Вход на сайт





Забыли пароль?
Регистрация
Пешие походы Сплавы Лыжные походы Индивидуальные туры ВелопоходыПокатушки
Главное меню
Новости
О клубе
График походов
Заявка на участие
Контакты
--------------------------------
Что брать в поход?
Справочная инф-я
Вопросы и Ответы
--------------------------------
Отчёты о походах
Фотогалерея
Видео с походов
Обои рабочего стола
Походные песни
--------------------------------
Гостевая
Форум
Снаряжение
Выбор снаряжения
Выбор рюкзака
Выбор спальника
Выбор палатки
Велораздел
Велопокатушки
Места катания
!!! ЗАБРОСКА на Алтай !!!
Предложения транспорта на Алтай
Поиск попутчика на Алтай
Получить купон на скидку 5%
Случайное изображение

sayan2014 3

Поздравления
Именинники апреля

01.04 - Кальчурин Денис, Батенов Саша,
04.04 - Романова Катя,
05.04 - Глушкова Света,
05.04 - Ларина Ксения,
10.04 - Домашец Айгуль,
13.04 - Бельский Сергей,
18.04 - Максимов Сергей, Погорелова Таня,
19.04 - Басов Владимир, Крамарева Жанна,
20.04 - Шишкалова Ольга,
21.04 - Кочнев Геннадий,
22.04 - Шебалина Ирина,
23.04 - Мальцев Миша,
25.04 - Козич Сергей,
26.04 - Украдыженко Наташа,
29.04 - Юрченко Людмила,

Желаем вам добра и удачи!


 
Информационный партнёр
НЕДВИЖИМОСТЬ БАРНАУЛ -
еженедельный специализированный журнал

База Флэш - носители информации

Клуб Мумми-тролли

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей




Подать заявку на участие в походе

Велопоход "Два Алтая", 2010год Печать

Велопоход "Два Алтая" (12-20 июня 2010 года)

(п.Усть -Сема - п.Черга - пер.Кукуя - п.Беш-Озек- пер.Чакырский - п.Усть-Кан - р.Чарыш - р.Кумир - "Девичьи плёсы" - п.Коргон - р.Воровская - руч.Тракторный - п.Татарка - маральник- "Царский курган" - п.Сентелек - пер.Сентелек - п.Берёзовка - п.Майорка - п.Тулата - п.Чинета - дорога на Тигирек- п.Бугрышиха - оз.Белое - п.Колывань)


Маршрут:


 День   
Маршрут    
 Расст. Время   

 Набор    

Дорога
 1 П.Усть-Сема - п.Камлак - с.Черга - п.Барлак - р.Сема 32км
 1:54 395м Асфальт
 2  Р.Сема - с.Черга - пер.Кукуйский - п.Барагаш - п.Беш-Озек 90км 6:00 1411м До Черги асфальт, дальше гравийка и грунтовка
 3 П.Беш-Озек - пер.Чакырский - с.Усть-Кан - р.Кумир 103км  6:40 1175м До перевала гравийка, от перевала до Усть-Кана асфальт, дальше плохой гравий и грунт
 4 Полуднёвка.
Р.Кумир - с.Коргон - р.Воровская
  42км  3:50  647м Плохая гравийка. От Коргона - слабая грунтовка.
 5  Р.Воровская - руч.Тракторный - р.Бол.Татарка - р.Мал.Татарка 19.4км 4:00 1000м Заросшая грунтовка кое-где переходящая  в тропу
 6  Р.Мал.Татарка - п.Сентелек - "Царский курган" - пер.Сентелек - п.Берёзовка - п.Майорка - п.Тулата  65км 6:35 1478м  До Сентелека - грунтовка. От Сентелека до Тулаты - гравийная дорога
 7 П.Тулата - п.Чинета - дорога на Тигерек - р.Белая
 76км 8:00 2200м Плохая грунтовка, порой очень заросшая
 8 Р.Белая - п.Бугрышиха - оз.Белое 22км  2:14  540м Плохая гравийная дорога
 9 Автопереезд до п.Колывань. Посещение Музея. Переезд до г.Барнаул.     

  Итого пройдено:    ~450км с набором высоты    8846м.

Карта маршрута. зелёном - изменённые участки.
 

Предисловие


Есть в наших родных краях места, о которых не пишут в популярных путеводителях по Алтаю, куда практически не заезжают туристы, места которые не назовёшь "попсой", и где НЕ бывало 90% туристов, которые будут утверждать Вам, что излазили весь Алтай. Но это места небывалой красоты - заповедные места Горного Алтая и Алтайского края,  с которыми связан большой пласт истории края и России от глубоких времён до современности, где можно на несколько дней ощутить себя полностью оторванным от цивилизации, маленьким ребёнком на руках у Природы.

Именно по таким дорогам и тропам, объединяющим Горный Алтай и Алтайский край мы и проложили свой новый маршрут.

День 1. п.Усть-Сема - п.Камлак - с.Черга - п.Барлак - р.Сема


В 8 утра практически все участники собрались у вокзала Барнаула, где уже ждал автобус. И Алексей принялся увязывать весь багаж и велосипеды на крышу. Надо сказать, что автобус у нас полный - 23 человека. А соответственно 23 велосипеда и 23 рюкзака. Так что водитель с некоторой опаской поглядывал на крышу и ту кучу железа, которая там расположилась.

Ехали мы небыстро и аккуратно. Ко всему сильный встречный ветер мешал набрать скорость. В Бийске к нам присоединилось ещё 4 участника из Новосибирска - Таня, Настя, Дима и Женя. Они приехали в Бийск на ночном поезде и теперь ждали нас.

К Усть-Семе мы подъезжали под хорошим ливнем. На полянке развели костёр, согрели чай, сделали бутерброды. Дождик дал нам покушать и собрать рюкзаки, и принялся снова. Выехали от Семы мы около 16:30. Сегодня предстояло проехать максимально близко к с.Шебалино, чтобы завтра штурмовать Кудатинский перевал. Но погодка всё норовила вмешаться в наши планы - дождик то снова лил, то переставал (и солнце дарило красивую радугу), а то принимался снова.

Около 18:45 мы начали искать место для ночёвки и съехав с дороги по тупиковой гравийке к реке Сема, поставили лагерь.

Дождик дал нам поставить палатки и натянуть тент для продуктов и стола и полил опять.
Мы с Таней и Настей колдуем с ужином, Паша - костровой. Оперативно кушаем и ливень принимается с новой силой, разгоняя нас по палаткам. Да ещё с какой силой! Даже штормовые палатки стеной дождя пробивает насквозь. Дорогу, по которой мы заехали, мгновенно расквашивает в кашу.

 Мы с Алексеем вечером принимаем решение не ехать через Кудатинский перевал, который является грунтовым и сейчас представляет из себя жижу чернозёма, а выезжать более хорошим гравийным перевалом Кукуйским, не смотря на то, что эта дорога длиннее примерно на 35км.  Не нужно это - в первый же ходовой день загонять себя в "говны", грунтовых дорог ещё много впереди.


