеством небольших локальных спусков и подъёмов, красивыми поворотами и изгибами, то она вьётся вокруг магистрали змейкой, то уходит от неё и теряется далеко в полях.

Уже в 15:30 мы приехали в Жиншуй (Jianshui), который несколько веков назад был историческим и культурным центром провинции Юньнань и сохранил старинные исторические постройки и храмы.   Проезжаем по живописным улочкам старого города, тут же останавливаемся в гостинице, умываемся и идём гулять. Центральные улицы города отреставрированы и ухожены для туристов, а если свернуть в сторону и забраться в переулки, там можно встретить воистину старые постройки как они есть, и в них живут люди, а не ютятся сувенирные лавочки и хостелы.

Заблудиться в улочках старого города довольно легко, так как ни одна из них не идёт прямо и уж точно не под прямым углом к остальным. Ориентируясь на запомнившиеся ворота со слониками, уже по ночному городу возвращаемся назад в хостел.

    

30 марта. Jianshui - пер.1950м - Yuanyang, 83км, набор высоты 740м.


Выехали в 7:15 утра. Выезд из города нашли не сразу. На окраине стоят заводы, и первые 15км от города - сплошной поток транспорта - грузовики и мотороллеры.  Затем после очередного маленького городка дорога успокаивается, транспорт исчезает и дорога стремительно ползёт вверх и вверх горными серпантинами. Сначала местность открытая, по обочинам растут бамбуки, превращая дорогу в аллею, появляются масштабные рисовые террасы. Затем дорога уходит в густой хвойный лес, теперь обочины усыпаны хвоёй, а воздух пахнет свежестью и цветами. На отметке 1950м мы, наконец, достигаем вершины, откуда начинается стремительный и живописный серпантинный спуск. Пожалуй, это самые замысловатые и непредсказуемые серпантины из всех, какими мне приходилось спускаться. Сначала дорога  петляет по густым джунглям с редкими деревушками в три двора и десяток кур, затем идёт над отвесным ущельем. Качество асфальта плохое и это нам только на руку - транспорта практически нет, а после очередной деревни с угольным разрезом он исчезает вовсе.

Стремительно теряем высоту, и неожиданно в грудь бьёт горячий воздух и влажность от реки. Мы попадаем в зону тропиков. Вдоль дороги растут бананы и пальмы, открываются виды на живописное ущелье реки Юань. За 50км спуска теряем более 1700м высоты и оказываемся у моста на высоте 220м. А ведь уже завтра нам предстоит всё это набрать вновь.

Пересекаем реку по мосту и уже в 13:30 заканчиваем движение у города Юяньянь, места запланированного ночлега.

Городок запомнился чистыми улицами в пальмах и  людьми странного вида, одетыми в яркие одежды и кучками сидящими или спящими прям на улицах. Как мы узнаем завтра - это крестьяне народа "хани".

Вот только найти где покушать в этом городке оказывается не так просто, всё закрывается слишком рано. Отыскиваем рядом с базаром место где в огромных котлах варится мясо. Мужчины отвели душу, наложив прям из котла себе огромных кусков и наевшись до отвала. Я на такие гастрономические подвиги не решилась :).

Сегодня у нас был один из самых эмоциональных и красивых дней. Вот ведь интересно. Мы привыкли к стереотипу, что только побывав в высоких горах можно почувствовать себя героем. Но и тут, на небольших высотах в тропиках, есть живописные серьёзные горные дороги с очень небольшим трафиком - мечта туриста. 

Правда теперь, проехав весь маршрут, о рельефе этих дорог можно сказать отдельно. Тут в тропиках нет ни одного ровного места, дорога либо ползёт в перевал, либо спускается с него. Даже высотный профиль этой части пути выглядит не как привычные пики перевалов от общего уровня высоты, а как ямы спусков с общего уровня высоты. Такие в Китае дороги. Связано это прежде всего с террасным земледелием, из-за чего тут в тропиках населённые пункты расположены порой на самых вершинах гор либо высоко над долинами и полями.

    

31 марта. Yuanyang - пер.1920 - Laomeng, 88км, набор высоты 1786м.


Ночью была сильнейшая гроза. Капли воды били как град, спалось очень плохо. Уже в 7 утра выехали по первым утренним сумеркам. Сегодня мы едем постоянно вверх, чтобы увидеть самые большие в мире рисовые террасы народности хани. Сначала дорога замысловато петляет по ущельям и горам, открываются панорамы окрестных хребтов, затянутых туманом. Постепенно мы приближаемся к границе тумана и пересекаем её. Вокруг сплошное молоко, видимость не более 20-30 метров. Едем очень аккуратно. Фотоаппарат прячу от капель тумана. В довершение полноты картины попадаем под тропический ливень и мокнем, пока не прячемся в маленьком бамбуковом бунгало.  Вот это уже настоящая  тропическая экзотика! Пальмы, бананы, клубы тумана, а мы лопаем мандаринки сидя под бамбуковой крышей. В 13:00 мы в Юаньяне (будем называть этот город так же как и город внизу, ибо для туристов и его называют так), обедаем. Наши рисовые террасы затянуты беспроглядными туманами, обидно очень. Но похоже тут так 90% времени. От дальнейшей дороги ждём спуска, но она карабкается всё выше и выше, видимость на террасы открывается лишь на мгновенья, даря красивые кадры, и поражая воображения - сколько же труда и умения вложено тут.

И наконец 40км головокружительного спуска. В тумане видимость уменьшается до 10м, едешь в постоянном напряжении, так как машины если выныривают, то сразу перед глазами. Когда спускаемся ниже границы тумана, будто занавес снимают с глаз, и кажется даже думать становиться легче.

Через 40км спуска мы в Лаоменге. Селимся, моемся и идём кушать. Пока Алексей и Андрей ходят по местным магазинчикам, я руковожу процессом на кухне, жестикулируя что в каком порядке резать и класть, чтобы получилось то что нам нужно - а именно омлет с овощами. Рано ложимся спать.

Несколько слов стоит ещё сказать о рисовых террасах. Огромные залитые водой пространства, террасированные горы и холмы в тёплом климате тропиков словно огромное водохранилище стали основным погодообразующим фактором в этом районе, вызывающим постоянные дожди и туманы. Поэтому этот и последующие дни, пока мы не покинули районы террас, и то и другое преследовало нас, рождая поговорку этого похода, понятную только тем, кто просидел в седле при 100% влажности более 6 часов:  "чайные террасы лучше рисовых" :).

    
    

1 апреля. Laomeng - пер.1935 - Luchen, 66км, набор высоты 1800м.


Ночью снова шёл дождь и сутра было прохладно и мокро. Уже в 7:00 мы выехали. Сегодня всё время набираем высоту. Да ещё как! Одни серпантины по джунглям. Запахи волшебные, транспорта почти нет. Дорога плохая, асфальт во многих местах разбит, красные селевые потоки порой по щиколотку глубиной, выбитые дождём с гор камни.

Вчерашний боевой день даёт о себе знать - часто отдыхаем. Переваливаем отметку 1300м, сваливаем около 200м и снова вверх. С утра ехали под дождём, спустя полтора часа он кончился и вокруг очень влажно. Солнце не пробивается. Устали как черти, так как когда дорога чередует вверх-вниз, то пятая точка хоть немного отдыхает. А когда много километров ползёт только вверх, то даже просто сидеть на велосипеде становится тяжко.

