Вход на сайт

Велораздел
Велопокатушки
Места катания
!!! ЗАБРОСКА на Алтай !!!
Предложения транспорта на Алтай

24.07 - Лухтанова Юля,
25.07 - Ситникова Лида, Лещенко Саша, Правдина Лена,
27.07 - Гнездилова Нина,

Желаем вам добра и удачи!

Информационный партнёр
НЕДВИЖИМОСТЬ БАРНАУЛ -
еженедельный специализированный журнал

База Флэш - носители информации

Клуб Мумми-тролли

Сейчас на сайте находятся:
9 гостей

Подать заявку на участие в походе

Велопоход "Гора Красная, реки Меновная и Красноярка", 2011 год Печать

Хроники Красной горы.

Велопоход "Гора Красная, реки Меновная и Красноярка".

с.Усть-Кокса - п.Огневка - п.Кайтанак - пер.Кайтанакский - гора Красная - р.Меновная - р.Красноярка - п.Красноярка - с.Усть-Кокса  с 22 по 25 октября 2011 года

Предисловие.

Бывает, что в какие-то места просто тянет. Иногда тянет непреодолимо и мучительно, иногда тянет с тревогой и предвкушением счастья, а иногда ты просто слышишь и чувствуешь Зов, и не можешь, не в состоянии на него не отозваться. И когда приходит момент, ты остро чувствуешь, что вот он - он настал, и сейчас или никогда, и всё - природа, дела, события - всё показывает тебе, что отступать некуда, и всё в этом мире на несколько дней разворачивается только для тебя и ради тебя. Чтобы ты отправился в свой путь за Мечтой, по своей тропинке к новому знанию и оСознанию.

Так было и осенью этого года. Она будто специально выкрадывала сухие и ясные деньки, чтобы подразнить и сказать: ну что же ты? уж если когда и делать Вещи, то именно сейчас. И осень была права... Потому что тот немного авантюрный район Горного Алтая, куда я намеревалась отправиться, - именно поздней осенью был более всего пригоден для велосипеда - низкий уровень рек, сухие и подмёрзшие дороги, полное отсутствие туристов.

Правда немного по времени мы все-таки не успели - высоко в горах уже выпал снег. Но обо всём по порядку.
Точкой моего интереса была гора Красная, река Меновная и река Красноярка. Причины этого интереса я объяснять не буду, лишь скажу, что интерес заслуженный. И был поддержан главной мужской опорой этого похода - Феликсом.

Район этот лежит в приграничной зоне. Когда-то тут проходила так называемая Старо-Казахская дорога через перевалы хребта Листвяга в долину реки Хамир. Район, куда мы собирались, ограничен с 4х сторон хребтами - с севера самый низкий хребет Актайга, с востока - Катунский хребет по другую сторону долины реки Катунь, с запада и юга - Холзун и Листвяга. Сама гора Красная не относится ни к какому хребту, представляя собой самостоятельное образование, и по некоторым данным сложена из пород вулканического происхождения. На предвершинных цирках расположено несколько красивейших горных озер, связанных каскадами ручьёв, дающих начало нескольким рекам с общим названием Бирюкса.

В конце октября гисметео показал сразу 4 погожих ясных дня посреди хмурой и портящейся погоды. Эти четыре дня стали для нас знаком.

День 0. Автопереезд до пер.Громотуха.

Выехали мы в субботу в 6 утра. Феликс основательно подготовил Канарейку к переезду в 650км, только вот всю дорогу сокрушался, что забыл помыть. Утро было прекрасным - туман и сверкающая изморозь вдоль дорог говорили о том, что тепла нам не ждать. Ближе к Семинскому перевалу на северных склонах появились сугробы, говорящие о совсем недавних обильных снегопадах. Но отступать нам уже некуда.

Ехали мы и быстро и небыстро одновременно. Около пяти вечера мы оказались на Кырлыкском перевале в 2км от заставы - тут случилась неприятность, мы остались без тормозов - перебило камнями трубочку и жидкость вытекла. Но Феликс смог наглухо её заглушить, и на одном тормозе мы поехали дальше.

На заставе быстро оформили коллективный пропуск по заранее подготовленным документам. Пограничники были доброжелательными. Сказали нам, что в том районе постоянно патрулируют погранцы и чтобы мы от маршрута не отступали, посоветовали место, где оставить машину в Усть-Коксе.

Короткий октябрьский день близился к концу, над белыми хребтами розовело небо, и доехав до вершины перевала Громотуха, на Большой Громотухе мы встали на ночёвку в месте её впадения в Коксу, на небольшой полянке.

