Вход на сайт





Забыли пароль?
Регистрация
Пешие походы Сплавы Лыжные походы Индивидуальные туры ВелопоходыПокатушки
Главное меню
Новости
О клубе
График походов
Заявка на участие
Контакты
--------------------------------
Что брать в поход?
Справочная инф-я
Вопросы и Ответы
--------------------------------
Отчёты о походах
Фотогалерея
Видео с походов
Обои рабочего стола
Походные песни
--------------------------------
Гостевая
Форум
Снаряжение
Выбор снаряжения
Выбор рюкзака
Выбор спальника
Выбор палатки
Велораздел
Велопокатушки
Места катания
!!! ЗАБРОСКА на Алтай !!!
Предложения транспорта на Алтай
Поиск попутчика на Алтай
Получить купон на скидку 5%
Случайное изображение

avtotur 15

Поздравления
Именинники октября

04.10 - Прудник Лена,
05.10 - Кириенко Юра,
11.10 - Дамер Катя,
12.10 - Мищенко Сергей,
13.10 - Ирина Бабаскина,
14.10 - Журавлёв Юра,
17.10 - Губайдулин Виталий,
18.10 - Дюпин Саша,
20.10 - Кальчурина Настя,
29.10 - Лапко Оля,
30.10 - Коновалов Володя,
31.10 - Кузьмина Оксана,

Желаем вам добра и удачи!


 
Информационный партнёр
НЕДВИЖИМОСТЬ БАРНАУЛ -
еженедельный специализированный журнал

База Флэш - носители информации

Клуб Мумми-тролли

Сейчас на сайте находятся:
6 гостей




Подать заявку на участие в походе

Печать
Отчёты о походах - 2007 год
 

Отчёт о велопоходе «Беловодье Алтая».

Маршрут: п.Онгудай - п.Иня - п.Тюнгур - п.Мульта - оз.Ниж.Мультинское - п.Верх.Уймон - п.Октябрьское - с.Усть-Кокса - с.Мендур-Соккон - с.Усть-Кан - с. Беш-Озек - с.Дьектиек - с.Шебалино.
Сроки: 25.05.2007 - 04.06.2007 (11дней/11 ночей).

 

День первый. Начало.

Долго ли коротко ли, много ли мало ли, но прошло всего две недели с предыдущего похода, а мы опять сидим в автобусе - теперь уже рейсовом. Автобус едет по маршруту Барнаул-Онгудай, всё багажное отделение забито нашими рюкзаками, а  в хвосте салона и в проходе напиханы велосипеды. Мы спим.

На этот раз нас пятеро: Алексей Домашец, Андрей Бобылев, Сергей Пирожков, Сергей Сулоев и я. Маршрут предстоит непростой. Гисметео на все 11 дней обещает беспросветный дождь, и судя по последним дням в Барнауле им нет оснований не верить, хотя и очень хочется. Но сейчас это не важно, потому что мы спим...

Автобус идёт быстрее, чем я успеваю соображать, и из всей дороги я помню только Усть-Сему и запах жжёных покрышек на Семинском. Какая-то тётенька звонила в Онгудай и сказала что там тепло и солнце, - это хорошо. Никакого обычного предмаршрутного мандража, никакого волнения. Просто бывают  походы, в которых возникает некоторое ощущение фатальности, когда собираются люди, которые должны собраться и идут путь, который должны пройти, когда спиной начинаешь чувствовать правильная дорога или нет. Именно такое глупое и хорошее чувство было у меня сегодня, в начале нашего пути.

Так как водитель экономил время и не жалел нервные клетки пассажиров, уже в 18:00 мы были в Онгудае, то есть на два часа раньше предполагаемого прибытия. По плану мы должны были проехать около 15км и встать  в районе устья Малой Ильгумени немного не доезжая с.Хабаровка. Но водитель посоветовал нам туда не ехать, потому что в пятницу с Хабаровки могла прийти на выгул беспокойная молодёжь, да и стоять в этих местах неудобно - очень близко к дороге. Мы послушались и отъехав всего около 6км от Онгудая встали на речке Улита на противоположном от одноимённой деревни берегу, в не самом защищённом от лишних глаз месте, но в этом районе пожалуй единственно возможном. Погода была тёплой, небо ясным, а дальше ужин и спать, завтра предстоял первый «боевой» день.

 

Официальные данные:

Расстояние: 15.42км, включая дорогу от дома до автовокзала.

Время в пути: 1ч 04мин

Участники маршрута:

Домашец Алексей - руководитель,

Сулоев Сергей - помощник руководителя,

Бобылев Андрей - механик,

Пирожков Сергей - фотограф,

Глушкова Света - летописец.

 

День второй. Дорвались.

Все знают, что в первый день длительного маршрута не стоит давать слишком большие нагрузки, чтоб дать организму вкатится, по принципу: зачем «померать» в первый день похода, когда можно «помереть» в последний. Все знают, но никто не делает :) .

Погода сутра была впетчатляюще хорошей. Выехали и двинулись в итоге мы очень резво, что называется «дорвались!» Дорога была красивая и шла постоянно то вверх, то вниз. Подъезжая к Малой Ильгумени стало понятно, что водитель был прав, - встать дальше чем в 100 метрах от дороги тут было абсолютно негде, хотя теперь это было уже не важно. Народ под настроение «лосил» не особо жалея сил, и уже перед Чикетом я почувствовала, что мышцы начинают терять свежесть. В итоге последние 2км подъёма на Чикет я шла пешком, - каюсь, возьму его в седле как-нибудь в другой раз, а сегодня ещё ехать и ехать, поэтому силы лучше беречь. На перевале дул очень сильный и холодный ветер, ходили тучи. Быстренько отметив взятие первого перевала, мы начали скатываться.

После Чикета дорога в основном сваливала вниз и расстояние до Купчегени пролетели практически незаметно. Деревня вызвала у меня ностальгические воспоминания прошлого лета - тогда был дождь, мы скупили почти всё что было в местном магазине, за что местные жители желали нам в дорогу не очень доброго :) . После Купчегени некоторое время шёл просто отличнейший асфальт, который в сумме с ровной дорогой позволял катить резво и непринуждённо, наслаждаясь солнышком. Затем Катунь повернула и вместе с ней повернула дорога, уйдя на прижим, подул сильный ветер, асфальт стал резко хуже и дорога постоянно шла то в горку, то с горки снова изматывая наши ещё незакалённые мышцы. В месте впадения Большого Яломана в Катунь дорога спускается с прижима вниз к мосту. Здесь на Яломане мы и встали на обед на месте, специально оборудованном под стояночку - со столом, скамеечками и даже с деревянным туалетом неподалёку, в котором на двери народные умельцы написали: «улыбнитесь, вас снимают скрытой камерой».

Мы обедали, а погода портилась, и выехали мы под сильный ветер и накрапывающий дождик, который сегодня так и не полил, за что ему большущее спасибо. В Ине докупили продукты в магазине с красноречивым названием «БАМ» (названым так потому что хозяин магазина именно оттуда) и вскоре съехали с трассы, перешли мост через Катунь и начался  пеший  участок сегодняшнего дня. Дорога после моста начала забирать резко вверх, набрав около 150 метров высоты, и мы вместе с ней. Получился практически мини-перевал. Проехали красивое слияние Чуи и Катуни. Некоторое время дорога проходила по очень впечатляющему довольно узкому скальному прижиму с большим количеством мрамора и эффектными спусками, после которых у меня пропал страх перед спусками по крупной гравийке с камнями. Виды на Катунь открывались сказочные. Ещё немного и дорога спустилась к деревне Инегень. Прошли деревню, перебрались через речку, спустились с Катуни, издали увидев упоминавшееся подобие паромной переправы и ... и снова поползли вверх пешком. Вот это было уже действительно тяжко, поскольку лапки работать наотрез отказывались и когда уже снова можно было ехать, то согласились крутить педали не выше чем на передаче 1:4. До предполагаемого места нашей стоянки - зимовья Сок-Ярык мы не доползли всего метров 300-400, встав на первой возможной полянке с водой, - собственно говоря на самой речке Сок-Ярык в месте даже более удачном чем само зимовье.