Увидели вдалеке город под облаками, не веря глазам предполагаем, что вроде бы нам туда. Замысловато заехали, но оказывается что и это не всё, и есть и выше и дальше. Эх, тропики! :) смотришь на дорогу, смотришь вокруг, и хоть кости порой кидай да ставки делай, куда же она и как повернёт.

На выезде из нашего "города под облаками" пост милиции из-за близости границы с Вьетнамом, проверяют паспорта. Виды из города - волшебные, есть свои плюсы в городах на вершинах гор.

Опять набираем до отметки 1935м, везёт нам на неё :), и вдалеке показывается белый город Лючен. Спускаемся до него вдоль красной реки. Селимся в ну очень убогой гостинице почти за даром, зато отъедаемся рыбой (карп в кисло-сладком соусе) в кафе и уже в 19:30 ложимся спать.

    

2 апреля. Luchen - пер.1785 - Daheishan, 79км, набор высоты 920м.


Сутра спим дольше обычного, так как на улице очень холодно и льёт дождь. Выезжаем только в 9 утра. И о чудо! Небо начинает разъяснивать. После трёх дней мокроты мы наконец-то отъезжаем от огромных террас и становится вновь тепло и сухо. Правда дорога после ливня плохая, во многих местах красные селевые наносы, ручьи поперёк дорог. Едем вдоль красной бурной порожистой реки. В разливах и на ней разбиты террасы. Тем не менее пейзажи напоминают Алтай - река, скальные выходы, дорога над прижимами.

До обеда едем постоянно вниз и за два часа проезжаем 43км. Кушаем, отъезжаем от посёлка и около часа отдыхаем, загораем. Мужчины купаются в красной реке. Затем нам опять по традиции вверх и дорога начинает прыгать с одной гривы на другую. Набираем чистыми 800м. Виды сегодня грандиозные - под девизом просторы и горы.  Немного спускаемся с перевала, отъезжаем от дороги с километр и встаём на ночёвку.

    

3 апреля. Daheishan - пер.1580 - Jiangcheng, 96км, набор высоты 1360м.


Выезжаем в 7 утра и возвращаемся 1км до нашей дороги. Отсюда идут 35км как всегда отличного спуска.  Каждый раз вот так, оказываясь на вершинах гор и перевалов, откуда открываются виды на обширную горную страну, вспоминаю перевод названия Юньнань - к югу от облаков. Я бы сказала по другому: "И выше только небо!"

В 9 утра проехав 32км вниз и спустившись к живописной бирюзовой реке, останавливаемся в городке позавтракать. Отсюда дорога портится, асфальт исчезает и начинается убийственная каменистая гравийка, идёт строительство второго моста через реку. Переезжаем большой мост и дорога начинает набирать высоту. П

окрытие - булыжная мощёная брусчатка, пожалуй это одно из самых тяжёлых покрытий по-которым мне доводилось ездить, трясёт на таком постоянно и вверх и вниз, любая самая плохая грунтовка и то лучше. Мы окрестили эту дорогу - "китайская пытка". По жаре и этому "волшебному покрытию" мы набираем 800м высоты за 20км, и очень уставшие приезжаем в промежуточный городок, от которого наконец начинается асфальт. Обедаем, закупаемся фруктами и едем дальше. Дорога продолжает прыгать через гривки, набирая высоту и делая замысловатые повороты. Ещё раз встречается продолжительный участок мощёной брусчатки. Открываются очень красивые виды на чайные террасы, которые теперь будут сопровождать нас несколько дней. Склоны покрыты ровными зелёными полосочками, а воздух наполнен тонким ароматом чая.

Около 16:30 приезжаем в городок Jiangcheng, на удивление чистый и уютный. Есть базарчик и множество торговых улочек.

    

4 апреля. Jiangcheng - пер.1330 - пер.1360 - Kangping, 67км, набор высоты 876м.


Выехали в 7:30 утра. Ночью шёл дождик и сутра над горами встают туманы, влажность высокая. Едем не торопясь. Около 9:00 приезжаем в промежуточный городок, где сытно завтракаем. Становится очень жарко и начинает парить.

Сначала дорога скачет вверх-вниз вдоль реки. Вокруг засеяны поля пшеницы, рельеф тут более степной, так как долина реки достаточно широкая. Вскоре начинается подъём, мы перепрыгиваем через горку и попадаем в долину другой реки. Сверху видна вдалеке граница с Лаосом, отсюда до неё по прямой не более 10км, в течение дня со стороны границы несколько раз были слышны выстрелы.

Природа здесь кажется совсем дикой - густые тёмные джунгли, резкий рельеф, рвущийся сквозь скалы ручей, крики попугаев - от всего этого веет сказками Киплинга.

Спуск как всегда дарит массу положительных эмоций. Город возникает неожиданно на вершине холма, тонущий в джунглях. Рельеф в городе очень серьёзный.

    

5 апреля. Kangping - пер.1595 - пер.1560 - Simao, 82км, набор высоты 1300м.


Сегодня у меня день рождения, а настроение грустное. Всю ночь и всё утро лил дождь и снилась мама.

Выезжаем довольно поздно. Вначале дорога скачет вверх-вниз, а затем начинается затяжной и изматывающий подъём на перевал. Спускаемся с него около 12:00 и встаём перед городком в придорожном кафе на обед.

Пока нам готовят пищу, местные женщины угощают нас мёдом в сотах. Вот это и правда подарок! Нормальных конфет в Китае нет, и сладкого нам давно уже не хватает, а тут ещё и такое полезное. Обедаем супом из баранины и жареным салом. После обеда час отдыхаем в тени у дороги и выдвигаемся дальше.

Небо хмурится, и на пути вверх на очередной перевал нас накрывает ливнем. Прячем велосипеды с рюкзаками под коврики и тент, а сами под деревья - правда последние спасают не очень. Дождь идёт сильный и довольно долго. Только минут через 40 мы выезжаем дальше.

Перескакиваем через перевал и попадаем в широкую просторную долину, по которой спускаемся до города Симао, знаменитого своими плантациями чая сорта "пуэр". На въезде в город встаём в очень приличной и при этом очень дешёвой гостинице, моемся и идём кушать.

Выпиваем за мой день рождения, и покупаем на базаре арбуз (так как именно в нём меня нашли "по легенде"), который съедаем уже в гостинице. Попытка позвонить домой в Россию не удалась.

    

6 апреля. Simao - пер.1370 -  20км за  Dadugang, 103км, набор высоты 773м.


Выезжаем из Симао в 8 утра. Но едем не по центральным улицам города. Ещё дома я нашла боковой объезд через парковую зону с чайными садами, клумбами и цветущими деревьями очень живописной дорогой. Проезжаем деревеньку народности Йи и выезжаем на нашу дорогу, дублирующую трассу 213.

Дорога скачет вверх-вниз через сады и террасы и выходит в широкую долину с банановыми плантациями, по которой плавно сбрасываем высоту. На 45-ом километре останавливаемся пообедать в придорожной чайхоне и начинается подъём к Дадугангу. В город приезжаем в 14:30. Маленький грязный и шумный, он стоит на горе, и зная что дорога пойдёт вниз, мы принимаем решение спускаться дальше, не останавливаясь здесь.