Как только стемнело - пришёл недетский колотун, но мы были и к этому готовы. Горячий ужин, и несколько часов мы просто сидели у костра и глядели в чистое звёздное небо, с множеством падающих звезд. Поход начался!

День первый ходовой. п.Усть-Кокса - пер.Кайтанак - за 6км до подножия г.Красная.

Утро было небыстрым - по темну выезжать не хотелось, и мы встретили рассвет с фотоаппаратами. Утром по Коксе шла ледяная шуга, на слиянии с Громотухой камни были покрыты льдом.

После фотосеанса мы позавтракали и выехали в сторону Усть-Коксы, там нашли турбазу "Уймонский Ковчег", где оставили машину, собрали велосипеды, разложили продукты и тронулись в путь.

Сразу за деревней начинается очень красивая дорога вдоль Катуни. Дорога - каменистый грейдер, кое-где она выходит прям к Катунскому берегу. Река тут выглядет совсем небольшой - разбитой на множество проток в широкой долине. Ясное небо, заснеженные хребты на горизонте, пасущиеся лошади - всё это создавало ощущение сказки и покоя.

Я уехала немного вперед, чтобы, пребывая в состоянии покоя, насладиться каждым мгновением, впитать до капельки солнечный свет, синий простор неба, струи прохладного вкусного горного воздуха.

В Кайтанаке мы собрались вместе, зашли в магазин, перекусили сладким и отправились в перевал. Отсюда началась грунтовка.

Постепенно мы начали раздеваться, так как солнце уже жарило, а ехать в горку становилось всё труднее. Но медленно и верно мы педалили вперёд. Рома сильно отстал - видать сказывалось отсутствие физических нагрузок летом. А мы с Феликсом ехали в постоянной видимости друг друга, часто останавливаясь отдышаться и пофотографировать.

Перед основным взлётом мы встретили пограничников с псом Аржаном. Самое интересное что один из них с этим же псом встречался нам на Кучерлинской тропе год назад в патрульном отряде, проверяющем документы. Я показала наш пропуск и паспорта, и ребята отпустили нас дальше.

Перевальные взлёты были довольно крутыми и далеко не всегда позволяли ехать, так как и дорога была во многих местах с рытвинами и промоинами. Что-то мы ехали, что-то проходили пешком. По пути попадаются родники с водой. Но самое красивое - открывается за спиной, панорама долины Катуни и Кайтанака, белоснежные вершины Катунского хребта, и умиротворенные краски поздней осени...это была дорога по сказке...

Ближе к вершине к дороге вплотную подошёл забор маральника, за которым то и дело слышались радостные крики маралов. Сейчас у них конец гона, наверное оттого им было и весело. Снега вокруг стало больше, а по склонам гор вырастали величественные острозубые скалы, и мощные массивные кедры.

А с вершины открылся потрясающий вид на массив Красной горы. Не зря она Красная: гора-красавица, словно кольцами окруженная перегибами хребтов, поросших кедрами с широкими полевыми логами. Гора и её подступы были в снегу, а мы (как вы помните) - на велосипедах. Но так как отступать было поздно, мы решили не грустить заранее, а действовать по обстоятельствам. Мы же сами себе хозяева - куда хочу, туда и еду :).

На спуске с перевала стали искать место для обеда, но ручьев все не было и не было. Наконец, мы доехали до красивого чистого ручья, бьющего прям из склона горы.

Прям на обочине на солнышке согрели чаю и перекусили бутербродами с сыром и сгущенкой. Рому ждали почти полтора часа. И были если честно порядком злые - сколько же можно фотографировать! Но Рома приехал чуть живой, и только что не падал с велика. Вот тебе раз!

Рома попил чаю, и мы отправились дальше, готовые в случае чего проводить экстренную эвакуацию. А всё самое интересное (а именно основной подъем к Красной) у нас ещё впереди,  а время уже 4 часа.

Вдоль нежилого п.Чернушка мы выехали к развилке на Красную. Отсюда начинались снежные приключения, так как дорога выходила траверсом на северный склон хребта, покрытый внушительными сугробами - дорога была заснеженной и обледеневшей. Пришлось в спешном порядке вспоминать навыки зимней езды, но все равно на наледях колесо то и дело норовило выскочить из под велика, а в сугробах - начинало юзить. Но тем не менее эти километры были бесподобны! Постепенно дорога вышла на открытые пространства хребта, и мы оказались словно перед лицом нашей Горы, зовущей и приглашающей в гости.

Медленно начинал розоветь небосвод, погружая нас в розовый покой горного вечера. Мы повстречали пасечников на УАЗе с Красной Бирюксы. Они сказали, что сейчас дорога кончится на перевале - их колея уйдет направо к пасеке, а нам налево по занесенной снегом дороге - по ней после снегопадов ещё никто не  ездил.