Таким забойным выдался первый день. Затем ужин. Некоторыми представителями нашего немногочисленного коллектива было выпито немало крепкого, тоже дорвались :) . Я по причине сильной усталости и плохого взаимопонимания с собственным желудком (которое является у меня традицией в первые два дня похода) ужинать не смогла, за что получила нагоняй от командира со словами «на чём ты поедешь», «завтра самый трудный день, ты без еды помрёшь». Вместо ужина пила классный витаминный киселёк (спасибо Серёже Пирожкову), который вместе с овсяными печеньками восстановил меня куда лучше любой гречки.

Потом мы разошлись спать, а Сергей П. и Андрей ещё долго обсуждали «насущные мировые проблемы», поминали Кара-Мурзу (это такой автор политических бестселлеров, которого читал Андрей и пытался весь поход понемногу объяснять нам), уходили в палатки и возвращались к беседам вновь, чем мешали свершиться моему процессу умиротворённого сна аж до двух часов ночи.

Официальные данные:

Расстояние: 91км

Время в пути: 7ч 16мин.

День третий. Казнахта.

Полночи и всё утро шёл дождь. Но даже если бы он не шёл, не думаю что сегодня народ смог бы подняться слишком рано после вчерашнего трудового дня и затянувшегося вечера. Сутра в лагерь пришли коровы и начали лизать палатку, за что получили от Алексея по морде.

Дождь шёл долго и муторно. В один из промежутков мы с Алексеем как единственно выспавшиеся вылезли таки из палаток и даже умылись, но он полил снова и мы забрались обратно. Если вы думаете, что дождь испортил нам настроение - ничего подобного. Утро было всё-таки хорошим, может потому что оно было сонным и умиротворённым, может ещё почему, но хорошим. Наконец дождь кончился, выглянуло солнце и мы принялись готовить молочные макарончики на завтрак, которые мой желудок с удовольствием покушал.

Тем временем коровы продолжали наступление. Эти любопытные создания обнюхивали лежащие без присмотра вещи, совали нос в горячие угли, фыркая и  возмущаясь что больно, пристально с расстояния полтора метра изучали как мы навешивали рюкзаки на велосипеды. В общем я таких бесцеремонных и обнаглевших коров ещё не встречала.

В итоге выехали мы сегодня около 12:30. Проехали мимо зимовья Сок-Ярык, которое абсолютно не выглядело заброшенным, как писали в отчётах, и стали спускаться к Катуни. Спуск был крутой и жёсткий. На одном из участков прокололся Серёжа Сулоев, - счастье что не свалился при этом. (Набрав довольно приличную скорость, вдруг почувствовал, что велосипед повело. Переднее колесо резко спустило. Учитывая, что основной крутяк спуска был еще впереди, можно сказать, что мне повезло. Предположительно закололся шипом акации (см 2 как сталь) // прим. Сулой) Пока мы внизу ждали возвращения ребят, успели даже позагорать - погода была действительно очень тёплой и располагала.

А дальше начался узкий скалистый прижим, которым столько пугали в отчётах как узкой скальной полочкой в 70см. Не знаю 70 или нет - но в итоге мы весь прижим практически ехали, а там где не ехали - в основном не по причине узости, а по причине большого количества слишком крупных камней, между которыми лавировать уже не получается. И что ехали что шли - опасным он не был нигде. В общем сложности он не представлял. Сложность была дальше.

Когда проехали прижим и  «держателя чаши» - дорога начала забирать очень резко вверх, настолько резко, что я сразу же отстала от остальных. За мной шёл только Серёжа П. составляя мне компанию. В добавок к этому похолодало, задул ветер и полил сильный дождь. Лезли вверх казалось, что очень долго, по кустам, по лесу и по другой разности. (Казнахтинский Бом. Согласно имеющимся у нас отчетам, это был очень сложный и тяжелый участок (особенно хабаравчане там натерпелись). Вот и Свете он дался тяжело. Она у нас хоть и прет наравне с мужиками, но таки маленькая и хрупкая девушка... ;) Фактически, же даже под проливным дождем большинство забежали на него довольно легко. И оказавшись наверху Алексей озвучил наши мысли, что ерунда это, по сравнению с прижимами по которым мы лазили неделю назад в походе «Алтайские Петроглифы», детский лепет. А затем был затяжной спуск по узкой тропе к реке. Очень классный! :) // прим. Сулой)

[Ага, ещё вспомнила:  если учесть что название той речушки, от которой начался подъём, переводится как «навьючившийся сам», и по отчётам -  коней там развьючивают и тащат арчемаки наверх вместо них, - то мы и ожидали худшего, а в итоге никто с велосипедов ничего не снимал.  Да, не даются мне пешие участки, помираю я на них как-то совсем быстро.  Света]

 Долезли и вышли на речку Казнахта, которую другие группы по отчётам переходили по брёвнам. Поперёк реки действительно лежали два худеньких брёвнышка, переходить по которым было нереально, - остальные видать снесло водой.

Мужчины начали валить деревья и  строить переправу. Тут Алексею я дала бы звание героя этого похода за одну только переправу через Казнахту. Если бы была хорошая погода - то эта переправа не произвела бы на меня такое возбуждающе-удручающее впечатление. Но стоя на ветру под дождём в ветровке одетой на майку и сандаликах, трясло меня от всего сразу - и от холода и от вида мокрых прогибающихся брёвен, по которым Алексей перебирался на другую сторону. Успокаивало только то, что на той стороне реки виднелась избушка, которая и должна была стать нашей хоть и преждевременной, но необходимой стоянкой. В итоге было свалено две берёзы - и подложено к существующим ещё три брёвнышки: эти 2е берёзки, с одной из которых не угадали по длине, и ещё одна смытая к берегу. Кстати если бы не Серёжа Сулоев, который периодически напоминал мне и моим нервам пользоваться фотоаппаратом, то фотографии этого процесса вы бы не увидели. Нет, я конечно понимаю что бывают переправы и намного хуже, но у меня то это первая :) .

Итак, мы переправились и пошли к избушке. Дождь продолжал лить. Крыша у избушки была никудышная, и оттуда тоже стекали ручейки. После некоторой возни с тамошним подобием печки и попыток устроиться внутри избушки, мы эту затею бросили, натянули два тента у входа и вынесли туда  печку, пробив у неё верхнюю крышку и просто разведя костёр. Теперь стало тепло и уютно - жизнь снова налаживалась. Хотя туман самым, что ни на есть, скотским образом поднимался вверх, а не вниз, оставляя вершины гор в снегу. А значит и хорошей погоды ждать не приходилось. Но в данный момент это было уже не важно - важно было хорошо покушать и спать...

Официальные данные:

Расстояние: 13.01км

Время в пути: 2ч 02мин.

 

День четвёртый. Дорога на Тюнгур.

И почему я опять люблю утро? Даже умываясь утром в Казнахте, относилась я сегодня к ней практически любовно.

Утро было мало-мальски ясным, просто если бы это было не так - это было бы уже издевательством. Проснулись сегодня рано, но немного провозились со сборами. Полседьмого уже готовили завтрак, и только полдевятого мы покидали нашу Площадку Скотоимпорта «Казнахта». Спасибо этому домику за то, что нас приютил.