Сегодня у нас день чая и бананов, бананов и чая. На спуске любуемся и тем и другим, вдыхая вкусные ароматы. Правда бананы почему-то тут не продают, всё увозят на продажу. А местные видать едят бананы со своих огородов.

Скатившись 20км, останавливаемся в маленькой деревушке в три двора в простой придорожной гостинице со столовой. Уже завтра мы приедем в конечную точку нашей первой части маршрута - в Jinghong (Цихун).

    

7 апреля. 20км за Dadugang - пер.980 - Jinghong, 72км, набор высоты 450м.


Встали в 6 утра, и уже в 6:45 выехали по последним сумеркам. Дорога идёт на спуск. Приезжаем к парку диких слоников. Первый вход закрыт, ещё слишком рано. Доезжаем несколько километров до второго основного входа. Народ ещё только собирается на работу, артисты готовятся к представлениям, но кассы ещё не работают. И мы оценив красоту и ухоженность окрестностей, но так и не попав к диким слоникам, уезжаем.

Уже в 10 утра мы в Цихуне. Маленький, удивительно красивый и уютный городок, по улочкам которого приятно колесить просто так, разглядывая жёлтые крыши домов с завитушками, бронзовые скульптурки, причудливой формы клумбы, городской пруд.

Проехав по улочкам мы отправляемся к центральному автовокзалу, чтобы взять билеты на ночной автобус до Дали. Тут начинается первый дурдом сегодняшнего дня.

Увидев что мы с велосипедами, нам не продают билеты, а кому-то звонят и ведут к каким-то людям - то ли начальникам, то ли в багажное отделение, где нас мурыжат минут 40. Мы объясняем, что велосипеды будут разобраны и будут маленькими и укладываются в норму провоза 30кг. Но народ видать хотел денег. И на остальное им было всё равно. А нам надо было чтобы продали билеты с "минимальными потерями" для нас.
В итоге пришёл наш водитель и мы с ним сторговались за 100Y со всех троих за провоз багажа. После чего вместе вернулись в кассу и после того как он замолвил словечко кассирше, что всё Ок, продали билеты на 17:00 в спальный автобус. Уфф...

    

После этого мы решаем съездить в аэропорт, так как тут он ближе к городу чем в Дали, и купить билеты на самолёт на обратную дорогу, Лицзян-Ченду и Ченду-Урумчи. Искать тикет-офис по городу не хочется да и транспортная связка у нас непростая. По дороге заезжаем покушать, и я неудачно оставляю свою ложку в харчевне :(.

В аэропорту начинается дурдом номер два. Так мы билеты в Китае ещё не покупали! Мальчик на стойке конечно же ни слова не понимал по-английски. Но это не проблема, у меня всё заготовлено на листочках, направления, нужные даты и время, нужные цены. Договариваемся, понимаем друг друга. Цены сейчас с очень хорошими скидками и нас они устраивают. Когда мальчик берёт наши паспорта в руки, то издаёт такой громкий вздох а-ля "я влип", что мы понимаем - быстро он наши данные не перепишет. Даже достаём ему наш старый билет для примера, чтоб было полегче. Ждём ещё минут 30 пока он справится. Наконец всё готово, он отправляет билеты на распечатку и на первом же билете принтер ломается. Единственный принтер на весь аэропорт как вы понимаете :).
Мальчик пытается нам чего-то объяснять по-китайски, но мы понятное дело не понимаем и молча ждём, что будет дальше, пытаясь показать, что готовы ждать пока не отремонтируют принтер. Наше счастье, что находится один англоговорящий работник, который приходит на помощь и говорит о том, что билеты зарезервированы, но принтер они не отремонтируют, и что нам надо забрать билеты в тикет-офисе в городе и даёт нам визитку на китайском.

Мы говорим, что у нас через два часа автобус в Дали, и мы не сможем найти адрес так как не понимаем, что написано. Он нам: на такси? Мы: мы на велосипедах. Мужик выходит и убеждается что велосипеды у нас большие, в такси не влезут.  Тут нам приходит в голову здоровая мысль: а доставьте нам сюда эти билеты сами! Так как это похоже единственный реальный выход, то мальчика отправляют в город за билетами. Наконец через полчаса он приезжает с нашими шестью билетами и мы их выкупаем. Ура! Два часа потрачены не зря, а мы вымотаны до предела. Теперь бы только забраться в автобус и спать.

Больше в этот день подвохов не было. В 17:00 мы спокойно грузимся в спальный автобус на верхние полки. 619км автобус едет 15 часов! Против ожидаемого, в автобусе тихо и комфортно. Спим, не смотря на бесконечные серпантины, и в 8 утра приезжаем в Новый Дали.

Первая часть маршрута завершена. За 12 дней пройдено 1045км пути, взято полтора десятка больших и маленьких перевалов с суммарным набором высоты 12330м.

Часть 2. Трёхречье. Шангрила.

8,9 апреля. Дали. Днёвки. 41км.


В 8 утра наш автобус наконец приезжает в Новый Дали. Собираем не торопясь велосипеды, завтракаем и едем в старый город. Погода отличная - не очень жарко, солнышко и сухо. Выезжаем на трассу 214 и по ней через 18км приезжаем в город, находим нашу народную улицу Remin Lu - одну из главных живописных улиц старого города, и селимся в хостеле. Время уже обед. Купаемся, приводим себя в порядок и отправляемся гулять по улочкам старого города. Сегодня на велосипед садиться не хочется. Оставляем дальние поездки на завтра, так как у нас высвободилась дополнительная днёвка из-за завершения первой части с небольшим опережением графика.
Накупаем в лавочках разной выпечки - булочек и лепёшек, очень соскучились по тесту, в Китае вообще нормальные изделия из муки практически не продают. Дегустируем местные ягоды. Вечером почти задаром в пункте IP-телефонии звоню домой маме, поздравляю папу с днём рождения.

На следующее утро мы переселяемся в соседний более дешёвый и красивый хостел. И я и Алексей отправляемся гулять на велосипедах по достопримечательным местам. Сначала по Fusin Lu доезжаем до Yuer Lu, ищем вход в городской парк - маленький, уютный, но мы в нём не останавливаемся, а едем к причалу озера Эрхай. Не даром местные называют его морем! Оно огромно и прекрасно. На причале тихо покачиваются лодочки в ожидании своих туристов. Жалею, что не сообразила вчера заказать себе билетик на такую прогулку. Озеро действительно очень большое и красивое, с востока окаймлено горами. На другом берегу несколько торговых деревушек и пара храмов. От причала едем к храмовому комплексу Три Пагоды -  символу Дали. Небольшая фотосессия, обход боковых улочек.

Затем я решаю найти, где съезд к дороге, ведущей к храму Мира и Справедливости. Находим вроде как подходящую дорогу, а на ней уж слишком много блюстителей этого самого мира и справедливости - полиции. Заинтригованные едем по булыжной мостовой наверх и попадаем на небольшой стадион и народный праздник. Радости нашей нет предела. Обходим и устраиваемся сбоку от сцены, откуда отлично видно представление. Очень красиво, и народу совсем немного. На центральных местах сидят чиновники (как мы узнаем позже - визит Назарбаева в Дели), поэтому и столько полицейских. Удовлетворённые увиденным едем домой обедать, по пути заглядывая в многочисленные мастерские. Местный народ - бай, талантливые мастера и умельцы. В старом городе множество мастерских, где выставляют красивые изделия и картины из мрамора, на которые просто приятно посмотреть.