На повороте мы нарисовали кучу жирных стрелок для Ромы, чтобы он на автопилоте не ушел мимо, и отправились покорять целину. Кое-где даже удавалось ехать, но в основном уже шлось пешком. Мы ждали хоть какого-то водоёма, чтобы встать на ночлег. Но на верхах трудно было рассчитывать на водоём, а мелкие ручьи сейчас пересохли и русла покрыты снегом. В итоге, оказавшись на шикарной открытой поляне с видами на 360 градусов и с симпатичными кедрачами, как будто приглашавшими поставить палатку, - мы с Феликсом приняли решение вставать. Опускались сумерки. Феликс поставил палатку, насобирал дров, разжег костер, и уже собирался ехать за Ромой, но Рома пришёл сам, вполне себе бодрячком.

А я приготовила ужин, и вечер был снова бесподобен - под звёзды и горы, горы и звёзды. Правда на чай мы уже топили снег. Благо он тут чистый и его достаточно много.

День второй ходовой. Радиальный выход к нижнему озеру Красной горы, переезд до р.Красноярка.

Утро не подарило красивого рассвета, так как небо было очень ясным и посветлело равномерно и быстро.
Сегодня у нас типа днёвка. До обеда мы идёт в радиальный выход к озеру Красной горы пешком, потому как пробиваться дальше на велосипедах смысла нет. 11км в обе стороны :).

Погода была прекрасной и теплой - пение птичек, белые снега, ледяные ручьи. Я снова убежала вперед от Феликса и Ромы, чтобы побыть одной, чтобы почувствовать себя ребенком на ладонях природы, чтобы просто поулыбаться.

Последние взлёты к озерам отметились тайгой с сугробами в 15см, куропатками, выскакивающими из снега при моем приближении, глухарем, напугавшем меня больше чем он напугался сам, множеством следов зайчиков.

И вот я на озере - ледовая голубовато-серая гладь на фоне суровой скальной горной стены - смотрится настоящим высокогорьем. Хотя тут итак 1820метров.

Это сбылось - я тут. Именно это место меня звало к себе, и я пришла: Здравствуй: Под горой в лесу кричат маралы, иногда потрескивает и ухает лёд. Слева по склону стоит гряда горелого леса, вдоль каменной гряды морены на мшистых склонах сквозь снег пробивается бадан и можжевельник, кедры сбрасывают к ногам крупные спелые шишки - свой последний урожай этого года.

Скоро пришли Рома с Феликсом. Мы погуляли вокруг, сделали общую фотографию, ещё посидели немного и отправились назад вниз. Солнце пекло не по-детски и дорога вниз показалась чуть ли не тяжелее чем вверх.

Прийдя в лагерь, мы перекусили, попили чаю, собрали вещи, и отправились дальше в путь.

По идее можно было бы ещё остаться здесь и уехать завтра, но было несколько "но". Во-первых - тут нет воды и топить снег довольно трудоемко, а во-вторых, и в главных - впереди у нас была главная авантюра этого похода - река Красноярка - полноводная река с 6-7 бродами, плохо преодолимыми на транспорте отличном от танка и трактора :). Надежда была на очень сухую осень.  И было очень важно заранее увидеть, что нам предстоит, чтобы было время вернуться по пути заезда.

А потому после обеда мы отправились по нашим заснеженным полям вниз. По пути встретили два грузовика, едущие на пасеку. Видели бы вы их выражение лиц :)

Спустились мы довольно быстро, затем забрались на небольшую перемычку, ведущую в долину реки Меновная, и отправились вниз. Дорога тут уже совсем плоха - земляная с наледями и множеством мелких бродиков. Хорошо, что сейчас довольно сухо.

К самой Меновной мы подъехали как к морозильной камере, - долина укрыта тенью хребта Холзун, и мороз пробирал до самых косточек, особенно учитывая, что тут мы впервые полезли в ледяную воду - через три довольно глубоких брода.

Я правда была в ботинках с неопреновыми носками - поэтому не разувалась. Не погода сейчас для подвигов "босиком по льду и снегу".

Выезд от Меновной к Красноярке был неочевидным и мы забрали выше по течению, чем нужно было. И когда уже потеряли надежду найти брод - наконец выехали к нему. Брод был не детский (утро покажет что это ещё и не наш брод :) ), но солнце уже садилось, рядом было пустое зимовье с печкой, которое оказалось как нельзя кстати и по погоде и по обстановке. Утро вечера мудренее.