От домика дорога начала уходить вверх и ехать можно было далеко не всегда, что в общем-то было отнюдь не плохо. Сегодня у меня окончательно пропал комплекс неполноценности, когда я спешиваюсь. По моему скромному мнению, даже на ровных местах кое-где разумно было идти пешком со скоростью 6.5км/ч и при этом наслаждаться окружающей природой, а не ехать с такой же скоростью пристально глядя под колёса и думая как бы куда не въехать. Но это дело индивидуальное, поэтому за правило его прошу не считать.

Итак, мы поднимались по местам с красивым названием Берёзовый Пал. Вообще-то так называется речка, которая на карте обозначена как пересыхающее-подземно-теряющаяся, но это не важно. Вы можете себе представить экваториальные леса из берёз и лиственничных? Вот, это как раз про эти места сегодня. Всё очень вкусно и свежо пахло, повсюду заливались птички, тараторили дятлы, тащили в горку свою железную ношу велосипедисты - одним словом идиллия :) .

На речке Чеба набрали водички и листиков смородины, сняли с себя партию клещей и двинулись дальше. Постепенно горы и небо опять закрыло низкими тучами и туманом и мы выехали наверх, откуда тропа пошла по высоким красивейшим  прижимам над Катунью, по которым мы уже шли пешком. Шли мы по ним долго - горизонт сливался с облаками, внизу открывались сказочные Катунские пейзажи, а в небе, совсем близко к нам парили кто-то типа коршунов - такие огромные, что даже не верилось. Видать, охотились за отстающими велосипедистами ;) . Потом был недолгий земляной спуск и на реке Барбыш мы встали на обед.

Вставали под накрапывающий дождь, а после обеда опять показалось солнце, которое дало нам немного поваляться и позагорать. Перебрели Барбыш, ещё немного потопали по прижимам и наконец спустились к дороге на Тюнгур, которая вскоре упёрлась в брод через р.Тарахту.

Брод был простой, мне всего до колена и довольно широкий, и только в одном месте в конце становился выше колена и с очень сильным течением. Иду я с великом на плече по речке, мне на встречу идёт Андрей и говорит Алексею: «снесёт же её там», на что тот отвечает «да» и идёт дальше. Добрые у ребят шуточки :) . В итоге Андрей велосипед у меня взял, а я пошла дальше пустая. Течение и правда было такое сильное, что ногу поставить получалось с большим трудом, но медленно-медленно пятисантиметровыми шагами я это место перешла.

Отжали носки, вытерли лапки и поехали дальше...поехали, но, как оказалось позже, не все.

Мы с Алексеем и Андреем уехали вперёд, через некоторое время Андрей остановился дождаться ребят, а мы с Алексеем поехали дальше, мимо странного погранпоста без единого пограничника, через стадо пасущихся овечек с разноцветными ленточками на хвостах, дорога пошла впритык к Катуни по лесу, до Тюнгура было уже не слишком далеко. После дождей дорога была сильно расквашена, вся в лужах и промоинах, езда между которыми представляла ту ещё эквилибристику. Небо затянуло и полил проливной ливень. Я подумав, что после ливня эта дорога станет ещё хуже и надо бы побыстрее выехать к деревне, прибавила ходу, но Алексей сказал что будем ждать остальных, - что было конечно правильно, слишком долго они уже не показывались на горизонте. Остановились под деревьями рядом с дорогой и прям на обочине развели костёр и перекусили велокормом (шоколодка, орешки, сухофрукты и прочая гадость, призванная заменять велосипедистам нормальные бутерброды с колбасой). Ждали мы уже минут 20 точно, а ребят всё не было и не было. Наконец они показались. Случилось следующее.

Серёжа Сулоев, попытавшись ехать после брода, обнаружил что прокололся. Серёжа П. предложил ему остаться с ним помочь, но Серёжа С. сказал, что справится сам. В итоге тот уехал, а у Серёжи выяснилось, что насос категорически  не желает качать колесо. Такие вот дела. Какое-то время он вёз вел рядом, потом Серёжа и Андрей вернулись и помогли с насосом, и они поехали. Но отъехав выяснилось, что Серёжа Пирожков забыл рюкзак с фотоаппаратом на пеньке, в общем всё как всегда по закону подлости :) . (Откатав прошлый сезон всего с одним проколом, в этом походе я добирал норму :) Двинулись мы после брода кучно, но обнаружив прокол я не стал тормозить группу. Дорога была хорошая. «Догоню.»... Угу, догнал :)  Прозанимавшись некоторое время сексом с насосом, я решил, что лучше все же медленно но двигаться навстречу помощи (что она скоро появится я и не сомневался). Но пройдя метров 20, вернулся к «любимому» насосу. Минут за 15 мне таки удалось, с матами и уговорами, накачать колесо до состояния «можно ехать». Ну а вскоре подъехал спаситель Андрей. Докачали колесо до нормы и погнали. // прим. Сулой)

Ребята отдышались и мы поехали дальше. Дорога после дождя, который так ещё и не кончился до конца, лучше не стала, но катилось мне сегодня на редкость хорошо, и я снова уехала вперёд, и только когда в видимости показался Тюнгур, остановилась подождать ребят. Пока ждала, замёрзла как цуцик (интересно кто такой цуцик и почему он мёрз).(Цуциком звали маленького щенка из детских рассказов классика, убей не помню какого.//прим.Сергей П.) В Тюнгур мы въехали в 18:10 снова под дождём и по грязи. Нам повезло, что первый же попавшийся на дороге магазин ещё не закрылся, в нём мы и докупили основные продукты. Все остальные были уже закрыты и хлеба и водки нам взять не удалось. Пока затаривались и  колесили по опустевшему и грязному Тюнгуру, замёрзли ещё больше. Хотелось ехать и желательно активно.

Так как на грязной Катуни вставать не хотелось, то Алексей предложил ехать до Малой Катанды ещё около 12км, и вставать там. На что мы, конечно, согласились. А вот мой организм нет. На одной большой горочке после Тюнгура спазмами пережало горло, пульс восстанавливаться перестал и стало резко не хватать воздуха. Я наклонилась через раму, немного отдышалась, дошла до ребят ждавших на верху и стало ещё хуже. В общем не буду вдаваться в подробности, не знаю как это выглядело со стороны, но испугалась я за себя сильно, - давно я за себя так не пугалась. В общем до Катанды мы не поехали и проехав ещё пару километров встали на берегу Катуни. По прежнему капал дождь.

Опять мы натянули спасительный тент и стали готовить ужин и кушать. Я к тому времени уже абсолютно отошла. А комментариями к моему самочувствию мне окончательно задели мои амбиции, которые теперь проснулись и отыгрывались всю оставшуюся часть маршрута.

Официальные данные:

Расстояние: 42км

Время в пути: 5ч 20мин.

 

День пятый. Дорога на Мульту.

Утро было солнечным. Видать у погоды уже входит в привычку до обеда давать нам погреться, а после обеда поливать дождём. Итак, выехали мы солнечным утром. В Катанде закупили недостающие продукты и двинулись дальше. Дорога шла приемущественно грунтовая с камушками, очень красивая, слева на горизонте виднелись белки Катунского хребта. На каждой горочке я думала - вот заедем и сфотографируемся красиво на горизонте, но народ странно не хотел фотографироваться, даже Сергей Пирожков эту красоту не фотографировал. У меня настроения «лосить» особо сутра не было, хотя катилось и очень бодро - и я фотографировала катящих ребят сзади на красивых горизонтах.

На одном из спусков у Андрея порвалась цепь, но всё обошлось, починили быстро и поехали дальше. (Поломка была «ожидаемая». Андрей быстренько одел замковую цепь и мы двинулись дальше. // прим. Сулой) На повороте на Мульту обнаружили, что есть связь и отзвонились домой. Затем переехали мост через Катунь, проехали деревню и встали немного отъехав на отличной оборудованной поляночке на берегу Мульты - даже с длинным столом. Ветер тянул холодный, но солнце ещё светило и мы во время обеда успели просушить отсыревшие спальники и тент. К концу обеда снова закапал дождик, но так и не разошёлся.