На обратном пути покупаем диск с лиричной китайской музыкой.

Вечер сегодняшнего дня стал примечателен ещё одним забавным событием - я получила травму. Как вы думаете чего? Травму носа :). Раньше я думала, что только в диснеевских мультиках у главных героев нос оказывается впереди тела при встрече с препятствиями. Нет. Оказывается это закон природы! Шла я на балкон хостела с мокрой футболкой в руках, чтобы повесить сушить, и на полном ходу не заметив врубилась в стекло - и именно носом. Кровь полилась мгновенно, на стекле остался шикарный отпечаток моей физиономии, а мне честно сказать было и больно и смешно одновременно. Не ожидала от себя такого :)). В итоге в ближайшую неделю солнцезащитные очки я носить не могла, хорошо хоть ничего не сломала.

В остальном вечер проходит в сне, загорании на крыше хостела, в разборе карт. Завтра начинается новый путь.

    

    

10 апреля. Dali - пер.2365 - YongPing, 123км, набор высоты 1438м.


Выезжаем из Дали в 7:10 утра. На улицах много полиции в ожидании приезда картежа Назарбаева. Доезжаем до развилки на Баошань и уходим на дублирующую 320ю трассу. При этом чуть не теряемся с Андреем, который как истинный лось, пролетел первый свороток мимо метров на 200, и мы его не видели. Съездили вперёд, вернулись назад к развилке, где и увидели его подъезжающего и недовольного, что его забыли. И буквально через пять минут он снова уносится вперёд и вниз, и проскакивает второй свороток направо. Теперь уже негодуем мы, и Алексей едет догонять и возвращать обратно. Наконец мы выезжаем на нашу дорогу.

Идёт длинный затяжной спуск. После заросших тропиков глаза радуются просторным горным пейзажам, так напоминающим родину. Воздух сухой, дышится легко. Вскоре дорога подъезжает к очередному притоку реки и начинает вдоль него подниматься. На 12км она становится снова булыжной мостовой. Начинаем карабкаться в перевал, сначала плавно, затем всё круче и круче. От Дали за спуск мы сбросили высоту до 1300м, и теперь только на 103-ем километре забрались на перевал высотой 2365м, и снова спустились до городка YongPing до 1580м. В сам мегаполис мы не заезжаем и проезжаем дальше по дороге до небольшого пригорода, где останавливаемся в гостинице для дальнобойщиков и кушаем самую вкусную лапшу с мясом за весь поход за 3Y.
Сегодня на спуске мы приметили на другом конце этого городка на холме огромный мусульманский храм. Завтра сутра уговариваю съездить посмотреть.

    

11 апреля. YongPing - пер.2085 - подвесной мост через Меконг. 85км, набор высоты 800м.

Сутра делаем небольшое ТО велосипедов, чистим и смазываем. Поднимаемся по крутой бетонке к храму. Храм ещё до конца не достроен, но его красота и масштаб поражают. На воротах и окнах красивейшая тонкая резьба по дереву. Общаемся с местным священником и едем дальше.

Первые 33км до долины Меконга опять преодолеваем перевал и серпантинами спускаемся к мосту. От моста вдоль Меконга уходит просто сказочный асфальт идущий над старой брусчатой дорогой, и это на самой тоненькой линии на карте из всех! Но как станет видно дальше, радость была недолгой.

Ущелье Меконга красивейшее! Река то спокойная, то порожистая. Проезжаем огромную строящуюся ГЭС, часть посёлков вокруг уже пустует и отселено, вскоре здесь всё будет иначе.

Проезжаем через километровый тоннель с бетонкой и асфальт заканчивается. Начинается ужас.
Не даром говорят: кто не проехал в Китае по строящейся дороге на велосипеде, тот не был в Китае. Верхнюю дорогу ещё только пробивают и ровняют, а по нижней нужно умудряться ехать нам. Дорога пыльная, грунт и каменные развалы. Вверху работают экскаваторы и рушат камни вниз на дорогу, откуда бульдозеры сваливают их в реку. Пыль стоит порой такая, что не видно ничего. Едем с остановками перед каждым таким экскаватором. Ждём наверху отмашек, чтоб прекратили работу и проезжаем, если возможно, либо протаскиваем велосипеды по огромным камням, и дальше и дальше. В одном месте, уже после того как экскаватор остановился, и мы поехали, от порывов ветра на нас полетели камни, только по случайности падая под колёса и за спины. Нервотрёпка та ещё, не хочется умереть под великой китайской стройкой.

И вот, проложив 25км пути по такой дороге и не доехав до города ночёвки 300м, дорогу нам шлагбаумом перегораживает полиция, "дальше нельзя, реконструкция дороги, очень опасно", выводят на листочке нам они. Приехали. И не могли эти умники встать на 25км раньше. Пока что только волосы дыбом встают от мысли, что придётся пробиваться обратно. Но милиция неприклонна.

Выясняем у них, что реконструкция минимум километров 200-300, то есть длиной чуть ли не в пол-Меконга. Благо, объездные варианты дорог, чтоб выехать на Меконг позже, есть. Нужно вернуться до второго моста через Меконг назад. Подумаем о вариантах  вечером, а пока надо думать, где ночевать.

Решаем ехать до первого посёлка, где сможем найти гостиницу. Так как вставать с палатками в этом ущелье нереально, а отмыть толстый слой глиняной пыли с себя хочется. Уставшие, пыльные и расстроенные спускаемся 6км и селимся, моемся и идём кушать, и даже в харчевне ещё "боремся за права человечества", чтобы не обдирали бедных лаоваев.

В общем сегодня был не наш день.

    

    

12 апреля. Река Меконг - 35км за Youlong, 115км, набор высоты 973м


Ночью дорогу взрывали.
Выехали в 7:30, и некоторые участки успели пройти до начала работы тяжелой техники, а в 8:00 работа уже кипела вновь по полной. Опять перетаскиваем велосипеды через завалы, пережидаем взрыв, трясемся по пыли и ухабам и, наконец, доезжаем до моста на другую сторону. Но не всё так просто. На той стороне тоже строят дорогу, но без взрывов и обрушений. Проезжаем по щебню и пыли среди техники и рабочих и уходим в наш распадок на Youlong вдоль реки. Строящаяся щебёнка переходит в булыжную мостовую а-ля "китайская пытка" и скачет по прижимам то вверх то вниз. Зато пейзажи красивые очень. Зелёные долины залиты солнцем. В этих местах, в отличие от тропиков, встречается нормальная домашняя живность - козы, коровы, лошадки, хрюшки. В тропиках были одни куры, перепёлки и утки экзотических окрасок.

Только на 35-ом километре появляется асфальт. Следующие 38км до Юлонга дались трудно - сказывается жара и серьёзная усталость от прошлых километров. В городе кушаем и решаем не останавливаясь тут ехать дальше. При выезде из города встречаем указатель на деревню народа бай, которой свыше 1000лет. Пока Алексей и Андрей отдыхают в тени, я оставляю с ними рюкзак и еду на разведку. Но дорожка до деревни оказывается длинной и когда за очередным поворотом вижу её лентой уходящую вдаль и вверх и понимаю, что к условленному времени не вернусь, то поворачиваю обратно. Ну я хотя бы попыталась.

