Вход на сайт





Забыли пароль?
Регистрация
Пешие походы Сплавы Лыжные походы Индивидуальные туры ВелопоходыПокатушки
Главное меню
Новости
О клубе
График походов
Заявка на участие
Контакты
--------------------------------
Что брать в поход?
Справочная инф-я
--------------------------------
Отчёты о походах
Фотогалерея
Видео с походов
Обои рабочего стола
Походные песни
Снаряжение
Выбор снаряжения
Выбор рюкзака
Выбор спальника
Выбор палатки
Велораздел
Велопокатушки
Места катания
Случайное изображение

Каянчинский подвесной мост

Поздравления
Именинники марта

01.03 - Перепеченко Семен,
03.03 - Зайцев Алексей,
04.03 - Качанов Евгений, Гопаченко Юля,
05.03 - Альховый Максим,
06.03 - Никифорова Аня, Коваленко Галина,
08.03 - Семенченко Илья,
09.03 - Пирожков Сергей,
10.03 - Кузнецова Виктория, Батурова Анжела, Дерягин Павел,
12.03 - Янцен Саша,
13.03 - Силантьев Виталий, Сидорова Наташа, Шибких Геннадий
17.03 - Соколов Андрей, Ширманова Оля,
19.03 - Смирнова Наташа,
21.03 - Будько Марина,
23.03 - Поморцев Вениамин,
24.03 - Колесников Алексей, Маркова Люда
25.03 - Костогорова Таня, Носков Саша,
26.03 - Беспоместных Саша,
27.03 - Кирьянов Александр Арсентьевич,
31.03 - Семяшкин Всеволод,

Желаем вам добра и удачи!


 
Сейчас на сайте находятся:
1 гость




Велопоход "Плато Укок", 2012 год. Печать

«Плато Укок — одно из самых загадочных мест в Горном Алтае, расположено на высоте 2500 м над ур.м., лежит на границе сразу четырех государств: России, Казахстана, Монголии и Китая. Название плата в переводе с тюркского звучит как «Слушай небеса!».

Обширная долина расположена почти в центре необъятной горной страны. Со всех сторон она блокирована неприступными скалистыми хребтами, — проникнуть на плоскогорье непросто. Лишь труднопроходимые перевалы связывают Укок с внешним миром.

Велопоход на Плато Укок (14-23 августа 2012)

Отчет, текст и фото Зайцевы Алексей и Елена

Программа путешествия

1 день: Автопереезд г.Барнаул - п.Акташ (620км)

2 день: Автопереезд п.Акташ - п.Кош-Агач (80 км). Вело: п.Кош-Агач - застава "Тархатинская" - река Тархата (40км),

3 день: р.Тархата - р.Жумалы ("Тёплый ключ") (50км)

4 день: р.Жумалы - пер.Тёплый ключ (2900м) - река  Аргамджи (40км)

5 день: р. Аргамджи - озеро Гусиное - р. Кара-Чад -  р.Аккалаха (осмотр курганов "Принцессы Укока") - застава "Челябинская казачья" (40км)

6 день: застава "Челябинская казачья" - урочище Бертек - р.Аккалаха (брод) - р. Акколь (40 км)

7 день:  р.Аккколь - пер. Богомуюз (2900 м.) - р. Джазатор (40 км)

8 день:  брод р. Джазатор - р. Тара (35 км)

9 день:  р. Тара - пер.Тархата (2400 м) - п.Кош-Агач (80 км)

10 день: Автопереезд п.Кош-Агач - г. Барнаул (700 км)

«Плато Укок — одно из самых загадочных мест в Горном Алтае, расположено на высоте 2500 м над ур.м., лежит на границе сразу четырех государств: России, Казахстана, Монголии и Китая. Название плата в переводе с тюркского звучит как «Слушай небеса!».

Обширная долина расположена почти в центре необъятной горной страны. Со всех сторон она блокирована неприступными скалистыми хребтами, — проникнуть на плоскогорье непросто. Лишь труднопроходимые перевалы связывают Укок с внешним миром.

Плато принадлежит к тем немногим территориям Южного Алтая, которые в меньшей степени подверглись изменениям с древних времен, а потому и сохранили в малоизмененном виде ландшафтную структуру ледниковой эпохи. Здесь берут начало величайшие реки Сибири — Иртыш и Обь. В общей сложности на плато находится более 300 археологических памятников пазырыкского периода истории Алтая. Учитывая выдающиеся природные характеристики плоскогорья, в 1994 году оно получило статус зоны покоя, а в 1998 году вошло в фонд Всемирного природного наследия ЮНЕСКО».