Разъелись мы неплохо и выехали со стоянки уже в 15:00, я упедалила первая. Катилось как-то немного тяжело, то ли сказывался слишком плотный обед, то ли то, что дорога была отвратительная - гравийка, но очень каменистая, и гладкой калеи на ней нет. И вроде ноги-то не уставали, но выше чем на передачу 2:2 не переключалась и ехала со скоростью примерно 10км/ч., думая когда же меня наконец обгонят, - на горизонте не было никого. Через какое-то время  догнал Андрей и сказал, что я оказывается сильно резво еду и он с трудом догнал, и что дорога идёт в горку  - вот оно оказывается что! Ещё с полчаса мы ехали рядом разговаривая о смысле жизни :) - и я вообще не заметила как мы доехали до моста через Мульту, где решили дождаться остальных. Сразу же следом за нами приехал Алексей, попозже два Сергея.

После моста и с.Маральник нормальная дорога кончилась и началась...это можно описать примерно так: две калеи с жижей, между которыми грязюка и при этом всём ещё регулярно попадаются большие лужи. (... и все это тщательно «размесено» копытами коней. // прим. Сулой) В общем вполне милая дорожка :) . По пути обратно Сергей Пирожков дал этой дороге звучное название «Карамурзец» (да простит нас писатель). Но самое забавное, что сначала мы попробовали по этому идти пешком, а потом кинули это дело и поехали. Как ни странно ехать было действительно проще и быстрее - где по травке, где по кромочке, а где и напрямик :) . Только непосредственно подъёмы дороги брали пешком.

 А потом дорога раздвоилась и пошли мы по её неправильной ветке вдоль маральника. Хотя правильная она или неправильная - вопрос спорный. По крайней мере наша не петляла 3и раза через р.Михайловку даря незабываемые переправы по брёвнам (как описывали в предыдущих отчётах), а «просто» перешла в конную тропу и полезла 40градусным уклоном вверх :) . Бедные кони, которые тут ходят, - я думала что велик до верха не дотащу. Даже с зажатыми тормозами он наровил у меня по мягкой земле съезжать вниз юзом. (В итоге оказалось, что эта тропа, даже не смотря на тяжелый подъем, оказалась удачнее «основной» описываемой в отчетах. Здесь я чуть было не был «наказан» за стремление ехать в седле где надо и не надо. Потихоньку вкручивая по траве, зацепил толстую палку. Она попала в спицы и рамку переклюка. «Аккуратно» завернул петуха. Если бы не почувствовал вовремя помеху и не услышал предупреждение Светы «Стой! Совсем стой!!!» :) то вырвал бы все с мясом... // прим. Сулой») В общем самый сложный участок  конной тропки прошли, дальше проще, но то что мы шли не по той дороге всё-таки вызывало некоторое беспокойство. Плюсом к тому небо опять заволокло и начался дождь, причём опять сильный. Мы добрались до конца забора маральника, спустились к р.Михайловка и перешли её по бревну. Тут было уже довольно высоко и холодно, на берегу речки ещё остался нестаявший снег. Поднялись на небольшую полочку, чтоб ветер по долине реки не выдувал из нас последнее тепло и оптимизм и решили вставать.

Место было просто отличное.

Ещё хочу сказать пару слов про здешний лес. У людей с обострённой чувствительностью он может вызвать абсолютно особые ощущения. Он по настоящему живой. Идёшь, и вроде бы ничего не шевелится и звуков вроде бы нет, но спиной чувствуется, что рядом кто-то есть и наблюдает, и невольно начинаешь вглядываться то туда, то сюда. Это не вызывает страха, но и не вызывает тепла, скорее ощущение что рядом с вами постоянно находится человек, в чей дом вы пришли гостем. Именно с таким чувством прошли для меня два дня в этом месте. Невольно вспоминается книга «Отец-лес» А.Кима: «человек не умирает, человек превращается в дерево, которое видит всё, знает всё, помнит всё...»

Официальные данные:

Расстояние: 55.9км

Время в пути: 5ч 17мин.

 

День шестой. Мультинские озера.

Особо ясным утро не было, но солнце всё-таки иногда умудрялось пролезать между тучек и радовать нас теплом.

Сегодня у нас полуднёвка, сутра мы делаем радиалку на Нижнемультинское озеро, а оставшееся время или спускаемся к Мульте (тогда конечно у нас никакая не полуднёвка) или отдыхаем. Это мы решим потом. А пока все кроме Андрея идём на озеро.

Андрей идти отказался, - естественно не потому что устал, а потому что собирается приехать туда с семьёй, а в одном и том же месте дважды он не бывает - принцип. Так что Андрей будет охранять наше имущество и готовить нам обед :) .

Про дорогу на озеро особо много не расскажешь, несколько переправ по брёвнам, несколько бродов, жуткая болотистая и грязная дорога, и наконец спуск к самому озеру. (Тащить по ней велосипеды было бы непозволительной  глупостью.//прим. Сергей П)

На озере нас встретил местный смотритель, на всех поглядел, а когда подходила я, то сказал: «во, знакомые лица, я тут несколько лет работаю, всех кто был помню». А я тут ни разу в жизни естественно не была, и ещё пошутила, что это была не я, а мой астрал, а ведь дальше было ещё интереснее, но об этом позже.

Николай угостил нас «едой» (очень вкусной «едой» :) // прим. Сулой) и мы пошли прогуляться к озеру. Озеро очень большое. Вода тёмно серая, и так как сегодня непогода и сильный ветер - волны ходят как на море. Тот берег, с которого мы смотрели - это длинная его часть, и единого обзора на всё озеро не получается, а очень хотелось бы забраться куда-нибудь как на обзорную площадку, чтобы увидеть его целиком.

Каждый природный объект, будь то гора, перевал, озеро и даже дорога - имеют свою энергетику. Энергетика у этого озера спокойная, я бы даже сказала - грустная, оно словно приют одинокой души. Наверное и когда солнечно, это озеро тоже грустит.

Николай показал нам гору, которая удивительно повторяет черты женщины, лежащей вверх лицом. Они называют её «спящая богиня».

Мы уже собрались уходить и попрощались со смотрителем, когда Алексей спросил его: «а как Вас зовут?». Тот ответил: «Николай Глушков». Ребята сказали: «А у нас вот Света Глушкова», на что Николай удивил меня совсем, сказав: «А у меня в домике на потолке надпись:  Света Глушкова 13лет 96 год». То есть возраст абсолютно совпадал с моим, что ввело меня в небольшой ступор, так как я давно уже была уверена, что совпадений в жизни не  бывает. Надпись я сходила и сфотографировала - всё и правда так.

Мы отправились обратно. Если Серёжа Сулоев скажет когда-нибудь вам «Доверьтесь мне», не верьте :) , он обязательно будет водить вас зигзагами и говорить что идёт по тропе :) . Возможно, эту тропу прокладывал леший. Ну это я конечно шучу. Назад мы возвращаться по той же дороге не стали, а пошли по азимуту (по GPS на точку в общем) напрямик через тайгу. Дошли действительно быстрее, но налазились по дебрям вдоволь. (Вот ведь... :)  Пер я, поглядывая на «шаманскую коробочку», по звериной тропе, которая конечно же петляла по не самым проходимым местам, но тем ни менее была тропой. [А я шла и думала: и почему я не енот :) . На самом деле шли мы действительно классно - посмеялись все, пробираясь сквозь буреломы  и завалы -  зато и устали меньше, а Серёжина фраза «доверьтесь мне» - теперь войдёт в историю. Света] Да и вышли мы (с доверившимся мне Сергеем Пирожковым) тютелька в тютельку к пролому в заборе маральника, откуда и стартовали утром. В отличии от «остальных» следующих параллельно более прямым курсом ;) Так что нормально все «Доверьтесь мне!» :) ...(Подтверждаю.//прим. Сергей  П.)