А байцев, если честно, тут много и на улицых. Женщины старшего возраста ходят в национальной одежде как в повседневной. В своей работе много используют лошадок как вьючных животных. Лошадки тут - помесь коня и осла, низкорослые, и даже ржут почти как ослики. Встречаются тут и нормальные ослы.

Следующие 35км дорога идёт вверх по течению реки, но самой реки практически нет, а могла бы быть и достаточно красивая, вьющаяся среди крупных валунов горного ущелья. Но через каждые 2км на ней стоят ГЭС, в итоге "река которой нет" стала лишь тусклым ручейком. Всё-таки понятия экология для китайцев не существует. Эксплуатируют природу они как никто другой. Около 19:00 мы приезжаем в маленький грязный городок, где с помощью милиции находим и заселяемся в гостиницу. Все великие стройки остались позади.

    

13 апреля. Baishi - Lanping - пер.2950 - Jianchuan, 100км, набор высоты 1260м.


Выезжаем в 7:40 и продолжаем набирать высоту вдоль нашей речки. ГЭС на ней больше не встречаются и течёт она вольно и живописно. Утро холодное, сказывается высота. Но  по мере восхода солнца - теплеет. Долина узкая, посёлки и дома встречаются редко.

К обеду приезжаем в Ланпинг, кушаем, отдыхаем часок у речки  в тени, в зарослях каких-то красивых колючек. Колёса не прокалываем, а вот пальцы - да. И начинаем карабкаться дальше. Впереди перевал. За несколько километров до вершины асфальт предательски заканчивается и начинаются наши любимые булыжники. По ним и забираемся наверх и начинаем спускаться. Спускаться по такой булыжной мостовой весело, кисти рук сводит, а лучший принцип - чем выше скорость, тем меньше ям. Вскоре начинается гладенький асфальт, по которому мы сказываемся вниз в широкую долину сплошь усеянную парниками, искрящимися на солнце так, будто долина залита водой. Поднимаемся несколько километров до города.

Городок чистый и аккуратный. На краю города - парк, где гуляют с детьми, а вечером начинается городской праздник с танцами.

На ужин заказываем трёх карпов из аквариума и очень вкусно кушаем. Водители обещают нам хорошую дорогу на всём дальнейшем протяжении. Завтра будем проверять.

    

14 апреля. Jianchuan - пер.2830 - Weixi, 97км, набор высоты 976м.


Утро как всегда было холодным и мы проснулись немного позже, но всё равно в 7:40 уже выехали. Вначале сегодняшнего пути у нас 50км почти непрерывного спуска. Через 35км мы останавливаемся в посёлке, вкусно завтракаем лапшой с мясом и едем дальше. Сначала дорога идёт по узкому ущелью реки вниз, затем отходит от него и начинает подниматься по впадающему ручью. Хвойный лес, минимум машин - красиво. Подъём достаточно крутой, постепенно выходит на длинные размашистые серпантины, и мы оказываемся на перевале. Солнце жаркое, но ветер  холодный. С вершины перевала видны белки в долине Меконга, начинает ощущаться масштаб горных систем.

Для спуска одеваюсь, но оказывается приходится изрядно попотеть. На спуске строят небольшую ГЭС и дорога временно превращается в ужас с пылью под рокот грузовиков. В Вейси мы приезжаем около 16:00, кушаем.

Дешёвого жилья найти не можем и решаем ехать дальше, но наталкиваемся на выезде на гостиницу для дальнобойщиков и селимся.

15 апреля. Weixi - Kangpu, 90км, набор высоты 400м.


Ночью было холодно. День сегодня предстоит нетрудный, поэтому выезжаем позже обычного - в 8:40. Вначале от Вейси дорога идёт на спуск до самого Меконга, приемущественно асфальт местами с участками камней. Дорога очень красивая - вокруг цветут сады, лентой вьётся речка, зажатая в скалистые уступы, поросшие цветами.

Спускаемся к нашему долгожданному Меконгу и в распадке напротив вырастает стена из заснеженных пиков. Долина Меконга встречает нас во всей красе. Мягкий тёплый климат, свежие листики на деревьях, сады, бабочки. Солнце печёт так сильно, что частенько останавливаемся просто посидеть в тени. Находим спуск к песчаному берегу и устраиваем купание в Меконге. Вода очень холодная. Не зря на китайском название реки (Ланьцанцзян) означает "ледяные волны".

Долина реки меняется за каждым поворотом. То река широкая и спокойная, то сужается и пускается в бурлящие пенные пороги. В одном из порогов видим водников на каяках. То и дело открываются снежные пики окрестных хребтов. Наконец мы в Тёрхречье, в самом его сердце! Хочется фотографировать каждые 100 метров.

Сегодня уникальный день: за весь наш маршрут это первый день без перевала. И свои запланированные 90км мы проезжаем легко и не торопясь, наслаждаясь дорогой. Встаём на ночлег в небольшом городке, и опять вечером  у нас под окнами начинается городской праздник с танцами  - это становится практически традицией. Танцы традиционные. Люди встают по кругу, и под музыку делают определённые ритмичные синхронные движения руками, шаги и подшагивания. Смотрится интересно.

    

16 апреля. Kangpu - Badi, 61км, набор высоты 455м.


Спали плохо. Сначала праздник, потом полночи кричали на улице. Выезжаем в 8 утра. Окрестные горы и холмы в тумане, утро холодное. Сегодня у нас по плану расслабленный день - всего 60км. Это связано с рельефом и условиями, которые ждут нас завтра, и делают нелогичным сегодня проезжать больше. Другими словами - полуднёвка.

По прежнему красивая дорога. Ущелье Меконга более узкое, частые пороги и шиверы. Доезжаем до серединного городка 27км и завтракаем. Природа и окружающие посёлки и строения потихоньку меняются. То и дело появляются тибетские ступы и флажки, промеченные флажками тропы для кору по окрестным хребтам.

К 13:00 приезжаем к месту запланированной ночёвки. Ужинаем, и когда жара спадает, то мы с Алексеем отправляемся на вершину холма на другой стороне Меконга к ступе и тибетскому монастырю, посмотреть на окрестные хребты. Монастырь действующий,  в нём живут монахи, рядом пасутся козы и овцы. Виды сверху очень красивые, и даже против солнца удаётся сделать неплохие фотографии. Довольные возвращаемся вниз.

    

17 апреля. Badi - Deqin, 75км, набор высоты 2000м.


В последние два дня мы немного отдохнули и сегодня предстоит один из самых трудных дней. Выезжаем уже в 7:00. С утра прохладно, ходят тучки.

Первые 20км дорога идёт вдоль Меконга, окрестные вершины, подсвеченные утренним солнцем, выглядят сказочно. Доезжаем от моста, от которого начинается кору вокруг святой горы Кавагебо (6740м). На другой стороне неподалёку храмовый городок, куда через мостик резвенько направляется колоритная бабулька, размахивая бубном.

Пик Кавагэбо - главная и наивысшая вершина гор Мэйли и района "трехречья". Местные тибетцы считают их священными и запрещают альпинистам восхождение на них.