 

День 2. р.Сема - с.Черга - пер.Кукуйский - п.Барагаш - п.Беш-Озек


С утра небо затянуто, но дует ветерок и постепенно начинает прояснивать. Совещаемся с группой и окончательно подтверждаем вариант объезда через перевал "Кукуя".

По асфальту и солнышку возвращаемся до развилки в п.Черга, где закупаемся водичкой и уходим на укатанную гравийку, начинающую карабкаться на Чергинский хребет. С этой стороны подъём на перевал Кукуя более длинный и более крутой, поэтому мы довольно сильно растягиваемся.
Изредка останавливаемся, чтобы перевести дух.

Последние 4км подъёма особенно крутые и даже передачи 1:1 не хватает. Заезжаю с большим трудом по кусочкам, с передышками.

На перевале всех не дожидаемся, так как время уже давно обеденное, а спускаемся вниз до моста, где начинаем готовить обед и дожидаться остальных. Через часик приезжают и последние люди с замыкающим Пашей.

После обеда мы спускаемся до развилки и уходим налево вдоль реки Песчаная.

Сейчас мы находимся между двумя хребтами - Чергинским и Ануйским. Поэтому короткий спуск снова сменяется плавными и постепенными наборами вдоль реки Песчаная. Зато пейзажи здесь очень красивые - мощная речка, горы, зелёные долины в цветах.

В посёлке Барагаш собираемся все вместе и едем дольше. Отсюда дорога резко ухудшается, становится больше камней и ехать становится сильно тяжелее. Не доезжая п.Беш-Озек долго ищём удобное место для ночёвки, так чтобы было подальше от дороги, и при этом не на болоте, в итоге встаём на самом берегу реки в поле, на впадении ручейка. С дровами здесь не очень, но наши парни решают и эту проблему.
Вечер прошёл по-доброму - с гитарой и песнями.


День третий. п.Беш-Озек - пер.Чакырский - с.Усть-Кан - р.Кумир


Ночью была очень обильная роса и утро сегодня на удивление холодное. Пока готовится завтрак - одеваем на себя всё, что есть тёплого. Это было самое холодное утро за весь поход. На восходе небо было затянуто облаками, но постепенно солнце прорывается и небо растягивает - становится теплее.

Около 8:30 утра мы выезжаем. Несколько километров проезжаем до п.Беш-Озек, от которого начинаются пологие подъёмы к Чакырскому перевалу. Природа здесь пышет свежестью, зеленью и цветами. Все большие и маленькие лужайки раскрашены жёлтым, оранжевым и синим ковром из цветов.

Подъём на Чакырский перевал со стороны Беш-Озека несложный, на последних взлётах начинается хороший асфальт. На вершине перевала собираемся все месте  и начинаем спуск.

Самое удивительное - это те пейзажи, которые открываются с перевала. И Бащелакский и Коргонский хребты стоят в снегу - и это в середине июня. Это удивительно и очень красиво!

Крутыми серпантинными петлями мы спускаемся в широкую котловину - горную степь - долину реки Кан.

Тут я сделаю небольшое историческое отступление о здешних местах, Беловодье и переселении староверов на Алтай.

Канская долина связана с одним важным пластом истории Алтая и России.
В 1666 году произошёл раскол русской православной церкви. Строобрядцев очень притесняли в тогдашней России - на них были гонения, не давали трудиться, вести хозяйство, вплоть до жестоких расправ и репрессий. И староверы вынуждены были семьями бежать в   глубь страны, на поиски новых земель, пригодных для жизни.

Тогда и появилась легенда о таинственной стране Беловодье - крае с богатой природой, где живет высшее знание и высшая мудрость на спасение будущего человечества. Именно на Алтае и в долине реки Бухтарма искали страроверы Беловодье - и находили. В Горном Алтае основными местами расселения староверов является Уймонская долина, Усть-Канская долина, долины реки Лебедь и Бия - это богатые зверем земли, пригодные для земледелья и выпаса скота. Здесь и сейчас живёт множество "кержаков". А в п.Верх.Уймон располагается музей Старой Веры.

Под перевалом на развилке дорог мы снова собираемся вместе и выдвигаемся в сторону п.Усть-Кан. По хорошему асфальту, да ещё и вниз летится просто здорово. Правда перед самим посёлком всё же встречается несколько пупырей с хорошими наборами высоты. В Усть-Кане мы останавливаемся у магазинов, закупиться водой и некоторыми недостающими продуктами, выезжаем за деревню и в нескольких километрах ниже по Чарышу встаём на обед.

Жара стоит невыносимая, и пока Таня с Артёмом героически готовят на таком пекле обед - мы идём на ручей купаться, от чего жить сразу становится веселей.

После обеда дорога идёт вниз вдоль реки Чарыш до впадения в неё реки Кумир.

Сейчас по Чарышу проживает довольно много русских.

Но когда-то эти земли были заселены исключительно алтайскими кочевыми племенами. Историки говорят - калмыками, но мы не будем вдаваться в этнографию и выяснять как же в точности называть эти тюркские народы. А когда-то эта приграничная  территория была и вовсе под властью китайцев. В давние времена, когда алтайцы  хотели освободиться от владычества китайцев - шли множественные междоусобные столкновения. Во время одного из них в долину Чарыша бежал калмыцкий зайсан (князь) Чеча со своими родственниками и людьми и долго здесь скрывался от преследований китайцев, которые, однако, все-таки напали на его след. Долго защищался осажденный князь. Потом китайцы подожгли лес, а с противоположной стороны бросились на штурм позиции калмыков, которые в конце концов в ожесточённой битве были побеждены превосходящими силами противника и частью перебиты. Частью же, в том числе и сам Чеча приняли смерть, бросившись со скалы. Речка Чеча, как и гора получила название от имени этoгo героя, она впадает в Чарыш с правой стороны примерно посередине между Усть-Каном и Коргоном.

От обеда первыми выезжаем вдоль Чарыша - я, Настя и Вадим. Настя искренне поражает меня сегодня. Если в предыдущие дни она никуда особо не торопясь, ехала в конце группы, то сейчас впедаливала явно с хорошим настроением на очень непростой дороге, "делая" нас с Вадимом во все горки. Всё-таки девушки - существа непредсказуемые :).

Недалеко от моста через Кумир, который служил ориентиром, нас догнали Феликс с Сашей.
Тут мы подождали немного, передохнули, и свернули на грунтовочку вдоль лучшей в мире реки Кумир, чтобы через 7км приехать в порогу Девичий Плёс.

Кумир - река, о которой можно говорить только в восхищённых эпитетах. Абсолютно чистая хрустальная вода, бурные белые потоки, отвесные скалы, склоны поросшие лесом,  и особая чистая энергетика этого места никого не оставляют равнодушными.