Накануне днем ребята у реки услышали, как сказал Андрей истеричный предсмертный крик животного. Алексей правда назвал его угрожающим (в чем и оказался прав). Решили что марал. А возвращаясь с озер мы наткнулись на след этого самого животного... Медвед! Подошел он к нам с наветренной стороны, поэтому  не почувствовал. То, что мы рядом для него оказалось сюрпризом. О чем он нас недвусмысленно и предупредил...» // прим.Сулой)

[Настолько недвусмысленно, что мы в тот вечер, когда он заревел, подождали минут пять и  пошли с Андреем умываться, взяв с собой топор! Света]

Андрей накормил нас обедом...и...и мы никуда сегодня не идём, - отдыхаем! Хвала тому, кто сидит на небе и смотрит на уставших от непогоды туристов, - с обеда он подарил нам просто сказочную погоду, ясное небо и тёплое солнце. Сразу после обеда я отправилась купаться, потом помыла велик, написала летопись предыдущих дней, пока всё свежо в памяти, позагорала немного, потом мы поужинали и очень рано я ушла спать, всё думая о том, что происходило вчера и сегодня.

Вот ведь странно: если жизнь захочет вас заставить найти ответ, - она непременно задаст вам вопрос. И никогда наоборот. Наверное, сегодня мне был задан очередной,...и ответ будет когда-нибудь найден...

Официальные данные:

Расстояние: около 20км пешком

Время в пути: около 6 часов.

 

День седьмой. Романтика грязных дорог.

Сегодня тот, кто сидит на верху, похоже решил взять плату за вчерашнюю хорошую погоду. Полночи и утро лил дождь. Затем перестал и мы с Алексеем вылезли из палатки разжигать костёр и готовить завтрак.

Около 9 утра мы вышли. Вчера штурманы обещали нам, что сегодня будет отличный спуск чуть ли не по дороге. Наивные :) . Тропочка кое-где появлялась, но ехать по ней было крайне опасно, поскольку даже небольшие мокрые брёвнышки, лежащие не под прямым углом к колесу представляю собой препятствие, на котором колёса соскальзывают и велосипед заносит, а то и ложит на бок.  В общем ехали мы немного. Затем выпали на тропочку, которая пошла вниз, к р.Михайловке, да не просто вниз, а под углом, порой приближающимся к вертикали, со встречающимися брёвнами поперёк. В общем место было красивое, воздух был вкусный, но спуск гружёного велика по этому делу был недетский. Спустились к Михайловке и ребята ушли искать, где через неё можно перебраться. Речка довольно немаленькая, течение очень сильное и просто так её не перейти. Искали, где есть брёвна, довольно долго. В итоге достроили ещё одним бревном и перенеслись.

После спуска как обычно пошёл подъём, теперь уже такой крутой, что мы челночили - сначала велосипед, потом рюкзак. Пейзаж с подъёма был завораживающий, всё вокруг куталось в туман. Опять начался дождь. Скажу сразу - больше он сегодня уже не кончится, точнее кончится уже в Усть-Коксе, в нашей конечной точке на сегодняшний день.

После подъёма мы выпали на дорогу, которая шла на Маральник, - тот самый наш «карамурзец». Лучше она за это время не стала, скорее наоборот. Ливший всю ночь и теперь дождь сделал своё дело, и к мосту через Мульту мы подъезжали на крайне экзотично выглядящих велосипедах.

На Мульте мы велосипеды мыли. Хотя помыть ЭТО было довольно трудно, правильнее сказать - приводили в состояние, в котором скорее всего колёса, педали и звёзды бы крутились, переключатели бы работали и тормоза бы тормозили. Так как мы с Сергеем Пирожковым подъехали позже остальных, то я мыла свой вел последняя, мужики уже грелись водкой и перекусывали, причём умудрялись ещё и подгонять меня, а я соответственно нервничала и злилась. Наконец, помывка была закончена и мы тронулись. Велосипед ехал, - уже хорошо.

Мы ехали по уже знакомой дороге на деревню Мульта, с которой должны были повернуть на дорогу, ведущую на Верхний Уймон.  Дорога шла вниз и физически катилось очень хорошо, но при этом была  расквашенная гравийка с лужами, дождь с ветром в лицо и грязь из под колёс туда же, - в общем вот она, романтика грязных дорог!, - я то и дело успевала вытирать лицо перчатками, чтоб хоть немного походить на человека. Въехала в Мульту, - Алексей на колонке умудрился уже даже отмыться. Я не стала даже пытаться, потому что дорога дальше вряд ли станет лучше и без переднего крыла чистой мне быть недолго, а дождь прекращаться и не собирался.

В Мульте мы закупились продуктами и уехали на дорогу на Верхний Уймон. (А еще у магазина к нам подошел мужичок с бородой и «живыми» глазами. Старообрядец (успел забыть как его зовут. Может Сергей Пирожков вспомнит...)(Ольков Максим Васильевич.//прим. Сергей П.) Разговорились. Оказалось, прожил долгое время в Барануле. Доцент какой-то (физиологии//прим.Сергей П.) кафедры в сельхозе. Теперь вот вернулся на родину. Живет в Замульте. На просьбу сфотографироваться, сказал, что бородатых нельзя фотографировать. Ну нет, так нет... Очень мило так пообщались. :) // прим. Сулой ) [Ага, на вопрос: «вы поди самый образованный на всю деревню», он так скромненько ответил: «да нет, на весь район» :) Света] ( Вообще-то я до встречи с этим милым высокообразованным старообрядцем, считал, что разговоры об их брезгливом отношении к посуде людей не их веры просто стёб, ан нет, всё так и есть..., да и фотографироваться нам говорит нельзя...? Короче, сколько не говори ХАЛВА во рту слаще не станет, это нужно увидеть своими глазами, а на дворе 21 век, чудно! //прим.Сергей П.)     Когда пришло время обеда, то ни одной нормальной речки вблизи не оказалось и встали обедать на небольшой лужице с довольно чистой водой, хоть и полной разной живности. Ну это не страшно - нам лишние протеинчики не помешают.

Можно я поворчу немного? Я опять работала дежурным, теперь уже практически вечным, хотя сегодня предпочла бы присесть где-нибудь под деревцем и вздремнуть, но... (А что делать? :) Не легко хрупкой девушке одной с четырмя здоровыми мужиками в походе. Но мы как могли помогали ;) // прим. Сулой) [Это правда! Совместное кулинарное творчество.  Света]

Обедали мы поздно и выехали уже где-то около полчетвёртого. Я упедалила вперёд и покатила с азартом на зло погоде и всему остальному. Дождь так и лил не переставая. (По пути. педаля в небольшую горку, мы встретили с Сергеем П. еще одного бородатого. Дедок с тележкой метров с 20 кричит нам: «Быстро крутишь медленно едешь, сынок!» на что Сергей ему бодро отвечает: «Быстро поедешь медленно понесут, дед!» :) // прим. Сулой )

Перед Верхним Уймоном мы были в 16:40, до закрытия музея оставалось 20 минут, а народу пришла в голову нездоровая мысль помыться перед музеем, и Алексей отговорить их не делать этого не смог. Эстеты! Ну помыться - это громко сказано. Всё что мы смогли, это смыть некоторую самую огромную грязь с низа штанин, и потом пытаться по грязнющей дороге доехать в деревне до музея не менее чистыми, чем после помывки.