Первый день похода, дорожный

 (14 августа)

О тент стучат капли дождя, шумит река, на берегу которой мы расположились, изредка проезжают машины по извилистой горной дороге. Позади вкусный ужин с салатом из свежих овощей, знакомства, долгожданные и неожиданные встречи, и дорога, дорога, дорога... Для кого-то дорога состояла из пути на велосипеде или машине от дома до места встречи, а для кого-то — на самолете или поезде. Лишь дорога до п.Акташ длинною в 620 км от Барнаула была единой для всех.

 

В 8 утра по местному времени встретились участники предстоящего похода:

·         мы, прибывшие из славного городка Дубна, Алексей и Елена Зайцевы;

·         Соломенко Ольга из Барнаула, неунывающая, солнечная, удивительная... так долго томившая всех своим решением, присоединиться ли к группе или нет;

·         Советов Александр из Москвы, ехавший, как оказалось позже, в одном поезде с Лешей;

·         два наших приятных знакомых Александра — Дюпин и Янцен, уже когда-то путешествующих вместе с нами по тропам Алтая;

·         очередной Александр и снова Ольга, — пара из наукограда Новосибирска;

·         Опытные местные туристы Комаров Игорь и Акелькина Лена, знающая так много интересного и загадочного о достопримечательностях Алтая;

·         вскоре подъехали любимый «начальник» Алексей и велосипедист Никифоров Сергей, готовый вечно поедать сгущенку и, конечно же, ею делиться ;)

·         в Бийске к нам присоединился Коновалов Владимир. Ага, тот самый, в красной неприличной футболке!

Погрузили своих железных коней в фургон для перевозки велосипедов, закинули рюкзаки и устроились сами в быстроходной газельке. Согласно уже сложившейся традиции, остановились в Сростках, чтобы немного отдохнуть и полакомиться местными пирожками, блинами с чем-нибудь вкусненьким.

После ужина, мы с Лешей решили прогуляться по окрестностям, почувствовать долгожданный горный аромат. Игорь с Серегой отправились немного размяться и полезли вверх вдоль ручья, сделали несколько снимков сверху. Над водой стал подниматься туман, небо совсем затянулось тучками, пошел дождик, разогнав нас по палаткам...

Первая ночь была какой-то бессонной, дождливой и ветреной.

Второй день похода, первый велосипедный

(15 августа, ок. 40 км)

Быстренько позавтракав, собравшись, мы снова погрузились в машину и отправились до п. Акташ, где планировали отметиться у пограничников и сделать пропуск для Ольги. Как оказалось, до 12 часов там работать не хотели, и мы, чтобы не терять времени, поехали до п. Кош-Агач, где и отметились у погранцов. Алексей выдал каждому из нас подарки — мешочки с общественными продуктами и огласил график дежурств. Там же, собрали в боевую готовность велосипеды, отпустили машину в обратный путь, а сами начали свое путешествие.

Кош-Агач находится на 890 км Чуйского тракта в 50 км от границы с Монголией

Название поселка переводится как «последнее дерево», это действительно так, — там совсем нет деревьев! Здесь бескрайняя равнина, необъятная взглядом Чуйская степь.   Выехав из поселка еще по твердому дорожному покрытию, попали в безграничные просторы Курайской степи. Основную каменистую, дребезжащую дорогу то и дело пересекали объездные, по которым колесили внедорожники, выбирая путь в непогоду. Так и мы крутили педали, поворачивая то на одну колею, то на другую, с надеждой выбрать более ровную. Трудная дорога с затяжным подъемом компенсировалась окружающим видом. Голые земля и камни с очарованием пустыни с небольшими оазисами со всех сторон окаймлена высокогорными хребтами — Курайским, Южно-Чуйским и хребтом Сайлюгем.

В дополнение ко всем трудностям в самый же первый велосипедный день был сильный встречный ветер, который нагнал на небо серые тяжелые тучи. Время подходило к обеду, самые сильные и стойкие вовремя пути искали какие-нибудь деревяшки, которые попадались на пути, складывали на рюкзак и брали с собой для костра. Обед успели организовать до дождя, расположившись у ручья рядом с местными, которые торопились убрать сено.