Но сейчас нас неравнодушными оставляла "волшебная" дорога вдоль реки. Вот где нужно проводить чемпионаты мира по кросс-кантри. Апхилы на грани возможности и такие же крутые каменистые спуски не дают расслабиться ни на секунду, и заставляют изрядно попотеть. Через пару километров нас обгоняет Алексей и резво улетает вперёд занимать место на стоянке и искать дрова. И не зря.

Мы приезжаем на Девичий плёс как раз вместе с машиной джиперов, но им уже приходится вставать на маленькой отдельной полянке.

Ставим палатки, и поочерёдно идём купаться на плёс - теперь соль смыта ледяной водой, голова свежа и все труды сегодняшнего дня вознаграждены.

Наши ребята подъезжали к стоянке ещё довольно долго. Когда к стоянке в числе последних подъехали никогда не унывающие Миша с Ларисой (за которых я, честно признаться, уже начала переживать) то мне подумалось, что всё-таки оптимизм - это самое полезное в мире качество. Как бы они ни уставали, за весь поход я так и не увидела ни разу их унылыми или понурыми. Характер!

А затем был поздний ужин, поздравления с самым длинным километражём за поход, а для многих и самым длинным километражём на всё время катания на велосипеде, и крепкий целительный сон под шум реки.
У нас в этом походе довольно много новичков в велотуризме и туризме вообще.

Хотя действительным новичком я считаю только одного человека - Таню Андреевскую из Новосибирска, которая и на велосипеде-то каталась не так много, но в эти и последующие дни показала себя настоящим борцом, пребывая практически постоянно в первой группе на самых сложный участках пути и неизменно улыбаясь. Надеюсь, этот поход не стал для Тани шоком :) и с велотуризмом она будет продолжать дружить и дальше.



День четвёртый. Полуднёвка. р.Кумир - с.Коргон - р.Воровская


Сегодня до обеда у нас время отдыха, и после завтрака мы в свободной режиме стираемся, отдыхаем или гуляем вдоль реки спускаясь к порогам Девичий плёс и Миндой.

Существует несколько версий легенд о Девичьем плёсе реки Кумир, которая кстати в  записях путешественника Бунге 19го века, со слов местных жителей значится как Хаир-Кумын.

По легенде алтайское селение на этом месте оккупировали злодеи-завоеватели. Ночью, когда караульные спали, девушка по имени Мерей со своими сверстницами бежали от оккупантов. Но проснувшиеся караульные и захватчики начали преследовать красавиц. Оказавшись в безвыходном положении, девушки прыгнули с высокого утёса и навсегда ушли в объятья хозяйки вод. Поэтому это место называется Байлулардын кажады, т.е. Девичьи плёсы.

Ещё одна более поздняя  версия легенды говорит о том, что тут был женский монастырь и, когда пришли белогвардейцы, то все монашки бросились в эту реку со скал. Думаю, эта легенда ближе к истине, так как старые  фундаменты действительно были обнаружены на другом берегу Кумира. Конечно за исключением того момента, что очень любит "народный язык" всех "бросать"  со скал и утёсов :).

Уже к 12 часам Дима и Женя оперативно готовят обед, и около 13:00 мы выезжаем обратной дорогой до моста через Кумир, попутно останавливаясь, чтоб полюбоваться самым крупным порогом Кумира - порогом "Большой". От моста мы поворачиваем налево по дороге вдоль Чарыша в п.Коргон.

Дорога очень красивая, идёт порой по самой кромке реки, а за спиной и по бокам то и дело вырастают заснеженные гольцы Коргонского хребта.

В посёлке мы отправляем основную группу вперёд в магазинчик, а сами останавливаемся поговорить с местным жителем по поводу последующей дороги. Местный даёт нам ориентировки, которые совпадают с тем, что я знаю и планирую, и мы отправляемся на выезд из деревни.

В конце деревни дорога перепрыгивает по мостику через ручей и забирает налево на склон,  по которому начинает забираться вверх вдоль речки Воровская.

Представляете, как колоритно смотрелась наша группа в 23 велосипедиста, забирающаяся от окраины деревни по маленькой жухленькой чернозёмной грунтовочке?  Думаю тут ещё такого не видели.
Дорожка слабенькая, так как на конях по ней ездят намного чаще, чем на тракторе :))). Идёт довольно крутыми взлётами, которые тем не менее заезжаются на 1:1.

Жара сегодня стоит снова нестерпимая, поэтому практически после каждой горочки мы прячемся в тень какого-нть дерева и отдыхаем, а затем снова вперёд и вверх.

Правда жара нам и на руку. Дорога абсолютно сухая. А местные сказали, что на верхах даже болота пересохли, что само по себе событие уникальное. Так что эпитет "грязелечебный велопоход", который на этапе разработки очень подходил к этому маршруту, - не оправдывался.

Вскоре дорожка вдоль реки упёрлась в заборчик с домиком, и после него это была уже не дорожка. Отдельно были колеи, которыми проезжают сумасшедшие джиперы. Отдельно - конная тропа. И то и другое местами ехалось, местами шлось рядом.

Лишь один болотистый участок в зажиме скалы доставил нам неприятность - пришлось прыгать по кочкам, чтоб не увязнуть.

Впереди открылся вид на красивейший белок 2206м. По направлению к нему мы и держим наш велосипедный путь. Путь примечателен тем, что это дорога. Заброшенная, малоезженая, но дорога. И велосипед тут, как бы ни было на нём тяжело - подходящий вид транспорта. Что-то проводится пешком, что-то позволяет ехать и быстрее преодолевать расстояния.

После брода через Воровскую, который девушкам помогают перейти Вадим и Дима, на солнечной полянке с красивым видом на гору мы встаём на ночлег.

Купаться ходим на реку немного вперёд - там можно даже окунуться. Вода самая правильная - в меру холодная но не леденящая, и после жаркого дня вылазить из неё не хочется.

За вечер мимо нас несколько раз проходят мужики на конях - идут на охоту. Хорошие, спокойные, доброжелательные.

Вечером Женя спросила меня, почему речка называется Воровская. Теперь я отвечу на этот вопрос.
История этих дорог связана с рекой Коргон, на которой находилась знаменитая Коргонская каменоломня. Она расположена в 11км к югу от посёлка Коргон. Откуда еще в 19м веке на Колыванскую шлифовальную фабрику везли глыбы поделочных камней (яшма, порфиры) благороднейших оттенков; а там умелые руки мастеров создавали вещи непревзойденной красоты. В 60е годы 19го века на каменоломне произошёл бунт рабочих против тяжелых условий труда. И часть рабочих бежала в горы, где основала банду, прославившуюся на окрестные деревни разбоями и грабежами. Отсюда и взяла своё название река Воровская, по верховьям которой и орудовали и укрывались беглецы.

Вечер четвёртого дня ознаменовался тем, что у народа открылся "жор" и конфетки с сушками начали расхватываться под чистую, от риса с тушёнкой в приготовлении Оли с Андреем тоже ничего не оставили - хорошая нагрузка даёт о себе знать.