Мы растопили печку, развесили сушиться одежду, приготовили вкусный ужин, и легли спать. Я немного нервничала. Потому как я хоть и знала, что этот брод единственный и последущие 6 бродов ниже по Красноярке можно обойти тропой, но не знала до конца, что это за тропа и вырулим ли мы на неё. А броды Красноярки были для нас непреодолимы - уровень воды слишком высок. И потому, если бы не оптимизм Феликса, то я пожалуй утром бы развернулась и уехала обратно через Кайтанакский перевал, и не рисковала бы идти долиной Красноярки. Но осознание того, что если я не пройду Краснояркой сейчас, то больше никогда уже шанса не будет и я так и не увижу эту долину - осознание этого будило во мне несвойственный мне авантюризм, и в итоге я смирилась. Раз Судьба нас сюда привела,  у неё просто не остается вариантов, как провести нас дальше.

Ночью Рома громко гонял мышей и не давал спать нам. Меж тем мышки были вполне культурными, в спальник не залазили, и даже не пищали, а ближе к утру и вовсе затихли.

День третий ходовой.

Утром вода упала, причём упала значительно. И то, что вчера вечером казалось страшным, сегодня казалось просто очень холодным. На реке были толстые ледовые забереги, а в воде - снежная каша на камнях, сами камни под водой - скользкие тот льда. Глубина - примерно по колено, в середине - быстрина. В общем нормальный такой бродик.

Я единственная шла не разуваясь в ботинках с неопреном - и даже не почувствовала холода воды. Рома шёл с сандалях, Феликс - в носках.

Спасибо Роме, что перенес мой велик. С великом меня бы немного смыло :).

А после брода! После брода наша дорога пошла вверх по Красноярке, в сторону границы. А нам нужно было вниз. Вниз дороги не было. Хотя я и знала, что через 2км она сюда придет с другого брода, но было немного неприятно. И мы пошли пробиваться напрямик - по остаткам тропы, а кое-где и без неё - по чащам, травам и болотам. Весело, нужно сказать! Честное слово!

Но дорожка нас нашла, у неё тоже не было вариантов. И мы  отправились по ней вдоль реки - по красивейшей лесной дорожке, промерзшей, заросшей, практически вовсе не езженной, с деревьями, растущими прямо посреди колеи.

По пути было два мощных брода через притоки, так как я не разувалась - то уехала немного вперед, и после второго брода выехала к домику пасечника - пожилого дедушки.

Дедушка сначала ругался на меня, особенно глядя на мои мокрые ботинки, со словами "вы что, совсем сдурели?". Но поняв, что я хорошая, и у него вариантов тоже нет, кроме как нам помочь - смягчился, и даже выдал болотники для Ромы. А также поставил на газу чай, сказав что обидится на нас сильно, если мы не попьём чаю, так как газ в дефиците.

Феликс достал припасы в виде сала, конфет и печенек, дяденка напоил нас чаем с медом и мы перекусили, оставив часть продуктов доброму человеку. И было заметно, что ему это в радость. Дадянька подробно рассказал нам о дороге дальше, о том где она будет прерываться, где переходить в тропу и начинаться снова, и подробно описал место, с которого будет выход на горную тропу, в обход  бродов Красноярки.

Нужно сказать, что от его пасеки вниз дорогой не пользуются вообще, к нему сын заезжает в объезд через Кайтанак. А по этому участку в последний раз три года назад пробились джиперы и всё, больше он тут никого кроме редких пешников не видел.
Итак, мы отправились дальше в путь.

Дорожка была чудесной. На всём своем протяжении она идёт на грани проезжабельности. Окажись мы тут в июле - за травой дорожку просто невозможно было бы найти, потому что даже сейчас трава в человеческий рост во многих местах. Идёт она то по ярам над рекой, то по лесу, то непосредственно по берегу. Красноярка порой покрыта равномерным слоем наледей, вода в ней зеленая, и красивая.

И снова я еду одна, в покое, время от времени останавливаясь в трудных для ориентировки местах, чтобы дождаться Феликса и не разойтись друг с другом, так как порой дорожка еле видна на травяных кочках, порой завалена упавшими деревьями, а порой и вовсе переходит в тропку. Но тем не менее вся она ехалась довольно неплохо.

Наконец мы выехали на поля, которые описывал нам дедушка, и откуда нужно было искать выход на тропу, разъехались в два конца по полю в поисках ключевого столбика лесоучастка. Оба нашли столбики, но нужный был у Ромы. Отсюда, от речки Пологая, начались 4км самого сложного участка конной тропы.