«В Чуйской степи суровый климат, перепад годовых температур около 100 градусов, зимние температуры опускаются до – 60 С, тем не менее, над Степью практически постоянно светит солнце — это самое «сухое» место в России и единственное, где разводят верблюдов».

К сожалению, нам верблюдов встретить так и не удалось!.. Верблюды верблюдами, а нам нужно продолжать свой путь, впереди еще ок. 20 км в подъем. Отъехав пару километров от места обеда, мы все же очутились под самой суровой тучей, которая окатила нас сильным ветром с холодным дождем и даже градом. На удивление, дождь прошел достаточно быстро, а ветер, к сожалению, не унимался. Казалось бы, едешь по тропке, она почти ровная, чего бы не поехать быстрее?  А то ли сил нет, то ли ветер в лицо, то ли подъем, то ли все сразу и вместе...  

О, радость!

Видится груда крупных камней и движущиеся цветные пятнышки, — ребята встали отдохнуть. Подъехала, а там камни с древними изображениями.

«Алтай в течение тысячелетий был перекрестком дорог, здесь открыто более двухсот местонахождений наскальных рисунков – петроглифов, возраст некоторых - 14 тысяч лет. Один из обнаруженных петроглифов бронзового века изображает винторогого козла-махора, который вымер на Алтае около 30 тысяч лет назад».

На плоском камне рядом с изображениями туристы и гости здешних мест расположили разного рода украшения в целях задобрить местных богов своим беспокойством.

Вот подъехали и Леша с Ольгой, все в сборе, — можно продолжить путь!

Велено подготовить паспорта, впереди подъем, а после погранзастава. Потихоньку, шаг за шагом добрались наверх, немного отдохнули на спуске и собрались у шлагбаума. Пограничники сверили каждого участника с заявленным списком, отдали паспорта лично каждому в руки.

Дорога открыта, впереди еще километров 10, подъем и все тот же встречный ветер с дождем...

Положа руку на сердце, этот промежуток пути не помню совсем, видать, было включено что-то вроде автопилота или просто голова была забита другими мыслями. Помню, что ехала и ехала, вела велосипед  на явных подъемах, уже темнело, дождь не прекращался... слева река Тархата, справа горы... Хоп, за рекой пару палаток и ребята. Наши! Значит, впереди либо брод, либо мост. Ура, верен вариант второй. А, помню еще, что в этот день при каждом моем желании остановиться, велосипед совсем не хотел удерживать равновесие и падал, причем вместе со мной. Помню взгляд Алексея на мою беспомощность в такой ситуации и его фразу: «Как же ты его потащишь на 2900?!». Вот и правда, как? Но это не сегодня, а проблемы нужно решать по мере их поступления. А сейчас нужно дождаться Ольгу с Лешей, поставить палатку, переодеться в сухое и присоединиться к готовке ужина. Вот и они, мокрые, но довольные!

Как оказалось позже, по словам Леши, на нашем пути паслись длинноволосые здоровые яки, которых я не заметила...

Палатки стоят, мы переодеты, ужинаем горячим и сытным... хорошо! В голове светлая мысль о солнышке и ясной погоде боролась с мыслью о возможности продолжать поход в таких же суровых, мокрых и темных условиях.

И этот вечер не подарил нам время у вечернего костра, эмоциональных разговоров о прошедшем дне... дождик проводил нас по палаткам, еще долго напоминая о себе.

Третий день похода, путь к Теплому ключу

(16 августа, 50 км пути)

К счастью, мысли о солнышке оказались сильнее! Утро было спокойным, светлым и совсем не холодным. После завтрака появилось желание оглядеться вокруг, пройтись с фотоаппаратом. Удивительно, сколько, оказывается цветочков вокруг, — вот-вот раскроются синенькие меленькие колокольчики,  повсюду серые как седые цветы эдельвейсов, желтыми фонариками горят цветы курильского чая.

Открылась заснеженная гора на пути за мостом через реку Тархата.