 

День пятый. р.Воровская - руч.Тракторный - р.Бол.Татарка - р.Мал.Татарка


Как всегда ранний подъём в 6 утра. И немного затянувшиеся сборы.
Около 8 утра мы выезжаем.

Правда правильнее будет сказать "выходим", так как от другого конца поляны дорога становится не проезжей, но проходимой :).

Мы переходим ещё пару раз в брод речку, участком тропы мимо живописных скал поднимаемся на полочку, снова выходим на дорогу. Тут она идёт прям по ручью, по колеям бежит вода. Но за счёт того, что подложка из мелких камушков - колёса не вязнут.

Дорога тут одна, блудить негде, лишь кое-где бывают развилки, когда участок дороги обходит грязь или слишком резкий спуск-подъём. Поэтому мы двигаемся довольно растянутой группой в своём темпе с передышками.
На дороге то и дело встречаются следы косули - охотникам есть кого тут ловить.

Постепенно от Воровской наша дорога завернула направо, огибая гору Воровская.
Отсюда начался самый тяжелый участок. Подъёмы и спуски очень резкие, в низинках на ручьях грязь, дорога довольно заросшая.

Тракторный ручей (местные говорят "трактОвый") идёт внизу по каньончику, а дорога огибает его резким взлётом слева и спускается к ручью. Колеи на этих участках очень глубокие - до полуметра и более. Вспоминая, что тут ездят сумасшедшие джиперы - искренне не могу понять как? Правда есть и довольно свежие следы, но отнють не  легкового транспорта, а чего-то типа ГАЗ-66.

Спустившись к Тракторному ручью дорога становится площе, суше и позволяет ехать. Отсюда до р.Большой Татарки мы практически всё время в седле, лишь кое-где спешиваясь, чтобы не зацепиться ногами на крупные камни или перейти брод.

На реке Большая Татарка стоит заброшенный завалюшный домик  (даже два, один повыше, другой пониже) и принципиальная развилка дорог.

Тут мы встаём на обед.
Место не особо удачное, так как нет тени, чтоб спрятаться от палящего солнца, но очень удачное, так как мы не теряем времени, собирая всю группу вместе на развилке, а готовим обед, одновременно просушивая палатки, и время от времени смачивая одежду и голову, чтоб не перегреться.

От обеда ухожу первой, чтобы разобраться в предстоящих впереди развилках. За мной уходят Аня и Юля.

От Татарки идёт две дороги - одна по самой Татарке вниз к Чарышу, другая - вверх по впадающему в неё ручью. Двигаемся по ней - снова развилка. Хорошая уходит по ручью дальше, похуже уходит вверх направо по впадающему чистому ключу - нам по ней. После того как она переходит ключ - становится вполне неплохой дорогой, проезжаем по ней ещё  с километр и : бог ты мой, ну разве можно уходить в такие! подъёмы. Наша дорожка уходит в волшебный подъём под углом, под которым даже пешком зайти трудно, не то, что завести велосипед. На каких же танках они тут ездят? И это при том, что дорога абсолютно сухая.

Оставляю ребят внизу и прохожу наверх, убедится что всё абсолютно правильно и нам туда. Велосипеды заводим по двое - один за руль, один сзади толкает. Получается сильно эффективнее. Тут следует сказать спасибо нашим парням - они здорово помогали девушкам.

Подъём этот выводит нас ещё парой таких же крутых взлётов на вершинку перевала, с которого мы заросшей грунтовкой сказываемся вниз, внизу домик, причём хороший, обитаемый, с вставленными новыми рамами и целой крышей. А слева начинается забор маральника.

Наша дорога идёт вдоль забора наверх на новый пупырёк и скатывается дальше вдоль забора вниз  к речке Малая Татарка.

Тут надо сказать, что в этом месте планируемая ниточка и фактическая - разошлись.
Связано это с тем, что на старых картах и снимках Гугла маральник был сильно меньше и дорога проходила прям по нему, а сейчас всё тут, включая течение Татарки перекрыто забором.

У реки стоят пастухи. Узнаём у них о дороге на Покровку.

Говорят, что едьте постоянно вдоль забора, никуда не сворачивая и приедете, другой дороги туда нет. А если хотите на Сентелек напрямую, то либо вниз по Татарке до дойки и дальше дорогой вдоль Чарыша. Либо также вдоль Маральника, и затем будет отвороток направо.

Но на Сентелек сразу нам не нужно, мы хотим поближе к Покровке, горами.

Мы всё выяснили, ребята наши ещё не все приехали, время почти 17:00, место для стоянки тут просто шикарное  - и мы решаем вставать лагерем.

Светового времени ещё много и мы замечательно купаемся, стираемся и сушимся. А что ещё нужно после трудного полупешего ходового дня по адской жаре. Воду набираем в отдельно текущем ключе неподалёку от дороги.

Ночью в маральнике пронзительными криками кричали маралы...наверное отгоняя от своих владений велосипедистов.



 

День шестой. Р.Мал.Татарка - п.Сентелек - "Царский курган" - пер.Сентелек - п.Берёзовка - п.Майорка - п.Тулата


Утро сегодня ознаменовалось одним очень примечательным событием, которое раскрыло мне тайну, кто же пользуется сейчас этой дорогой, которой мы едем.

К нам в лагерь приехали пограничники - три симпотяги с автоматами наперевес.
Видели бы Вы, с какими радостными лицами они вылазили из "бобика", улыбаясь и любовно поглаживая автоматы, как будто им на крючок попалась ценная наживка!
Юля глядя на них радостно воскликнула "что нам, строем построиться ?" :).

Но мы были готовы к тому, что встретимся с пограничниками в этих местах. Дело в том,  что тут действительно проходит приграничная зона. Но постов, для того чтобы оформить документально въезд и выезд тут нет - один в Кырлыке, другой в Чарышском - оба мимо нас. Поэтому мы заранее оповестили всю группу, чтобы были с собой паспорта и приняли решение разбираться по факту.

Пограничники оказались вполне миролюбивыми людьми и издеваться над нами не стали. Выслушав Алексея, что списки у нас есть, паспорта есть, чужих нет, ребята пожелали нам хорошей дороги и поехали дальше на обход своих границ.

Да и представьте сами, что они могли сделать с 23мя нарушителями режима на велосипедах в этой "заповедной тьмутаракани", куда другой транспорт кроме их "бобика" и коня не пройдёт? По одному депортировать на Уазике до Чарышского? Слишком хлопотный вариант для законопослушных граждан. И слишком явно написано у нас на лицах, что мы простые туристы и никуда не денемся.

После завтрака выхожу первая. И не зря. Не смотря на то, что дорога "одна", развилок на ней довольно много. И есть время посмотреть сверху на варианты дорог и решить какая куда. В проблемных местах оставляем людей, чтобы сориентировать едущих следом.