Тут же у моста мы кушаем в простом доме-столовой. Женщина готовит и нам и себе, тут же бегает её сынишка, дочка общается с папой. Андрей поев уезжает, а мы ещё ждём пока нам приготовят. Затем женщина садится вместе с нами за стол, и мы немного общаемся, расспрашиваем про фотографию гор Мейнли, которая висит у них на стене рядом с ламой и другими святыми атрибутами. Узнаём откуда открывается такой вид - говорят, что от Дечина, как мы и предполагали. В конце обеда усаживаем семью вместе и фотографируемся. Женщина угощает нас в дорогу мандаринками, с благодарностью принимаем и отправляемся дальше.

Вообще стоит сказать, что народ в трёхречье заметно приветливей и доброжелательней, чем где-либо в Китае, они просто лучатся добротой. А фотографии святых гор Мейнли здесь висят практически в каждом доме. И нам конечно же очень хотелось их увидеть тоже. А пока мы едем дальше.

После моста дорога начинает карабкаться вверх, а Меконг уходит в каньон, да такой, что к краю дороги даже не хочется подъезжать, захватывает дух. Пейзажи меняются, это уже высокогорье. Открываются окрестные белоснежные хребты. Фотографирую много и часто. Дорога плавно поднимается замысловатыми и размашистыми серпантинами, пейзажи становятся более суровыми, растительность беднеет - ощущается близость Тибета, мы поднимаемся в горы Цинхай-Тибетского нагорья.

Погода портится и начинается дождь. Встречаем китайских велосипедистов, которые едут с Лхасы, перекидываемся парой фраз, фотографируемся и едем дальше. Хребты начинает затягивать тучами, а порывы ветра такие, что с трудом контролируешь велосипед, со склонов на дорогу под колёса то и дело сыплются камни.
Дорога набирает высоту до отметки 2900м, и предательски скидывает пару сотен. На этом спуске Алексей улетает вперёд меня, а я по закону подлости и сложившейся традиции прокалываюсь на участке грунта, в рюкзаке только насос и заплатки, камеры нет. А клетится тут в пыли дело не весёлое, до Дечена около 8км, на крайний случай дойду пешком, так как попутного транспорта всё нет.

Прохожу пешком полтора километра вниз и стоплю проходящий пассажирский автобус. Объясняю жестами, что авария и впереди едущего велосипедиста надо развернуть ко мне. Водитель пугается, тупит и ничего не хочет понимать. Посылаю его на все 4 стороны и иду дальше. Стоплю вторую идущую машину - это маленький микрик, пустой, за рулём молоденький парнишка, сразу всё понимает, и уже садится ехать, но потом подумав вылазит из машины и грузит меня в микрик, подбросив ещё с километр до Алексея, который уже ждёт и всматривается где я. Даю водителю за понятливость немного денюшек, спасибо ему :).

Мы бортуемся и едем дальше. Едется очень тяжко, дорога снова набирает и снова сбрасывает, и на последние 5км до Дечина умудряется опять набрать 300м высоты до отметки 3300м.

Город расположен сложно и жутковато - в узкой расщелине ручья с большим уклоном, зажатый с четырёх сторон горами. Рельеф в городе "мама ни горюй".

Недалеко от въезда недорогой хостел - сразу селимся, моемся, одеваем всё тёплое и идём кушать. Жизненные силы потихоньку возвращаются в наши тела.

Вечером разговариваем с хозяйкой и выясняем про дорогу к обзорной точке на Кавагебо. Завтра решаем устроить днёвку для восстановления сил перед перевалом-четырёхтысячником и высотной адаптации. Запас дней у нас есть.

    

    

18 апреля. Днёвка.

Сутра всё в тумане, видимости никакой. И как бы мы ни хотели, ни мечтали и ни надеялись - видимости нет и на горы Мейнли мы смотрим на фотографиях на стенде. Днём идём прогуляться по городу. Ничем не примечательный тусклый городок с множеством сувенирных лавочек и гуляющих тут и там монахов. Цены высокие, так как многие продукты привозные.

Сейчас в  город только начинает приходить весна, набухшие почки и маленькие листочки на деревьях. Весь день стоит туман, а вечером опять принимается дождь. Ничего не делаем, так как делать нечего - спим, заклеиваем камеры, смазываем велосипеды и снова спим.

    

19 апреля. Deqin - пер.4360 - пер.3235 - пер.4325 - Benzelian, 108км, набор высоты 1622м.


Выезжаем рано - в 7 утра. Сегодня нас ждут великие дела - перевал выше 4000м. Первые 10км трасса 214 представляет из себя грязную грунтовку, шириной в полторы колеи. Когда-то здесь был асфальт, но дорогу полностью засыпало сошедшим селем и лавиной, и то что стало с ней после расчистки - и есть наша грунтовка.
Облака и туман постепенно расступаются перед нами, и буквально на 10 минут нам открывается наш долгожданный хребет Мейнли. Радости нет предела. Спасибо богу Кавагебо, за то что благосклонен к своим туристам :). Вершина поразительно красивая и настроение сразу меняется на ликующее.

Проезжаем ворота перевала, как ворота Шангрилы, - рядок ступ, монастырь, бабулька с чётками и очень добрыми глазами, смотровая площадка на Мейнли, которые к этому времени снова заволокло густыми облаками. После ворот начинается асфальт.

Виды красивые. Мы скидываем 150м, горы и глубокие ущелья, покрытые густым хвойным лесом создают ощущение, что летишь на самолёте среди всей этой красоты. Клубы тумана и облаков расступаются перед нами в лучах восходящего солнца, открывая путь на перевал и виды на заснеженные окрестные горы, встающие то каменными клыками, то снежными шапками.

В 10:00 останавливаемся у дорожников перекусить, первый раз едим китайскую лапшу из баночек, так как больше ничего нет. Зато хозяйка поить нас очень вкусным тибетским чаем (суу-ча), и мы пригреваемся у печки и рядом с тазиком с углями до состояния, в котором даже китайская лапша кажется вкусной :).

В домике у хозяйки типа иконостаса с фотографиями лам. Пока мы едим женщина включает нам кино про горы Мейнли, про обряды и праздники проходящие у её подножия, а мы ей показываем свои утренние фотографии, делимся эмоциями восхищения. Ещё раз убеждаемся что тут, в "трёхречье" народ проще и добродушнее, не пугаются нас, рады общению, поощрительно реагируют, встречая нас на непростой перевальной дороге.

А мы выдвигаемся дальше. Уже видна снежная седловина самого перевала. Перешагиваем границу 4000м, сердечко трепыхается, но адаптируется и едет дальше спокойно. Погода солнечная, жарко, ветер несильный, склоны покрыты снегом, который, медленно подтаивая, спускается на дорогу.

На 35-ом километре берём перевал. GPS фиксирует высоту 4360м. Смотрим в даль, а дарога немного спускаясь снова начинает идти вверх на второй перевал гор Байма. Дорога портится, теперь это грунтовка. Скидываем около 200 метров и забираемся на вторую седловину 4325м.

Зато какие же тут виды! Пожалуй, это самый красивый перевал в моей жизни, даже на Памире такого я не видела. Вокруг вырастают сплошные сверкающие стены пяти и шеститысячников, белоснежные хребты тянутся до самого горизонта. Сплошной восторг! Всё же природа бывает разнообразной, интересной, специфичной, но так ликует душа, только при виде гор, и ничего более. "И выше только небо!"