Итак, мы приехали в музей Рерихов. Девушка с пониманием отнеслась к нашему внешнему виду и сказала: ну не выгонять же вас :) . Музей, надо сказать, очень неплохой. Сначала девушка немного смущалась и волновалась, проводя нам экскурсию (видать нечасто она это делает), но потом расслабилась и перестала нас бояться :) . Музей произвёл действительно хорошее впетчатление. Даже многое из рассказанного запомнилось. ( Мне больше всего понравилось, как экскурсовод тактично и вежливо отзывалась о своих собратьях-соседях местных музейщиках, хотя видно было, что она вполне не разделяет их взгляды по вопросам, связанным с Рерихами. //прим Сергей П.)

Вышли мы из музея (одухотворённые и согревшиеся //прим. Сергей П.) опять под проливной дождь. Теперь нам дорога в Усть-Коксу. Там есть общий знакомый Серёжи Сулоева и Алексея, у которого мы планировали сегодня остановится (правда сам он ещё об этом не знал).

Я опять немного упедалила. После моста через Катунь в районе с.Октябрьское наконец-то пошёл асфальт и стало не так закидывать грязью. Дорога набирала высоту, ветер дул, дождь лил, а мне ехалось и ехалось с какой-то смесью глупой радости и досады и непреодолимым желанием просто ехать, когда горки перестают быть горками, а ветер перестаёт быть ветром, и ты становишься частью дороги, а дорога становится частью пути...

В Усть-Коксе дождь стих. Мы с Андреем и Сергеем П. остались мёрзнуть у магазина, а Алексей и Сергей С. ушли к каким-то людям узнавать, где найти Юру Пирогова. Узнали, поехали. Нашли не сразу, но нашли.

Юры дома не была, была его супруга, которая конечно очень удивилась, но приняла нас гостеприимно. Мужчины разбирали вещи и устраивались в сарайке и бане, а меня она забрала в дом и накормила горячим борщём с мяском и напоила чаем из смородинки, после чего я отправилась тоже разбирать вещи и устраиваться. Пришёл с работы Юра, который поначалу был не очень рад увидеть у себя в бане пятеро человек, но потом отошёл и принял нас нормально, хоть и поворчал. (угу... мол кержаки мы. Не принято у нас так... :) // прим. Сулой)) Стали рубить дрова и топить баньку. Самый грязный день похода окончился в итоге самым чистым образом - банькой! Спали мы просто безмятежно.

Официальные данные:

Расстояние: 51.4км

Время в пути: 4ч 14мин.

 

День восьмой. Холодно.

Утро было ясным. Опять я начинаю описание дня со сводки погоды, слишком многое от неё для нас зависело.

Итак, небо было голубым, погода тёплой, белые облачка ходили по небу, но плохого не предвещали. Встали мы рано, перекусили и без завтрака, попрощавшись с Юрой, отправились на погранпост отмечаться. Отметились, сфотографировали деревянную церковь, подкупили еды и выехали из Усть-Коксы. Проехали совсем немного и остановились на завтрак. Встали мы на речке М.Громотуха, народ ушёл на неё умываться, а меня оставили раскладывать еду и готовить перекус, в общем опять сплошная дискриминация.

Перекусили и уехали на то, что называют перевал Громотуха. Вообще-то он тут даже и не отмечен как перевал, и представляет собой две последовательные крутые горочки. Ну будем считать что перевал. Сразу после Громотухи небо беспросветно затянуло и пошёл проливной дождь. Уже под ним мы добрались до какой-то остановки, в которой переждали самый пик и поехали дальше.

Я укатила вперёд. (Если кто еще не понял, Света постоянно лосила :) // прим. Сулой) [Не совсем  правда, на самом деле преимущественно только сегодня. Просто я забыла предупредить: хотите чтоб я ехала быстрее - разозлите меня и попытайтесь догнать :) . Просто я скрытный «буян», и чтоб иногда чего-нть не наговорить - уезжаю ;) Света.] Скоро к постоянно капающему дождю прибавился ещё и шквальный ветер, снова полило как из ведра, стало просто жутко холодно. На мосту через какую-то речку, при подъезде к которому меня чуть не сдуло с дороги,  увидела густые деревья, под которыми было сухо и  можно было хоть немного переждать. Дождалась Алексея и остальных и мы заехали туда. Начали одевать тёплые вещи, какие были, - хотя и рисковали этим остаться к вечеру без сухих вещей, только кроссовки я переодевать не стала, оставшись в мокрых. Промочить тёплые ботинки - это был уже перебор.

Меня трясло от холода просто жутко, просьбы наскоро развести костёр (тем более что сухих веток было полно) как 2а дня назад мы это делали на обочине дороги на Тюнгур, и немного погреться, остались неуслышанными, на что я, честно сказать, серьёзно обиделась. Народ избрал другой способ погреться, и я не дожидаясь их собралась и уехала одна. (Времени и смысла разжигать костер не было, да и действительно не слышали просьбу. В туалет. Оделись. Выпили по глотку спирта, чтобы не трясло и вперед греться педаляжем. // прим. Сулой)) [На самом деле командир слышал, а пару дней назад под Тюнгуром мы именно так разжигали костёр на обочине под проливным дождём. В общем у меня сёдня и впрямь было неудачное настроение под девизом «маленьких обижают» :) . Я прошу прощения!  Света]

Дождь шёл уже вместе с крупой, но ветер стих, и ехалось полегче. Дорога шла вдоль реки Кокса против направления течения, - то есть постоянно забирала вверх и я вместе с ней, удивляясь почему ноги не устают.

Тут я дам небольшое лирическое отступление на тему ног, горок и прочего. Абсолютно убеждена, что 90% усталости при езде в горку либо по однообразной дороге  - не физическая, а психологическая. Мы просто пугаемся того, что устанем и устаём. А если наши мозги в этот момент отвлечь, то и горки станут положе и ноги сильнее. В общем хорошо всё-таки едется тогда, когда есть о чём подумать.

Сегодня организм действительно ЕХАЛ как никогда. Я остановилась раз - никого позади нету, остановилась подождать два - никого нету. Через некоторое время меня обогнал Андрей и остановился. Я подъехала и спросила, почему остановился, он сказал что решил ждать остальных, и ждать их ещё минимум минут 10, поскольку уехала я довольно далеко. Я подумав, что они итак сегодня уже завтракали, перекусывали и «грелись» вряд ли будут прям сейчас обедать, забила на это и ждать не стала, снова поехав вперёд. Проехала ещё километров 15 и увидев впереди деревню въезжать не стала, остановившись рядом с какой-то остановкой вместе с Андреем который опять меня догнал и сказал, что народ уже хочет обедать и ищет речку, а тут меня догонять приходится, и тут с речками уже проблема. В общем видать получалось, что я вела себя плохо. (За время погони :) мы проехали несколько идеальных для обеда мест. И каждый раз вспоминали Свету добрым словом. Да и измотала она нас. Но настигнув не стали ругаться, т.к. понимали, что ей, в отличии от нас кабанов, много сложнее сохранять тепло и греться. Очевидно и психологически в такую погоду оказалось труднее... Хотя конечно поржали, что если бы не Света не проехали бы мы столько (к тому времени мы уже км 50 осилили из запланированных 80) :) // прим. Сулой )Мы дождались остальных, нашли речку и встали на обед. Дождя не было.

После обеда  снова укатила, в общем сегодня мы нечасто встречались с остальными. Проехала несколько деревень, остановилась дождаться остальных, поскольку трасса имела развилки, и укатила опять. Дорога вышла на открытое пространство - Абайскую долину, теперь она постоянно шла с набором высоты и должна была так идти до самого Кырлыкского перевала. Дул очень сильный ветер в лицо. Но если особо не думать о том, что уже фиг знает какой километр едешь в горку и против ветра и впереди ещё много таких, то ехалось очень даже нормально,...мне. Мужчины серьёзно вымотались, да простят они меня, читая этот отчёт. Наверное, в такую погоду и разумно было ехать колонной на колесе, но я на колесе ехать категорически не хотела и поэтому даже предлагать не стала, - не люблю я это дело, не видя ничего глядеть на 10-20см перед собой. Не для того мы тут, вокруг красивей, а так я устаю ещё сильней.