Дорога идёт вполне неплохая и хорошо проезжаемая. Разве что некоторые слишком затяжные и крутые взлёты в конце проходятся пешком, когда передач не хватает. Двигаемся мы действительно постоянно вдоль маральника, огибая его справа. Хотела бы я оказаться маралом и пожить в этих местах. С прекрасными видами на заснеженный хребет "Кедровые белки" и на Королевский белок

Перепрыгнув несколько горок, начинается отличный грунтовый спуск, ведущий к трассе Сентелек-Покровка.
Не доехав до трассы с километр, встречаем развилку. Направо - дорога выходит ближе к Покровке, налево - ближе к Сентелеку, причём как раз к тому месту, откуда через мостик начинается дорожка, ведущая на Царский курган.
От этой развилки его хорошо видно - центральная насыпь, рядок каменных стел и более мелки курганы вокруг.
На развилке снова оставляем человека и спускаемся к дороге, по ней пару километров вниз, нахожу деревянный мостик через Сентелек.

Алексей остаётся на мостике, а я с большей частью группы еду к курганам. Тут мы около 20 минут гуляем, осматриваем, я рассказываю немного истории.

Алтай известен своими курганами Пазырыкской культуры.
Один из таких курганных комплексов, расположенный недалеко от с.Сентелек, и получил название "царский курган". Ещё его называют маленьким алтайским Стоунхенджем.  Отличительной особенностью этого кургана являются каменные стеллы высотой от 3 до 4,5 метров, идущие от кургана, расположенные друг от друга на равном расстоянии. По словам археологов, этот курган представляет из себя простейшую астрономическую обсерваторию. В определённые дни на восходе Солнца все тени совпадают. И, по-видимому, эти дни были для скифов связаны с какими-то ритуалами. По мнению учёных, можно с уверенностью утверждать, что установкой стелл руководил жрец. Именно он размечал места, где они должны быть вкопаны, и рассчитывал их высоту.
Вообще с куранами в России и в частности на Алтае связано множество легенд. В царской России много говорили о несметных богатствах в курганах и курганном золоте. Тогда действовало множество так называемых "бугровщиков", вскрывающих и грабящих древние захоронения.  Однако археологи утверждают, что золота и драгоценностей в курганах никогда не было - скорее предметы утвари и быта, оружие.  

А дело было в том, что налог на добычу золота в России был очень велик, а найденное курганное золото и клады таким налогом не облагалось. Соответственно нелегальные добытчики золота умудрялись переплавлять его и выдавать за курганное, чтобы избежать налогов. Отсюда и появились эти легенды.

С курганными захоронениями и с Беловодьем перекликается и другая Алтайская легенда про Белую Чудь.
В древние времена жила на Алтае белоглазая чудь, селилась в ямах в лесу, прятала под землей клады. Искусна была чудь во многих ремеслах, умела железо уговаривать, с серебром-золотом дружить. Но вот зацвело по Алтаю небывалое дерево - белая береза, и пришел с ним Белый царь войну воевать. Не захотела чудь остаться под Белым царем; ушла под землю и завалила проходы каменьями. До сих пор можно видеть их бывшие входы. А чтобы никто следом за ней не отправился, оставила чудь у проходов каменных волшебных сторожей. Говорят, что не навсегда ушла чудь. Когда придут люди из Беловодья и дадут всему народу великое знание, тогда вернется чудь, со всеми добытыми под землей сокровищами.

Походив, пофотографировав, мы возвращаемся к мостику.

Алексей остаётся тут ждать ребят,  а мы основной частью группы выезжаем в сторону Сентелека, чтобы пока закупиться там водичкой и вкусностями и дождаться отставших.

Немного отъехав, прокалывается Саша, некоторое время меняем ему покрышку и спускаемся в село. Феликс увозит желающих до магазина, а Саша, Женя, Дима и Паша - остаёмся на перекрёстке в тени отдохнуть.

Через некоторое время проезжают остальные, а ещё через минут 15-20 возвращаются обратно и мы собираемся на перекрёстке все.

Алексей даёт дальнейшие указания по движению - быть осторожным с транспортом, обед после перевала Сентелек, ориентировочно в районе деревни Берёзовка.

И мы начинаем ползти в перевал. Кто-то в седле, кто-то пешком. Перевал очень крутенький, серпантинный, с множеством мелких камушков и изредка пылящими машинками. Забираюсь в седле, но с частыми остановками, чтобы сбросить пульс. Снова очень-очень жарко!

Первым на перевал забирается Паша и на спуске он останавливается в крайне удачном месте - мостике через чистый ручей. Я прошу дождаться тут всех, так как место очень удачное для обеда - так и делаем, встаём тут на обед. И снова пока готовится суп - то и дело отмокаем в речке, охлаждая тело и голову.

После обеда дорога снова прыгает крутыми взлётами через горки и такими же крутыми спускается вниз. Вот она - особенность Алтайского предгорья. Дороги идут тут не по центральным рекам и ручьям, а по направлениям, как им вздумается, по всем горам и долам на пути.

Приезжаем в Берёзовку и долго не выходим из магазина, затариваясь минералкой и мороженным, и отправляемся дальше.

Хорошей насыпной дорогой мы выезжаем к деревне Майорка. Останавливаемся у первого же дома с амбарами под трактора. Тут играют двое детишек, к нам  выходит молодая женщина, у которой мы узнаём дальнейшую дорогу на Тулату.

А также мы покупаем у неё свеженькое домашнее молоко, сметану и творог. Тётенька хотела дать и так, но мы же не изверги, учитывая что нас 23, а у неё своих двое детишек.
Тут же во дворике мы и приговорили часть творога со сметанкой.

Нужно сказать, что изначально эту хорошую идею, тариться в деревнях молочным, подал нам Сергей Колчин, став инициатором. После чего ребята запасались молочком и творогом чуть ли не в каждой деревне, а Серёжу окрестили "весёлый молочник", о чём он наверное узнает только из этого отчёта :).

От Майорки начинается уже совсем узенькая полевая грунтовочка, кое-где с колеями, кое-где размытая, но везде проезжаемая в сухую погоду.

По-прежнему она скачет через взгорки, а затем спускается к речке Тулата. Тут стоит какая-то база и мостик через речку. Переезжаем мостик. Совещаемся, вставать тут на ночлег или проехать дальше. Группа решает ехать и мы  едем вниз вдоль реки до самой Тулаты. По дороге встречаем дойку, коровок, и  встречные трактор с рабочими. Речка тут грязнная и вставать на ней плохо. Въезжаем в деревню, расспрашиваем дедушку дальнейшую дорогу на Чинету и есть ли, где встать за деревней.

Он говорит нам, что встать можно в километре от выезда рядом с чистым ключом, бьющим из под земли у дороги.
 А дорога дальше на Чинету одна, нормальная, насыпная, но говорит, что наверное на первых пяти км мы заблудимся, потому что сильно много накатанных отворотков. Такой вот "оптимистичный" дедушка.

Выехав за деревню находим ключ и встаём на травянистой поляне над ним справа от дороги. Дровами завалена вся поляна.