Вторая седловина снова не последняя. Дорога становится булыжной мостовой и снова скидывает и снова идёт вверх на третий перевал 4325м, на этот раз последний. Теперь только вниз. А вниз - 20км булыжных серпантинов. Руки болят от такого спуска очень, не спасает никакая вилка, - немеет всё от запястий до предплечий. Серпантины крутые и опять не поддающиеся нормальной логике. Одно хорошо - что нам по ним не подниматься :). Наконец, начинается асфальт. Дорога подходит к ущелью Янцзы, снова набирает высоту и снова скидывает. В общей сложности от вершины мы сбросили более двух километров высоты, голова соображает туго, часть действий на автопилоте.

Фотографируем знаменитый поворот Янцзы омегой и скатываемся до небольшого чистенького городка Benzelian, где дожидаемся Андрея, ужинаем и встаём на ночёвку.

Не смотря на усталость, на большие наборы высоты, сегодня день абсолютного счастья. И если и искать Шангрилу, то не в рисованных для туристов посёлках и псевдомонахах. Она в старушках в синих передниках с чётками и с удивительно добрыми глазами, она в иконостасах и фотографиях горы Кавагебо в домах простых людей, она в горах и перевалах, равных по красоте которым не найти.

    

    

20 апреля. Benzelian - Nixi - пер.3175 - пер.3572 - Xiangellita (Шангрила), 86км, набор высоты 1900м.


Сегодняшний день стал самым не совпавшим с ожиданиями за весь поход. Мы наивно полагали, что почти весь день будем ехать вниз, но не тут то было.

Первые 15км до моста через Янцзы идут то вверх то вниз. Теряем 100м до высоты  2040м и уходим от Янцзы вверх по течению ручья. Отсюда и начинается набор. Дорога выбирая высоту по ручью поворачивает на 180 градусов (китайцы всё же редкостные затейники в придумывании дорог), режет склон над ручьём наверх и перепрыгивая перемычку начинает набирать и набирать высоту. Далеко впереди виднеется перевал, а мы ещё не завтракали :).

По дороге нас застаёт дождик, который пережидаем под навесом, попутно закусив коричневым сахаром, который мы приспособились покупать вместо конфет. И снова ползём вверх и вверх, деревень нет и у Андрея рождается недвусмысленная поговорка: "завтрак, от слова завтра" :). Набираем 1200м! и только на 3200м в деревне завтракаем.

Наивно полагая, что сейчас мы покатимся, скидываем 200 метров и видим впереди новый перевал выше прежнего. Решаем, что этот перевал точно надо назвать "Подстава!" и карабкаемся в нашу горку, по пути проезжаем самый близкорасположенный к экватору горнолыжный курорт Шангрила.

На перевале я в 16:00, высота 3572м. Сижу на лесенке рядом со ступой, жду остальных,  допиваю воду, перевожу дух, и попутно читаю, что перевал называется "Непахай" (Nepahai)  - тоже неплохо :), уПАХАлись мы что надо.

Именно в долину озера Непа и к городу Шангрила ведёт нас этот перевал. На спуске открывается широкая высокогорная степь, с одного конца занятая озером, подтопленная болотом и окружённая цепями гор. Погода в долине плохая, очень сильный ветер и дождик - холодно. Но и тут своя суровая красота - в полях пасутся яки и лошадки. Скатываемся вниз совсем немного, и преодолевая перемычку в 100метров из одной котловины в другую, оказываемся в городе - замёрзшие и уставшие. На побочных улочках находим дешёвую гостиницу дальнобойщиков и селимся. За окнами разыгрывается непогода.

Одеваем всё теплое и идём кушать. Алексей и Андрей на этот раз полностью руководят процессом на кухне, хочется нашей нормальной еды. В итоге у нас варёная картошка (варёная в скороварке, на высоте 3500м так просто картошку не сварить), баклажаны с луком жаренные на сале, салат из свежих огурцов и помидоров. На этой вкусной ноте заканчивается сегодняшний день.
Сегодня он ещё и особенный, потому что мы перемахнули границу в 2000км пробега, от начала нашего пути. А завтра ровно месяц как мы в Китае.

    

    

21 апреля. Xiangellita (Шангрила) - Qiaotou, 109км, набор высоты 420м.


С утра мы едем осматривать старый город. Симпатичная уютная застройка с деревянной резьбой, узкие улочки, булыжная мостовая. Действующий тибетский храм, кору вокруг молитвенного барабана, красивый вид на город сверху - ради всего этого стоило посетить этот городок. Несмотря на расхожее у туристов мнение, что тут нечего делать, городок понравился.  А может просто и не ожидали от него слишком многого. Новый город тоже чистенький, светлый и просторный.

В 9:00 выезжаем дальше. От Шангрилы до п.Зонгдиан (не путать, это ни одно и то же!) дорога идёт плавно вниз, постепенно выходя из горной котловины.

В посёлке кушаем. Мужчины заказывают только по 4 варёных яйца. Я понимая, что это не моя пища и точно не наемся, дополнительно беру тушёный баклажан и большую плошку риса. Ко всему этому достаём булочки и коричневый сахар к чаю. Съев 4 яйца, баклажан и весь рис, поедая большую булку в прикуску с сахаром и запивая чай, вызываю неподдельный интерес у девушки-поварихи, которая приходит, смотрит на меня, и уходит рассказывать подружкам про девушку-проглота :). Прощаясь, катаем одну из поварих на моём велосипеде, и едем дальше.

После завтрака начинаем карабкаться на невысокий перевальчик. Ждём спуска за каждым поворотом, зная что сегодня должны спуститься до уровня реки Янцзы. И наконец начинается спуск - затяжной на 30км, с тоннелем. Дорога красивая, как-будто  специально проложенная для туристов, но трафик очень большой, что мешает нормально фотографировать да и просто остановиться посреди дороги.

А вот качество асфальта во многих местах весёлое, просевший он образует ступеньки до 20-30см высотой, с которых не слишком весело прыгать на высокой скорости спуска при гружёном велосипеде.
Приезжаем в нашу деревушку Qiaotou, от которой отходит дорога в ущелье прыгающего тигра. Андрею это не интересно, едем с Алексеем на разведку. Узнаём в тикет-офисе цену, переснимаем у них карту, выясняем расстояния и понимаем, что сегодня мы там побывать уже не успеем, надо как минимум день. Возвращаемся в гостиницу.

После непростого вечернего обсуждения дальнейшего плана действия, по которому Андрею надо завтра вечером быть в Лицзяне и в ущелье идти не хочется. А нам с Алексеем хочется попасть в Ущелье, но не хочется разбивать команду в последний день маршрута.... Мы уступаем.
Завтра мы едем в Лицзян.

    

22 апреля. Qiaotou - пер.2675 - Lijiang, 84км, набор высоты 1089м.


Выехали около 7:40. Над Янцзы тучи и утренняя дымка. После ущелья река очень спокойная и дорога идёт плавно. Проезжаем первый мост через реку. Основная дорога идёт прямо, не пересекая его, и мы по ней.
Завтракаем.