Пока все собирались, мы с Ольгой выехали по маршруту, договорились встретиться всем вместе у очередного моста. Каменистая дорога вела снова вверх, редко даря нам отдохнуть на небольших спусках. На голубом небе плыли белые пушистые облака, проглядывало теплое, порой даже жаркое, солнышко. Дорогу вскоре стали сопровождать снегобарьеры, тянувшиеся далеко в горизонт лентой из редких кривых досок. Туда-сюда носились машины, то с местными алтайцами, казахами, то такими же путешественниками, как и мы, то просто автомобильными туристами. Водитель одной из бешенных «буханок» был особенно приветлив, окатив меня и Лену грязной водой, целенаправленно не объехав лужи. А вообще, у местных принято здороваться с туристами, — чаще всего из окошек мелькала машущая рука в знак приветствия.

После очередного длительного подъема, мы смогли немного развеяться на спуске и докатиться до места долгожданного обеда на пересечении трех дорог.

Наша дорога привела к развилке, налево — дорога, куда мы поедем сейчас, направо — дорога, откуда мы приедем, завершая нить маршрута в заключительные дни похода.

Сытно пообедали, высушили мокрые палатки, недосушенные со вчерашнего дня вещи, и отправились далее, снова набирая высоту. Мы с Ольгой снова выехали первыми, чтобы иметь преимущество, вскоре нас нагнала и обогнала вся группа. Впереди был продолжительный подъем, мы растянулись, двигаясь каждый со своей скоростью. Взгляд радовал окружающий ландшафт, кивающие головками желтые алтайские маки. Поднялись наверх мы с Лешей, Ольга и Саша Янсен. Тур в виде кучи камней и лент из пленки оставили позади и начали спускаться.

Леша не удержался и включил камеру, закрепленную на шлеме. Спуск сильно каменистый, но достаточно крутой, разгонял велосипед со страшной силой. Далее дорога стала портиться, — появились ручьи, лужи и крупные камни по всей дороге не давали расслабиться, и даже спуск отнимал много сил.

Дорога спускалась, то и дело упираясь в небольшой брод. Группу уже не было видно, мы ехали уже совсем уставшие и мечтающие о стоянке с возможностью остановиться и отдохнуть. Впереди показались домики, наверно, это и есть Теплый ключ. Но как же обманчиво расстояние в горах! Едешь и едешь, а цель  все так же далека и неприступна. Даже угол дороги в горах сильно обманчив, — смотришь на ленту дороги вдалеке, думаешь, что это затяжной серьезный подъем, подъезжаешь, а это не только подъем, но и спуски, ну и т.п.

Наконец, среди домиков мы увидели палатки, а впереди очередной брод! Ни с того, ни с сего, прямо над нами образовалась синяя туча, из которой посыпался град, который продолжался не более пяти минут. Тут же появилась радуга... показалось солнышко, но уже совсем низкое и не такое теплое. Добравшись до места, было уже совсем ветрено и холодно. Ребята уже организовали костер, кто-то чинил велосипеды, кто-то отдыхал в палатках. Местные, обитающие в этих полуразвалившихся домиках, проходили мимо, разглядывая нас, кто-то подходил с вопросами, кто-то принес показать камень, который когда-то здесь добывали в больших объемах и применяли в сплавах. Как услугу предложили баню по цене 200 руб. с человека. Бесплатным было пользование душа в виде деревянной кабинки, внутри которой бьет струя естественным образом с температурой воды +20 градусов. Мы прибыли на стоянку уже достаточно поздно и идти в душ при холодном ветре совсем не хотелось. Тем более мы приняли дежурство и занялись приготовлением ужина.

Рис с тушенкой удались и оказались как нельзя кстати! Горячий кисель так же сделал свое хорошее дело. Мытье посуды и котлов было, я бы сказала, в комфорте — руки плескались хоть и не в горячей воде, а слегка теплой и совсем не ломящей от холода воде.

Пока провозились с котлами и прочими вещами, небо становилось все ярче и ярче от света сотни тысяч миллионов звезд! На небо будто бы кто-то просыпал что-то мелкое и такое красивое... Дров на этот раз можно было не жалеть, но посидеть у ночного костра снова не удалось — не было ни сил, ни времени, ожидался ранний подъем, приготовление завтрака и путь на перевал.   

Четвертый день похода, перевал Тёплый ключ, знакомство с Плато

(17 августа, 40 км пути)

Биологические часы Леши с подводкой на дежурство сработали в 6:20. К воде добираться было не близко, поэтому мы решили вставать, не дожидаясь клича Алексея. Пока умывались, промыли пшено, в лагере оживились. Позавтракали пшеном с курагой, выпили по чашке какао. Помыли котлы снова в теплой воде, пользуясь источником «Джумалайские ключи». Не упуская шанса использовать теплую воду вдали от цивилизации, помыла голову. Вставало солнышко, и было вполне комфортно.