Идём с девчатами купаться на ручеек. Пожалуй, это самое трудное купание за весь поход - комаров в кустах тьма, воду нормально даже кружкой не зачерпнуть, но помыться надо, а значит можно. Потому что только когда пот смыт и тело дышит, ты начинаешь ощущать себя нормальным человеком. А день сегодня получился очень достойный и трудовой. Почти семь часов времени чистого педаляжа.

Для себя я сегодня однозначно сделала вывод, что у нас реально очень сильная группа. И то, что мы немного растягиваемся - это мелочи по сравнению с тем как могли бы.

Разговариваем об этом с Женей Тарановой. Она, кажется, мне не верит. Но завтрашний день полностью подтвердит мои слова, но это будет завтра.



День седьмой. п.Тулата - п.Чинета - дорога на Тигерек - р.Белая


Сегодня нам предстоял самый трудный в ориентировке день.

Знали мы это заранее, потому что в этой части Алтайских предгорий с дорогами очень и очень напутано, и пожалуй Вы не найдёте ни одного отчёта джиперов или велосипедистов, чтоб они ехали (без реальных треков конечно, коих в инете пока не видела) и не заблудились хотя бы немного. Поэтому я заранее долго разглядывала карты и Гугл, угадывая где же тут могут и будут идти дороги, а где будут ложные развилки, ибо спросить на самих дорогах тут не у кого - людей нет.

Так что сегодня у нас день развилок. Для движения выбираем тактику, при которой на каждой развилке оставляется человек, который ждёт следующего, и так до самого замыкающего. Это позволяет передвигаться оперативно нашей большой группе и не ждать на каждой развилке всю группу, а затем снова терять время на следующей развилке для ориентировки, когда ребята сидят и ждут, а мы с Алексеем проходим вперёд, чтоб посмотреть что за горой и за поворотом и куда нам дальше.

Первую развилку мы встречаем уже через 3км от места ночлега, слабая заросшая колея уходит вправо, а мы проскочив вперёд видим, что дорога слишком забирает налево. Я спешиваюсь, забегаю на гору - да, эта не наша, это дорога на Яровское, а наша виднеется по склону правее, возвращаемся, оставляем Вадима на повороте, и уходим по правильной дорожке.

Затем была парочка менее принципиальных ответвлений и дорога вышла на открытые горы, откуда вновь открывался грандиозный вид на Тигирекский хребет.

Проехали указатель "Чинетинский заказник". Тут мы находимся в буферной охранной зоне Тигирекского заповедника. Ни людей, ни домиков, ни пастухов - горы, небо и стайка велосипедистов, рассекающих по грунтовым дорожкам среди цветов и трав.

Подъехали к каким-то каменным развалинам то ли разрушенного, то ли недостроенного  коровника. Здесь развилка: одна дорога уходит вниз к Генералке, другая - идёт прямо на Чинету, причём с этого места становится хорошей насыпной гравийкой, которая вскоре устремляется на шикарный спуск вдоль речки Чинета.
От Чинеты начинается самая проблемная дорога до речки Белой, поэтому мы с Алексеем приступаем к расспросу местных жителей.

 Водители дают нам подробнейшую инструкцию и рисунок, следующего содержания:
"Дабы не ехать через всю деревню 2км к бетонному мосту, по подвесным мостикам переходим речку Иня и едем направо. Горка, поле, горка, поле, дальше дорогу пересекает ключ, поворачиваем направо и едем вверх по ключу, затем дорога уходит через поле в березняк. Внутри березняка самая важная развилка. Правая дорога пойдёт в деревню Белая (это далеко и нам не туда), а левая - наша. По ней ещё пару километром и будет гора! И новая развилка. Основная накатанная дорога будет уходить налево. Но как мы ни хотелось ехать по ней - она тупиковая и ведёт к базе, а правая самая заросшая травой - это наша. Она там дальше одна, не заблудитесь" - сказали дяденьки. И уточнили, что в этом году там ещё никого не было, лишь один из них проезжал мимо на квадриках.

Ну что ж, вроде всё понятно. Хотя дальнейшие события показали, что правы были мужики только до березняка.
А мы перебираемся по подвесным мостикам экстремального вида через Иню и, проехав пару километров до ключа встаём на развилке на обед.

После обеда поднимаемся вдоль ключа, уходим направо, пересекая поле съезжаем в березняк, развилка, уходим на лево. Со словами водителей всё сходилось просто идеально. Едем дальше.

И вот дорога, развилка,...гора. Бог ты мой, ну разве можно так круто-то?

Основная дорога уходит сильно вверх в перевал, а направо уходит сильно заросшая с примятой высохшей травой дорога и вовсе в гору в лоб. Стоим, думаем что делать. По приметам нам в гору.  Подъём очень длинный и крутой, быстро не сбегаешь посмотреть, что там, - и мы уходим наверх. С большим трудом закорячиваемся и :видем что дорога оборвалась наверху, причём совсем, без вариантов. Видать кто-то умный и хороший съездил сюда на квардрике пофотографировать виды с горы и получилась дорога. Отправляем наших, которые ещё находятся на склоне направо к основной дороге траверсом, а сами спускаемся по верхам на основную дорогу к ним же.
Итак, вопрос, какую же развилку имели ввиду водители, остался открытым. По моим предположениям и ориентировочному треку, откуда-то отсюда должна уходить дорожка направо, но её нет, хоть заглядись - нет.

Проезжаем всего метров 700 и действительно развилка, правда обе дороги равнозначные и мы естественно выбираем правую, так как именно справа от нас находится Бугрышиха и озеро Белое. Едем.

Дорога скачет по верхам всё сильнее и сильнее забираясь вверх, а приближаться к цели так и не хочет, идя почти ортогонально с очень слабым правым уклоном. И это начинает настораживать, ждём поворота за каждой новой горкой, так как других развилок мы не видели, а поворота  всё нет. Все ручейки и речки сейчас пересохшие, вода у всех на исходе и начинает вечереть.

Наконец проезжаем мимо вершины 828м, отмеченной на карте. Это ключевая точка, которая однозначно говорит там, что мы едем ни туда, а по направлению строго к дороге Тигирек-Андреевский. Останавливаемся.
Нужно осмыслить ситуацию и принять решение.

Феликс предлагает спустится от этого места по джиперской колее вниз, вроде бы она разворачивается и идёт в направлении к озеру. Оставляем наверху Вадима и остальных, а сами с Алексеем и Сашей спускаемся с горы вниз по колеям, но колеи обрываются у солончаков и лужи с бобрами. Похоже тут ночевали заблудившиеся джиперы, и мы потеряв силы и время выбираемся наверх назад к группе.

Проходим с Алексеем дальше по дороге на очередной взгорок, чтобы убедиться, что на горизонте  перспективы нет и возвращаемся к нашим. Варианты исчерпаны, теперь нужно посовещаться.