Итак, оно ехалось и постепенно становилось понятно, что Кырлыкский мы сегодня никак не перевалим, дотянуть бы до р. Еланда и встать на ней. В Абае докупили продуктов, пошли погранконтроль и дальше. Скоро асфальт закончился и началась грунтовка. Луж и грязи на ней было немного, но сама она была от дождей мягкая и вязкая, и колесо шло по ней трудно, тем более что это было в горку. Чтобы дождаться остальных и дать передохнуть, теперь останавливаться приходилось чаще.

После с.Сугаш начали терзать смутные сомнения что место для стоянки нормальное будет, начались распаханные либо огороженные поля. И вот, мы доехали до р.Еланда. Грязная, мутная речушка для водопоя, а вокруг те же огороженные хозяйства - частная земля. Ну в общем-то ничего страшного, просто поехали дальше выглядывая, где ещё есть речка и где можно встать. Немного отъехав увидела разрушенную избушку. А где избушка - там вода. Мы с Алексеем подошли ближе, - избушкой это не являлось, но речка была и причём с вполне приличной водой. Перепрыгнули её и поставили лагерь.

Когда-то на этой стороне дороги было хозяйство, но видать его отсюда перенесли на другую сторону, а место для стоянок тут получилось вполне хорошее, даже не смотря на то, что с него видно дорогу и всю ночь кричали летучие мыши.

Как единственный свежий и не уставший человек в группе - готовлю ужин, забыв про всю дискриминацию - народ действительно устал. Алексей и Андрей как всегда костровыми. Так как мы уже высоко, довольно сильно холодает и ночь обещает быть морозной. Меня это в общем радует.

Официальные данные:

Расстояние: 84км

Время в пути: 6ч 11мин.

 

День девятый. Дорога на Мендур-Соккон.

Поднялись около полвосьмого утра. Ночью на улице был минус и чай в котелке замёрз куском, так куском Алексей его и вывалил на траву. Я пошла к речке умываться и набирать воду в котелки, - берега тоже были покрыты льдом, а кое-где и полностью речку покрывала корочка. Но небо было абсолютно ясным и яркое солнце быстро прогревало землю и воздух. Жизнь снова налаживалась.

По хорошей погоде и под настроение взяли Кырлыкский перевал практически незаметно, что конечно было закономерно, поскольку стояли мы итак уже практически под самой вершинкой. Спуск был в общем-то приятный, если бы не съезжающие машины, которые не собирались на спуске сбавлять скорости и поднимали после себя ещё и клубы пыли, за которыми дорогу на время становилось не видно. Когда непосредственный спуск кончился, то пошла просто отличнейшая грунтовка, по которой спускались дальше как на лифте. (Скорость постоянно за 30 км/ч практически не крутя педали. И так можно ехать до самого Усть-Кана. Дальше даже лучше, начинается асфальт и легко поддерживать скорость 35-40 км/ч, местами разгоняясь на спусках до 60 // прим. Сулой )

Сегодня у нас сутра решалась проблема, как ехать до Мендур-Соккона. Варианта было два - непосредственно по трассе (дорога длиннее на 15км, но это под горку), либо срезать и ехать дорогой, скажем так полевой - она короче, но на ней по карте перевал, болотина и отсутствие переправы через Чарыш. Ну и как вы думаете, какую мы хором выбрали? Конечно вторую, - романтики блин!

Всё бы хорошо, но смысл пройти этим путём ещё и упирался в то, чтоб найти путь. На карте в этом месте дорога одна, а реально их там видимо невидимо. Сначала по ошибке чуть не завернули обратно на трассу на Кырлык. Опрашивали проходящих алтайцев, но у них свои способы описывать дорогу. В итоге, когда забрались по одной из них туда, откуда стало понятно, что идём опять неверно, решили резать холмик в нужном направлении напрямик и взяли таки перевал, но не тот :) , а рядышком -  новый, метров на 80 повыше. И вот, съезжаешь с перевала на дорогу, цветочки вокруг, солнышко, красиво, в видимости слева Мендур-Соккон, а добраться до него никак. Пошли то в одну сторону, то в другую, поездили по болотам, поблудили и наконец вышли на мост через Чарыш. Всё, теперь спустя несколько часов вместо 10минут под горку мы в Мендур-Сокконе, нагуляв от своротка до деревни 14км. Ребята рады как дети, что пошли именно этой дорогой. С одним я согласна точно, если бы мы не пошли ей, то однозначно бы жалели, надо уметь брать от пути всё!

В Мендур-Сокконе созвонились с местным дяденькой - заведующим музеем Белой Веры, точнее сейчас этот музей называется уже не так и часть экспонатов перевезено в Усть-Кан. Отправились к музею. Самое запоминающееся из всего музея - это просто жуткий дубак внутри, там надо горячий кофе на входе выдавать, чтоб посетители не схватили воспаление лёгких, слушая двухчасовой рассказ дяденьки. Рассказывал он нам действительно довольно долго и много, но запомнилось из этого немного. Странная вера у алтайцев, это скорее даже не вера, а описание энерго-информационных потоков в окружающем пространстве с помощью образов, фигурок и поведенческих традиций, - такой у них их «белик». На самом деле алтайские шаманы и их сила, которая находится в очень тесной взаимосвязи с силами природы, - действительно заслуживают внимания и уважения, и может быть и жалко, что мы далеки от них, поскольку может их традиция и не столь облагорожена как православная, но ближе живущем здесь, в Сибири. Всё это ИМХО конечно.

Из холода музея мы выбрались уже где-то в 17:30, опять спустились как на лифте по отличнейшей грунтовке 10км до основной трассы и встали на Чарыше недалеко от перекрёстка, - поскольку дальше смысла ехать не было, потому что впереди Усть-Канская долина, на которой встать негде. Снова начался дождь и сильный ветер. Мы опять натянули спасительный тент, приготовили ужин и рано разошлись спать. Завтра нас ждал длинный и трудный день, последний полноценный день похода.

Официальные данные:

Расстояние: 42.22км

Время в пути: 4ч 10мин.

 

День десятый. Кульминация.

Солнушка! Сегодня был самый ясный день за весь поход, хотя сутра небо недолго и было затянуто тучами. До Усть-Кана долетели за 15 минут по асфальту да ещё и вниз - просто мега-удовольствие! В Усть-Кане небо стало чистым и ясным. Остановились на центральной площади с вывеской «Фестиваль Усть-Канской долины». В общем сегодня тут праздник. Докупили продуктов и двинулись.

Катилось то хорошо, то не очень. Точнее, катилось просто замечательно, но жуткий ветер в лицо портил всю «малину», зато было солнечно и тепло. Затем свернули с трассы на Беш-Озек и ветер подул нам в спину, так что стало здорово. Рассказывать о дороге особо нечего, - хорошая добрая дорога, то с горочками то со спусками, с разной животинкой, пасущейся в долине, и чистым небом над головой. В общем песня!

Вскоре пошёл подъём на перевал, который не был заименован на карте - Чакырский перевал (1450м), по названию речки Чакыр, текущей неподалёку. Перевал длинный и непростой, но катилось мне настолько отлично, что я его взяла в седле - ура! Это мой первый перевал за весь маршрут, взятый полностью в седле, что дополнительно добавило настроения. На вершине как всегда был ветер, начали спускаться. Скоро асфальт кончился и началась грунтовка в перемешку с гравийкой, по которой неслись хорошо, но всё таки преимущественно носом вниз, глядя на дорогу. На спуске прокололся Андрей, перебортовались и дальше.