Перед завтраком Алексей призвал всех вкруг поблагодарить Это священное место и поздравить Лену с днем Рождения. Вечером планировался уже не просто ужин, а праздничный ужин! =)

С самого начала пути нас ожидал подъем на перевал Теплый ключ. Дорога, усыпанная разного размера камнями и лужами, вела все вверх и вверх. Справляться с велосипедом стало гораздо легче после дежурства, естественным образом избавившись от общественного груза. Поднявшись на «первую ступень» перевала, встретили спускающиеся вездеходные джипы с туристами, которые оптимистично пожелали нам не падать духом, а идти вперед, то есть вверх, т.к. это только самое начало перевала. Набор высоты в этот день составлял ок. 700 м. Несмотря на утомительный и нелегкий подъем, мы успевали делать снимки — фотографировали горную панораму с веткой реки внизу справа.

 Заснеженные пики радовали глаза своей красотой, своей неприступностью, нетронутой белизной снегов на вершинах. Не забывали делать снимки друг друга, запыхающихся, толкающих вверх своих груженых коней, сгоревшие от яркого солнца, обветренные от колючего ветра, но счастливые лица. У каждого свое счастье, свой мощный стимул и желание побывать здесь. Ведь только нескончаемый интерес и некая неприступная загадка так манит нас и может объяснить причину того, почему мы готовы за тысячи километров от родного дома, пытая себя, проверяя свои силы, идти куда-то далеко, просто куда-то...

По дороге встречались просто чемоданы, такого громадного размера лежали камни посреди дороги. Как только машины смогли там проехать?! После этих громадин дорога немного спустилась, а дальше вела к туру, где уже ждали всех Серега, Игорь и Володя.

У тура сделали общий снимок на память и махнули вниз, договорившись, организовать обед после спуска.  

Но обед наступил настолько быстро, как никто даже не мечтал! Не успели мы и разогнаться толком, как Алексей объявил, что пообедать остановимся прямо здесь у домика около озера. Думаю, что никто не расстроился, а только взбодрился такой радостной новостью! Мы с Лешей и с помощью других ребят приготовили рассольник, заварили котелок чая. Обед удался! Сильный ветер не помешал нам подкрепиться и немного отдохнуть. А мы, к тому же, успешно сдали дежурство! =)

Только на этом спуске я стала понимать, как можно убить тормозные колодки всего за 2 дня похода, или, как Игорь, сделать колесо восьмеркой, неудачно приземлившись на камень. С перевала можно было просто нестись, если бы не камни, усыпанные по всей дороге, и сильный порывистый боковой ветер.

Активно теряя высоту, стали натыкаться на броды, один, второй... третий...

А вот мы и на Плато! Ну, здравствуй, плато Укок! Слева открылась снежная громадина Табын–Богдо–Ола. Это самый мощный горный комплекс оледенения в Сибири. Только этот горный массив давал силы продолжать путь по плато, завораживал взгляд, забывая о том, что мерзнут мокрые ноги после брода, что силы крутить педали против сильного встречного ветра подходят к концу... Укок решил не очень то гостеприимно нас встретить. Ветер всё усиливался, «терпение терпеть» холод в ногах лопнуло, — остановилась утеплиться, чтобы не околеть на все 100. Снова остались в конце мы, Ольга и Саша Янсен. Уже в привычной компании крутили педали дальше, выглядывая остальных, которые превратились в отдаляющиеся за горизонт цветные точки.

«Горный хребёт Табын-Богдо-Ола (в переводе с тюркского – «Пять святых гор», самая высокая точка, гора Найрамдал - 4049 м метров над уровнем моря), у подножия которого оно расположено. Для местных жителей «Укок» означает «конец всего», и по местным поверьям считается, что пастбища Укока лежат в преддверии небесного свода. Считается, что здесь можно говорить только шепотом, иначе можно потревожить горных духов и навлечь на себя беду».