Отсюда варианта было два. Первый - выезжать на п.Тигирек и оттуда в окружную через пер.Осиновый вдоль Белой выезжать к Бугрышихе. Путь длинный, и можем не успеть, а у нас осталось полтора ходовых дня до окончания маршрута и автобуса.

Либо возвращаться назад к обеденной стоянке, где по крайней мере есть вода (тут на верхах её нет совсем), и завтра разбираться что делать дальше.

После слов Ларисы с Мишей, что Андреевский нежилой и дорога туда может быть невнятная и отсутствовать вовсе, принимаем решение возвращаться - самое правильное на тот момент. А завтра пробиваться к озеру Белому.
Нужно сказать, что назад ехалось сильно проще, во-первых наконец спала жара и время было уже 20:00, во-вторых дорога шла с преимущественным понижением высоты.

Проехав 6км (столько и был наш крюк) мы увидели ЕЁ - против солнца уходила слабая заросшая колея, наша дорога. Начиналась она от склона горы так, что её не было заметно с дороги, а только проехав и развернувшись.
Пожалуй, это был самый счастливый для меня момент этого дня - момент определённости - мы выйдем сегодня к речке Белой.

Конечно, ребята очень сильно устали и мучались без воды, и наверное поминали нас не самыми добрыми словами. Но именно в такие моменты и проявляется характер, когда нужно просто собраться, и потерпеть, поработать. А туризм это не всегда красивые картинки и простые дороги, это и чаще всего - труд.

Замыкающим мы ставим Феликса, как самого сильного и надёжного нашего человека, и самого большого оптимиста :).

Ехать сейчас плотной группой всем рядом бессмысленно. Потому что, во-первых, в случае развилок впереди мы с Алексеем имеем оперативное время на принятие решения по выбору дороги, чтоб не задерживать всю группу, во вторых - это вопрос выбора места для ночёвки и подхода к воде, а в третьих - люди, которые знают, что впереди них едут и им некуда деваться - двигаются значительно лучше, даже если и злятся. А опасных условий (снега, 40-градусного мороза, урагана, ливня) сейчас нет - просто работа.

Уже от поворота на нашу дорогу у меня у самой начинает темнеть в глазах. Потому что в то время пока ребята сидели и имели возможность перекусить, мы с Алексеем рысачили по окрестностям, и так с самого утра на каждом сомнительном месте. Поэтому теперь конфеты у меня в организме закончились. Вадик отдаёт мне последний глоточек своей воды, и они всю дорогу сопровождают меня с Сашей, приглядывая чтобы не стало ещё хуже.
А дорога перескакивает ещё три горки и начинается спуск.

Но какой спуск! Узкий каньончик и дорожка такая, что практически не даёт шансов проехать её в седле и не расшибиться. И как обидно - практически все горки заехать ногами, а на спуске слезть с велосипеда и пойти пешком.

Но вот спуск выполаживается и дальше только вниз, речка близко. Начинают опускаться сумерки.
В 23:00 мы приехали к реке Белой. Алексей уже набрал воды и дал напиться, Вадим скармливает мне остатки бананов и орешков, а я доедаю витаминки, только минут через 15 престаёт трясти и я прихожу в себя.
За нами почти следом приезжают Оля и Андрей - уставшие, но спокойные и довольно бодрые. Затем Рудольф, которому сегодня выпала ещё и роль дежурного по приготовлению ужина.

Пока мы ставим палатки, подтягиваются и остальные, уже с фонариками.

Быстрая пробежка к речке, чтобы искупаться и не накормить рой комаров. Алексей ещё встречает ребят и возится с костром. Рудольф начинает готовить еду.

Наконец приезжает и замыкающий Феликс - теперь совсем все в сборе. И мы это сделали!

Сил кушать нет, поэтому сразу ухожу спать, и уже сквозь сон слышу у костра бодрый голос Ларисы и Миши - всё-таки эти ребята удивительные оптимисты!



День восьмой. р.Белая - п.Бугрышиха - оз.Белое


Спим дольше обычного, потому что теперь торопиться некуда. Около 8 утра поднимаемся и начинаем готовить завтрак, купаться и приходить в себя после тяжелого вчерашнего дня.
Вчера мы встали лагерем прям у дороги.

 Отсюда их две - одна идёт прямо, другая левее. Левая выходит к речке буквально через 50 метров, и тут мы купаемся и просматривается брод на другую сторону через остров.
Прохожу второй дорогой, здесь тоже брод, через небольшую галечную косу - явно глубже. Поэтому решаем переходить левым вариантом.

После завтрака собираемся и переносим по отдельности рюкзаки и велосипеды - брод по колено.
В деревне находим колонку с водой и пополняем запасы.

Пытаемся найти магазин, но магазина в деревне нет. Есть тётечка, которая торгует в частном порядке, но она уехала за товаром. Поэтому мы штурмуем Главпочтамт,  где покупаем чай, а ребята набирают кучу печенек и зефирок. И мы выдвигаемся из деревни в сторону озера Белое.

От Бугрышихи туда ведёт препаршивейшая гравийка, размытая, с кучами камней.

Ну и дорога как всегда вверх, и как всегда очень жарко.

А ноги сегодня совсем отказываются ехать. Передвигаемся мелкими перебежками от тенька к теньку. Наконец заезжаем наверх, откуда открывается вид на озеро и гору Синюха, и скатываемся до своротка на озеро. Встаём на озере слева по ходу движения.

Ставим палатки и сразу в воду - вот оно, простое человеческое счастье!
Ненадолго мы выехали до деревни "8марта", чтоб купить недостающих продуктов. И дальше до самого вечера только и делали, что купались и ничего не делали, причём купались чаще. Около 17:00 приехал автобус, который завтра повезёт нас домой.

Ужин проходит с кружкой по кругу и добрыми словами в адрес друг друга и команды - нашей сильной команды.
Нужно сказать, что весь день не было ни комаров ни мошек - лёгкий ветерок сдувал и тех и других. Но вечером комары появились, причём в очень большом количестве, и сколько не пытались ребята посидеть у костра с гитарой, комарики сделать это не дали, разогнав всех по палаткам.



День девятый. Музей Колывани. Дорога домой.


Как всегда ранний подъём, завтрак и увязка велосипедов и рюкзаков на крыше автобуса.

Затем мы выезжаем в сторону посёлка Колывань, где заезжаем в музей Колыванского камнерезного завода,- маленькое здание в бывшем корпусе училища при заводе, три зала. Женщина экскурсовод рассказывает нам историю завода. В музее хорошо и прохладно. Красивые панно и предметы из камня поражают воображение своей красотой. Как же жаль, что вся эта красота находится в запустении. А может и есть в этом какой-то свой смысл, и горы не хотят подпускать к своим недрам человека.

А затем жаркая дорога домой. В Поспелихе Дима, Женя, Таня и Настя сходят, чтобы доехать до Новосибирска вечерним поездом. А мы около 17:00  приезжаем в Барнаул.