Тропа шла по узенькой глубокой колее, куда не влазишь рядом с велосипедом, а по бокам она заросшая высокими и очень густыми зарослями колючего кустарника выше человеческого роста, который так и норовит развязать шнурки, и цепляется за одежду, царапает руки и лицо, а ноги цепляются за педали, а педали цепляются за те же кусты. Тропа идёт высоко по холму на отвесном склоне с резкими крутыми взлётами и спусками.  Спустя километр на полянке мы сняли педали - стало на порядок легче. Постепенно стала легче и сама тропа. А через 4 км она соединилась с дорожкой, которая пришла с Красноярских бродов. Мы прорвались!

Через пару километров появился забор маральника и впереди замаячила деревня Красноярка. Собственно говоря, почти вся деревня - и есть большое маралье хозяйство, да несколько отдельно стоящих домов кроме него. За забором бегало так много маралов, сколько я ещё ни разу не видела в одном месте, они игрались  друг с другом, и запевали свои маральи песни.

Местные показали нам дорогу к мосту через Коксу, на наше удивление - мост оказался исключительно пешеходным. Другого моста тут нет, машины стоят на той стороне Коксы. Не ожидала!

Но наше дело - велосипедное. Время 17 вечера, а до Усть-Коксы ещё 25км, два часа хода. Уже ясно, что приедем только затемно. Но посовещавшись, мы решили ехать до упора, чтобы завтра утром выехать в Барнаул и до вечера приехать, учитывая что там ещё нужно было ремонтировать машину.

И мы поехали.

Дорога подарила нам незабываемый закат. Небо сегодня весь день хмурое, в тучках, и заканчивались наши ясные дни - подарок для нас от Природы.

Через полчасика я почувствовала все недостатки мокрой обуви на велосипеде. Пока были на тропе - то шли, то ехали - и стопам было тепло. Но теперь, во время обычного педаляжа - ноги замерзали очень сильно.

В районе пер.Громотуха совсем стемнело, машины как назло ехали одна за другой обдавая нас пылью и камушками, мозги не соображали, велик юзил, и ног я уже не чувствовала от холода. Последние километры до деревни по темноте были мучительными и на последних силах, учитывая что мы сегодня не обедали.

Приехали в наш Ковчег, попросились поставить палатку прям радом с машиной - разрешили. Мы забрались к Феликсу в машину, включили печку, и отогрелись, заодно поев всё, что могли запихнуть в уставший организм, без готовки. Как же не хотелось вылазить на мороз! Но затем, собрав в кучу последние силы, расстелились в палатке, и уснули мертвецким сном.

Поднялись по будильнику, попили чаю, собрались, попрощались с хозяевами и отправились в обратный путь домой.

Путь был небыстрый и не без приключений.

Но его наполняло смыслом хорошее тёплое чувство от сделанного и выполненного, от того, что когда Судьба дала шанс, - мы не остались дома, мы услышали Её и пошли за Ней.

А на следующий день зарядили беспросветные дожди, а ещё через день даже в городе лёг снег. Но мы как всегда - успели вовремя вернуться. И теперь можно спокойно глядеть из окна на заснеженные тротуары, попивать горячий кофе  и строить новые планы, ни о чем не сожалея...

PS: выражаю отдельную благодарность людям, которые доверяют мне в моих начинаниях и идеях, и готовы идти рядом со мной  и впереди меня.

Автор идеи и отчёта: Света Глушкова

Комментариев (7)
 1 Автор: Света Влас, дата: 12-01-2012 10:19
Света, получила огромное удовольствие от прочтения. Вы молодцы. Пес Аржан... неужели тот самый, такой хорошенький песик. Надо присвоить ему звание почетного охранника природы Алтая. :zzz
 2 Автор: Света Глушкова, дата: 12-01-2012 14:03
Спасибо! :)
 3 Автор: Соломенко Ольга, дата: 12-01-2012 14:04
Чудесные места, отличная команда..... что еще человеку для счастья надо.....
 4 Автор: Sergio, дата: 12-01-2012 20:26
Отличный отчет! Молодцы !
 5 Автор: Бумбараш, дата: 23-01-2012 14:06
Ну, круто! :)
 6 Автор: Евгений, дата: 05-05-2018 19:14
Прекрасный отчет. А на гору Красная нужен пропуск?
 7 Автор: Домашец Алексей ., дата: 06-05-2018 06:38
Евгений , если вы в 5км. зону к границе не собираетесь , то пропуск не нужен , только паспорт гражданина РФ.

Добавление комментария
  • Личная переписка и оскорбления будут удалены.
  • Не используйте комментарии для раскрутки своего сайта. Такой материал будет удаляться.