   Резкий ветер усиливался все сильнее, удивляя, своей силой и мощью. Порой ветер становился настолько сильным, что приходилось бороться не только с собственной усталостью, но и с ним. А тут еще брод... Благо, с нами сильные мужчины, готовые помочь в переправе, да и в любой трудности! Леша помог с переносом груженого велосипеда мне, а Саша — Ольге. Впереди ребята, все так же в виде точек, намечали нам траекторию нашего еще не столь малого пути. Сил становилось все меньше, тепла не хватало, а ветер даже не собирался поддаваться нам. На то это и плато Укок – сильнейшее непростое место!

Наконец, вдалеке стали вырастать палатки, ура! Значит, скоро отдых, тепло и ужин, да еще и праздничный! Стоянку организовали под холмом, где меньше ветра, у деревянного домика с окошком и дверью, в котором ребята навели порядок и организовали стол и сидушки. Хорошо, что домик был свободен, и нам не пришлось ехать до заставы, делая существенный крюк!

Переодевшись, мы с Лешей пошли за холмы сделать снимки шикарной панорамы. Заснеженные пики просто очаровывали... долгожданные горы представились нам во всей своей красе!  Мы любовались ярко выраженными лучами солнца, распадающимися на всю долину, так явно пронизывающими плотные серые облака.

А внизу на долине виднелись таинственные столбы и курганы.

Уходя (а уходить даже не хотелось, не смотря на ветер!), увидели добротного размера сусликов, даже сначала услышали. Ох, и знатно же они свистят! =) В лагере в это время каждый занимался своим делом — кто приводил в порядок домик, кто лечил велосипед, кто готовил ужин в виде макарон с тушенкой. Ужин был действительно знатным! В домике вокруг стола в тесной теплой компании при свечах с коньяком для желающих, колбаской и халвой. Говорили о разном — поздравляли, вспоминали о других походах, рассказывали истории, даже не забыли о романтике! Плотно поужинав, растеклись по палаткам...

Добрых снов желает Укок всем нам, а мы благодарим Его за еще один незабываемый день у Него в гостях...

Пятый день похода, у Алтайской принцессы

(18 августа, 40 км пути)

Утро затянулось, все лежали в палатках, ожидая, когда закончится дождь... А дождь и не думал прекращаться. Дежурные, Ольга и Александр уже приготовили завтрак и призвали всех из палатах волшебным зовом, пришлось всем выбираться из теплых спальников. К счастью, совсем скоро дождик «сошел на нет» и дал нам возможность вполне спокойно собраться. Позавтракали, поднялись на тот самый холм, на котором мы были вчера с Лешей. Из-за непогоды гор уже почти не было видно, — небо было темное и низкое, какое-то тяжелое. Спустившись, могли рассмотреть двух каменистых истукана. Две узкие каменистые глыбы в человеческий рост были воткнуты вертикально в землю. По очертанию напоминали мужчину и женщину, горизонтальные выдолбленные черты которых определяли части тела. Явно просматривались глаза, нижняя, средняя и верхняя части туловища.

Тропка, по которой мы ехали дальше, стала пропадать в траве. По дороге стало ехать совсем невозможно из-за топкой грязи. Обносили велосипеды по болоту, местами приходилось бродить. Леша, жалея мою подпухшую ступню, переносил не только наши велы, но и меня...

Далее ехали вдоль разделительной полосы между Россией и Монголией, то и дело преодолевая броды. Дорога стала тянуться вверх, образуя затяжной подъем. Казалось, что с Плато можно было попрощаться, но нет, это не было его краем.

 

Подтянувшись наверх, нас ожидала не красочная панорама, а, увы, темно-синяя плотная туча. И, конечно же, встречный порывистый ветер, который был с нами весь день. Туча принесла дождь, мы измотаны, мечтали об обеде. Наконец, после очередной водной, но уже не серьезной преграды, решили встать на обед. О, радость! Сильный ветер унес тучу в сторону, дав нам надежду погреться в редких лучах солнца. Непрекращающийся ветер все же не дал нам расслабиться и просушиться. На костре варилась уха, а небо вновь затягивало тучей.

Как все-таки волшебно действует на уставшего путника горячий суп! Это ж просто живительный эликсир! Выпив по чашке чая, стали собираться, чтобы успеть отправиться до дождя. По плану еще 10 км до Принцессы (кургана, где была найдена мумия женщины, которую называют Принцессой Укока) и еще 20 км до теплой стоянки. После обеда был хороший, скоростной спуск, который придавал бодрости духу и рождал желание продолжать путь. Двигались достаточно быстро и через некоторое время собрались на мосту через реку Ак-Алаха. Уровень воды и мощь течения реки впечатляли!