 

Заключение и выводы.


Поход прошёл в режиме высокой интенсивности, с длительными суточными пробегами и серьёзными наборами высоты по преимущественно грунтовым и гравийным дорогам среднего и плохого качества.

Мы прошли все ключевые запланированные дороги (Усть-Кан - Кумир, Коргон-Сентелек, Тулата-Чинета-Белое). Однако замена Кудатинского перевала на Кукуйский из-за погодных условий и появившееся в связи с бОльшим километражём отставание на полдня, на не дало довести маршрут до конца и побывать на Саввушках. Поэтому оставшиеся полдня свободного времени мы провели на озере Белом, купаясь и отдыхая.

Маршрут по визуальному ряду оправдал и превзошёл мои личные ожидания. Прежде всего красивыми панорамными видами заснеженных хребтов, а также уютными безлюдными дорожками, которые так подходят именно для велосипеда.

Маршрут также превысил ожидания по сложности рельефа в предгорьях Алтая во второй половине маршрута. Учитывая, что в группе было много новичков в велотуризме, команда прошла поход очень хорошо и без срывов, показав преимущественно хорошую психологическую выносливость. При группе 23 человека отставание последних участников от первых не превышало 45 минут.

Участок Чинета-Бугрышиха особенно труден в ориентировке из-за того, что очень много развилок, а нужная дорога является очень сильно заросшей и не просматривается с обзорных точек. В обратном направлении Бугрышиха-Чинета, эта дорога не представляет таких трудностей, так как все развилки идут в обратных направлениях. На дороге есть трудности с водой, от ключа за Чинетой и до самого спуска к реке Белой - воды нет.

Маршрут представляет ценность с точки зрения краеведенья, так как районы, через которые он проходит, связаны с важными и интересными пластами истории Алтая.

Ссылки по теме:


http://new.hist.asu.ru/skif/fotos/fotos3.html - фотографии по расчистке и реконструкции Царского кургана

http://www.ap.altairegion.ru/299-00/gv.html - статья о Царском кургане в "Алтайской правде"

http://www.zmeinogorsk.ru/zmeinogorsk/bunge.shtml - Путешествие доктора Бунге по Алтаю в 1866 году

http://zmeinogorsk.ru/altai/13.shtml - немного Алтайской изотерики

 




  Комментариев (6)
 1 Автор: Витольдыч, дата: 28-06-2010 09:27
В позопрошлом году, мы в районе Чиниты-Бугрышихи 
хорошо поблудили. В итоге проехали через заповедник. 
Ночевали в заповеднике. Совершенно дикие места, кроме медвежих троп никаких следов. 
Когда нашли воду заполнили ей 
все что могли. На выезде из заповедника наткнулись на егерей. Получили массу впечатлений ... Молодцы.
 2 Автор: Аня, дата: 06-07-2010 14:49
Света, отличный отчет!!! Спасибо! Действительно - было непросто, но оно того стоило - столько красивых видов открывалось перед глазами! И исторические "вставки" интересны очень - дают новый взгляд на те места, по которым мы проезжали.  
И команда у нас была отличная - спасибо всем-всем! :)
 3 Автор: Таня, дата: 21-07-2010 15:31
Света, молодец! Интересный и полезный отчет! Те, кто захочет пройти следом, будут знать какого качества там дороги. Посмотрела на поход глазами организаторов. Вы с Алексеем здорово умеете вести группу, спасибо!
 4 Автор: Вадим, дата: 30-08-2010 01:24
Света, спасибо за исторические вставки в отчете и спасибо организаторам за грамотно спланированный, яркий, насыщенный велопоход. Вообще удивительно какая сплоченная и классная группа у нас собралась. Очень надеюсь еще раз побыть в седле рядом с такой же компанией.
 5 Автор: Александр, дата: 18-04-2011 03:13
Прочитал Ваш отчет, здорово!!! Большое Спасибо автору, я так понимаю Свете! Я хорошо знаю все эти места, которые Вы проехали. Интересно ведь то, что Мы с группой в 11 туристов из клуба "Велокемпинг", на велосипедах проходили почти в тех же местах и почти в те же дни (12-25 июня), и даже на одной стоянке у р. Малая Татарка мы были, но после Вас, 19 июня. С этого дня начались проливные дожди, а до этого действительно был изнуряющий солнцепёк. Ваша команда просто супер!!! :roll Вам можно только завидовать!!!
 6 Автор: Света Глушкова, дата: 24-04-2011 23:01
Александр, спасибо большое за добрые слова!

Добавление комментария
  • Личная переписка и оскорбления будут удалены.
  • Не используйте комментарии для раскрутки своего сайта. Такой материал будет удаляться.
Имя:
E-mail
Комментарий:



Код:* Code
Хочу получать уведомление на email о последующих коментариях

 
« Пред.   След. »
Маршруты 2018
Зимние походы 2018
Треккинг "Патагония и Огненная Земля" (16.12.17-09.01.18)
Лыжный поход "по Северу Байкала (Хакусы)" (18.02-27.02)
Лыжный поход "Плато Укок" (11.03-22.03)
Летние походы 2018
Велопоход "Первомай в Горном Алтае" (29.04-01.05)
Велопоход "День России в горах Алтая" (10.06-12.06)
Пеше-горный поход "Фанские горы" (24.06 - 05.07.)
Сплав "Средняя Катунь" (09.07-15.07)
Авто-водный экскурсионный тур "Алтайская кругосветка" (17.07 - 24.07)
Пеший тур "к озеру Аккем" (30.07 - 10.08)
Восхождение на г.Белуха 4506 м (30.07 - 10.08)
Пеший поход "Тихоокеанское кольцо Камчатки" (19.08- 31.08)
Пеший поход "Тофалария" (10.09 - 23.09)
Комментарии:
Последние сообщения
Продам спальный мешок Alexika Mounta...
Мешок новый, ни разу не пользованный. Цена 3300 р. телефон 905-981-99-00 в Барнауле ссылка на оп...
Светлана
RE: вело Алтай 2011
Не прошло и полгода - доделал видеоотчет по прошлогоднему Алтаю. Поучилось 3 части каждая по 26 - 28...
Олег Мамонтов
вело Алтай 2011
http://www.altair-altai.ru/components/com_fireboard/uploaded/images/DSC_7332_1.jpg[/im...
Олег Мамонтов
RE: Велопоход по Франции в 2011 году
поход завершен, здесь выложен отчет http://kolchin.ru/velo_franz.pdf на сл. год хотелось бы поехать...
Колчин Сергей



Проверить PR и ТИЦ

Туристический клуб "Альтаир-Алтай" 2003-2011г. e-mail: altair@altair-altai.ru, тел:(3852)49-08-98, +7 961 982 1210.
Перепечатывание либо копирование материалов сайта без письменного разрешения руководства клуба - ЗАПРЕЩЕНО!
Интернет-сайт носит исключительно информационный характер, не является публичной офертой (cт.437 ГК РФ).