В Беш-Озек приехали ровно в 13:00, как раз когда магазины закрылись на обед, хотя один открытый мы всё-таки нашли. Потом выспросили про дорогу на Дьектиек у местных и поехали. Описание было примерно такое: около 24км подъём на Кудатинский перевал, около 8км крутой спуск. После основного перевала ещё один маленький перевальчик (на практике он оказался перед основным, а не после, просто пересекающий гривку). (Нет. Перевальчик все-таки был после Кудатинского, спустившись с которого мы искали место для стоянки решив не переваливать через гриву, т.к. там было рукой подать до деревни. Проехав по «мозготрясной» (благодаря быкам) дороге, Алексей пошел пообщаться с мужиком работающим над срубом. В это время Андрей общался с его собаками :) . Этот мужик и посоветовал нам таки перевалить. Обогнув болото мы и поднялись на этот второй безымянный перевальчик (я его правда проименовал для себя :) ), на котором даже оказались традиционные ленточки на деревьях. Сразу спустившись с него встали на ночевку практически у дороги. Дальше ехать было нельзя. Деревня. // прим. Сулой) [Да, точно, после, - ленточки же. Мы ещё когда подъезжали, я думала - будем останавливаться или нет, и мы останавливаться даже не стали на нём - сразу дальше дунули. Света]

Выехали из деревни. Дорога была - укатанный чернозём, расквашенный дождями и подсушенный ветрами, - в общем технически дорожка не скучная. Проехав 7км от деревни, остановились на обед, пробравшись через распаханные поля поближе к берегу Нижней Кудаты. Это было уже почти 70км за сегодняшний день, и мы конечно уже конкретно подустали.

Пообедали, состояние стало пободрее, поехали дальше. Вскоре дорога начала сменятся то крупной гравийкой, то грязью со следами коров, засохшей и представлявшей собой самые попа-отбивательные участки дороги. Кое-где ручьи текли прям по дороге. Технически это действительно интересная и непростая дорога, но практически вся она до самой вершины перевала - проездная. Кудатинский - наверное, один из очень немногих перевалов без асфальта, настолько вот полностью проездных для велосипеда. Только очень немногие крутые подъёмчики под конец и дороги-ручьи мы брали пешком, остальное на 1:3 - 2:3 медленно, но верно заезжалось, не забивая мышцы.

Вершина перевала поистине была победной! Мы её сегодня столько ждали, что эмоций было через край. Какой же он действительно красивый. Это перевал где живёт лето!

А дальше спуск! Вот оно счастье -  в последний день похода почувствовать наконец вкус к спускам. Спуск был действительно очень крутой и шёл короткими серпантинными петлями по склону, густо заросшему кустами и деревьями. По дороге стекали ручьи, встречались промоины, кривые калеи, лужи и прочие препятствия. Очень напомнила она мне красивые даунхильные трассы из велофильмов.

Выехали на более нормальную дорогу. До Дьектиека и Шебалино оставалось уже немного  и мы стали искать место для стоянки, но оно никак не находилось - то всё в кочках, то сильно открытое, то ещё что-нить, - и мы поехали дальше.

Дальше спуск покинул заросший склон и пошёл полями с неприятными отбивательными участками из засохшей крупными комьями грязи со следами копыт. Но нам было уже всё равно, мы уже ко всему привыкли к последнему-то дню похода.

Буквально пару километров не доезжая деревни уже нужно было вставать, потому что дальше ехать сегодня было некуда. Вставать было особо негде и мы встали прям на дороге. Алексей предложил ставить палатки посреди  дороги как на самом ровном месте, так как всё вокруг было изрыто кротиками и представляло собой сплошные кочки. Но Сергей П. стал против такой расстановки как небезопасной, в итоге поставили палатки на кротиках.

Официальные данные:

Расстояние: 103 км

Время в пути: 7ч 14мин.

 

День одиннадцатый. Конец.

Это была самая тёплая ночь за весь поход и самая бессонная. Ночью действительно стояла просто жара, а на таком рельефе под спиной уснуть было просто нереально. Только когда около полпятого утра Андрей (видать не выдержавший кротиков :) ) ушёл из палатки, я как-то умудрилась разложиться между горок и сразу сладко заснула на час.

Встали все рано - полшестого. А в семь утра мы  выехали и в восемь утра уже стояли в Шебалино на берегу реки, отмывая велосипеды (чтоб нас с ними пустили в автобус) и себя. Сегодня тепло - мы в шортиках и футболках.

Погрузили на частный автобус рюкзаки и велосипеды, и в путь - домой. Теперь уже действительно можно и домой. Маршрут пройден - наш красивый, непростой маршрут.

В Барнауле +9,  вторые сутки проливной дождь, но это ничего - у нас в рюкзаках лежит хорошая погода, мы везли её с собой. Теперь нужно просто подождать...

Официальные данные:

Расстояние: 13:16км, включая дорогу от автовокзала до дома

Время в пути: 56мин.

Общее расстояние: 511.11км вело + 20км пешком.

Перевалы: Чикет, Мультинский, Громотуха, Кырлыкский, «Александры», Чакырский, Кудатинский.

(Именем Александры по моему представлению был назван безымянный по карте перевал, по « спрямлённой»  дроге на Мендур-Соккон, самый красивый, из всех, что нам пришлось преодолевать, и потому достойный имени моей дочери. // прим Сергей П.)


 Авторы данного отчёта: Света Глушкова, Сергей Сулоев, Сергей Пирожков.




  Написать первый комментарий

Добавление комментария
  • Личная переписка и оскорбления будут удалены.
  • Не используйте комментарии для раскрутки своего сайта. Такой материал будет удаляться.
Имя:
E-mail
Комментарий:



Код:* Code
Хочу получать уведомление на email о последующих коментариях

 
« Пред.   След. »
Маршруты 2018
Зимние походы 2018-2019
Поход выходного дня "Ноябрьские праздники на Каракольских озерах" (03.11 - 05.11)
Лыжный поход "Новый год на Тёплом ключе" (29.12-08.01)
Лыжный поход "на Тёплый ключ (ч/з Садринский перевал)" (16.02 - 24.02)
Лыжный поход "Шумакские источники" Восточный Саян. Хребет Тункинские гольцы (04.03. - 14.03.)
Летние походы 2019
Поход "Ликийская тропа (Турция)" (01.05 - 12.05)
Комбинированный тур «Кумир - Чарыш» (сплав 1-2к/с). (29.06-07.07)
Авто-водный экскурсионный тур "Алтайская кругосветка" (13.07 - 20.07)
Треккинг "Плато Путорана" (27.07 - 07.08)
Пеший поход 1 к.с."По Курагану, Хазинихе и Иолдо к истокам Абиака и Б. Калагаша"(18.08-31.08)
Треккинг "к Эвересту" (18.10 - 04.11)
Комментарии:
Последние сообщения
Продам спальный мешок Alexika Mounta...
Мешок новый, ни разу не пользованный. Цена 3300 р. телефон 905-981-99-00 в Барнауле ссылка на оп...
Светлана
RE: вело Алтай 2011
Не прошло и полгода - доделал видеоотчет по прошлогоднему Алтаю. Поучилось 3 части каждая по 26 - 28...
Олег Мамонтов
вело Алтай 2011
http://www.altair-altai.ru/components/com_fireboard/uploaded/images/DSC_7332_1.jpg[/im...
Олег Мамонтов
RE: Велопоход по Франции в 2011 году
поход завершен, здесь выложен отчет http://kolchin.ru/velo_franz.pdf на сл. год хотелось бы поехать...
Колчин Сергей



Проверить PR и ТИЦ

Туристический клуб "Альтаир-Алтай" 2003-2011г. e-mail: altair@altair-altai.ru, тел:(3852)49-08-98, +7 961 982 1210.
Перепечатывание либо копирование материалов сайта без письменного разрешения руководства клуба - ЗАПРЕЩЕНО!
Интернет-сайт носит исключительно информационный характер, не является публичной офертой (cт.437 ГК РФ).