После второго моста дорога переходит на правый берег(аэрогр.) и начинает карабкаться вверх, постепенно отходя от реки. Дорога живописная, но трафик безумно большой и это уже не в радость. Организм, чувствуя завершение маршрута, расслабился, и не хочет никуда крутить.

Наконец уходим с 214й трассы и транспорта становится меньше. Карабкаемся на перевал. Подъём крутой, и высоту набирает быстро. На перевале GPS показывает 2675м, мне слегка плохеет. Андрей у пасечника покупает волшебный мёд и мы садимся подкрепиться. Дорога ещё некоторое время скачет по верхам и наконец сбрасывает 200м в широкую долину, по которой мы едем ещё около 15км, и перепрыгивая перемычку 2500м, попадаем в Лицзян. Маршрут окончен.


А дальше хостел, ужин, отключение света в старом городе, ночное переселение в другую гостиницу, моё утреннее отравление:

Затем прогулки по поразительно красивым и уютным улочкам старого Лицзяна, речка с разноцветными рыбками, народные танцы народа наси на главной площади.

А потом три перелёта подряд, бессонная ночь у крыльца аэропорта Ченду, задержка рейса, ругать в аэропорту Урумчи, и наконец микрик Новосибирск - Барнаул. Мы снова дома.

    

    

Итоги и выводы.


Тропики провинции Юньнань - это колоритный и интересный регион для проведения туристических и спортивных велопоходов. Дороги очень красивые и уютные, но с очень серьёзными наборами высоты, в основном идут по верхам, спускаясь вниз только для того, чтобы пересечь реки в районе мостов.  На неосновных трассах трафик умеренный и слабый. На дорогах ввиду сложного рельефа сплошь и рядом множество  закрытых поворотов, поэтому нужно быть внимательным. Серпантины спусков очень крутые, повороты резкие. Без дополнительных навыков крутых поворотов лучше сдерживать скорость. Ограждения на дорогах отсутствуют, независимо от того пропасть под дорогой или огород.
 В одежде нужно учитывать жаркий климат района и очень высокую влажность. Рубашки либо футболки должны быть неприлегающими и легко продуваемыми. Шорты либо лёгкие брюки - из быстросохнущих тканей. На высотах выше 1500м без солнца всегда прохладно. На затяжных спусках приходится тепло одеваться. Большой диапазон дневных и ночных температур.
Тропические ливни очень мощные, двигаться под ними невозможно. Даже транспорт в пик ливня прекращает движение по дорогам. Во время ливней часты небольшие сели, обвалы грунта и камней на дороги.

Вторая часть маршрута проходила по району Трёхречья - самой грандиозной природной зоне Китая, вошедшей в мировое наследие ЮНЕСКО. Регион очень интересен и с точки зрения удивительной по красоте природы, и как место проживания десятков малых народностей со своей историей и культурой. Маршрут был логично проложен вдоль ущелья реки Меконг - серединной из трёх рек, так как дорога вдоль  Нуцзяна(Салуина) является тупиковой и не позволяет выехать из района, а дорога вдоль Янцзы чрезмерно перегружена  транспортом и туристами.
Вынужденная замена участка дороги вдоль среднего течения Меконга на объездной западный участок через Weixi, только разнообразила маршрут, добавив в него два перевала, и не сказалась на общей логике движения.
Долина Меконга в ближайшие годы будет застраиваться и заселяться. И строительство новой дороги и ГЭС - первый к этому шаг. Поэтому через пару лет туристический ресурс этого района может существенно измениться не в лучшую сторону.
Преимуществом выбранного района путешествия является то, что он позволяет познакомиться с Тибетом и тибетской культурой, не посещая сам Тибет, в который в последнее время попасть не так просто из-за ужесточения правил выдачи пермитов и частого полного закрытия границ.

Для посещения обоих регионов сезон был выбран удачно. В тропиках ещё не начался сезон дождей, который наступает здесь в июне. В трёхречье царствует весна - очень жарко, свежая зелень и цветущие сады, интересующие нас перевалы Тибетского нагорья уже открыты от снега.

В целом  месяц путешествия позволил охватить абсолютно разные природные зоны, культуры и народности Китая, познакомиться со страной изнутри, минуя крупные города и мегаполисы. Посетить знаковые места и районы Южного Китая с наиболее нетронутой природой.

Не смотря на невысокие абсолютные высоты, на которых проложен маршрут, он является физически тяжёлым и требует хорошей выносливости и физической подготовки. Имеющиеся в нашем распоряжении дополнительные дни позволили поставить днёвки и полуднёвки в наиболее сложный период в завершающей ключевой части маршрута, когда требовался отдых и восстановление.

Маршрут прошёл в режиме высокой интенсивности. За 24 чистых ходовых дня пройдено 2220км, с набором высоты 25663м. В среднем по 92.5км в день, со средним набором 1069м.

 фильм о походе можно скачать тут (240Mb)

Выражаем благодарность:

- фирме "Кайлаш"  www.kailash.ru  за оперативное оформление виз сроком на 60дней,

- Ольге Маслобоевой за ответы на наши многочисленные вопросы,

- друзьям и родным за то, что ждали нас и переживали за нас,

- работникам китайских авиалиний за то, что простили нам все перевесы и негабариты и решали наши проблемы. 




  Комментариев (4)
 1 Автор: EL, дата: 07-05-2009 11:49
круто :zzz
 2 Автор: Игорь, дата: 14-05-2009 13:49
просто молодцы! очень разнообразный получился маршрут
 3 Автор: Галя, дата: 24-05-2009 19:10
ЗАЧОТ!!!!!!
 4 Автор: Базиль, дата: 03-01-2010 22:59
:grin  
ВелоКАТ! мотерый! + кураж! 
!5-ть баллов

Добавление комментария
  • Личная переписка и оскорбления будут удалены.
  • Не используйте комментарии для раскрутки своего сайта. Такой материал будет удаляться.
Имя:
E-mail
Комментарий:



Код:* Code
Хочу получать уведомление на email о последующих коментариях

 
« Пред.   След. »
Маршруты 2023 - 2024
Зимние походы 2023-2024
Лыжный поход "Теплый ключ (Алтай, Хакасия, через Садринский перевал" (31.12.23 - 08.01.24)
Лыжный поход "Лыжный поход по Бащелакскому хребту (Алтай)" (04.03.24 - 10.03.24)
Летние походы 2024
Пеший поход "по Зап. Тянь-Шаню Б.Чимган - плато Пулатхан." (03.06 - 14.06)
Комбинированный тур «Кумир - Чарыш» (сплав 1-2к/с). (03.07-11.07)
Авто-водный экскурсионный тур "Алтайская кругосветка" (14.07 - 23.07)
Горный поход "Киргизская Патагония" (06.08 - 18.08)
Горный поход 1 к/с "Вокруг Эльбруса" (22.08.24 - 01.09.24)
Комментарии:



Проверить PR и ТИЦ

Туристический клуб "Альтаир-Алтай" 2003-2021г. e-mail: altair@altair-altai.ru, тел:(3852)49-08-98, +7 961 982 1210.
Перепечатывание либо копирование материалов сайта без письменного разрешения руководства клуба - ЗАПРЕЩЕНО!
Интернет-сайт носит исключительно информационный характер, не является публичной офертой (cт.437 ГК РФ).