Игорь с Лешей задерживались (у первого что-то случилось с тормозами, и они устраняли проблему). Ждать их всей группой не было возможности, у воды было еще холоднее и ветренее. Решили гнать к Принцессе, а Саша Янсен героически согласился подождать ребят, чтобы далее показать направление движения. Слово «гнать» в данной ситуации даже как-то не уместно, т.к. дорога почти не заметно поднималась, дул холодный и очень сильный ветер, который просто останавливал нас. Кроме всего этого над нами висела мощная черная туча, с которой летел острый обжигающий лицо град! Наконец, доехали до знаменитого кургана, из которого и была извлечена дорогая находка.

Само место, помимо всей загадочной истории, уникально — оно расположено на самой дальней точке Укока, где Россия граничит сразу с тремя государствами: Монголией слева, Китаем прямо и Казахстаном справа.

Рассказав немного об этом кургане и раскопках, Лена пообещала продолжить историю вечером, рассказав подробности хорошо раскрученного события конца XX века. Еще, говорят, это место, как и все плато, обладает необъяснимой силой, а местные жители считают Укок преддверием небесного свода. Находясь в таком месте, просто не можешь не поверить в силу этого далекого места, полного тайн и загадок. Поблагодарив Укок за возможность побывать у него в гостях, мы с Лешей загадали желание, наше общее и такое важное для нас сейчас.

Повернув назад снова к мосту, мы теплили себя надеждой, что сможем почувствовать силу ветра в спину, но это было напрасно. Ветер, как и дождь, град и прочие неприятности, будто бы кто-то выключил. Вот уж, действительно, непростое удивительное место!

Долетели до моста и свернули по дороге налево, туда, где показался просвет в небе, заблистали в свете солнечных лучей горы. Было решено не гнать запланированные 20 км, а искать место для ночлега по возможности — как только, так сразу. Время уже поджимало, ведь обед  в этот день закончился аж в пять вечера. Вскоре нас нагнали пограничники на громадной машине Урал, проверили паспорта, сверив каждого с заявленным списком участников похода. Убедившись, что у нас все в полном порядке, пожелали нам хорошей дороги. Они удивляются нам, не понимают, что нас здесь привлекает, и что вообще может быть здесь интересного! Им этого не понять, для них это работа, служба и долг Родине.

Так непросто начавшийся день заканчивался солнышком и стоянкой у воды рядом с полуразрушенной избушкой и другими деревянными постройками. Мы снова расположились рядом, внутри организовали ужин и отлично провели вечер с увлекательными рассказами Лены об Укок и его загадках.

Этот курган, который мы посетили сегодня, как и множество остальных курганов Алтая, в слоях вечной мерзлоты хранят историю, прячут представителей прошлых эпох. Уже когда-то разграбленный черными копателями этот курган было решено осматривать дальше новосибирской ученой. Именно она в 1993 году настояла возобновить раскопки и не ошиблась.

«Археологи наткнулись на хорошо сохранившуюся в ледовой линзе под мощными стволами лиственниц мумию молодой женщины. Ныне эта мумия известна как «принцесса Укока», или Алтайская принцесса, хотя в действительности женщина происходила из средних слоев пазырыкского общества и имела европейскую внешность.  Сохранилась не только мумия, но и все мельчайшие детали захоронения. Вместе с женщиной была захоронена шестерка украшенных коней золотисто-рыжей масти. Ее одежда из тончайшего шелка обрамлена толстым красным поясом. Археологи считают, что такой пояс — знак воина и посвященного, а найденная в ее руках палочка из лиственницы — ритуальный символ, такие палочки еще в добуддисткие времена считались орудием «сотворения мира» и вкладывались в руки высших божественных особ. Высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе женщины, которая согласно древним поверьям хранила тайну бессмертия. На левом плече Принцессы обнаружен татуированный сакральный знак грифона. Алтайские шаманы считают, что «принцессу Укок» следует вернуть на Алтай и захоронить на прежнем месте, в погребальном кургане, но на данный момент мумия находится в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН».

Вечер плавно перешел в ночь, — тихую, темную и морозную. Небо было высокое-высокое и звездное-звездное. Отчетливо показался млечный путь, а для Леши с неба упали сразу две звездочки! Говорят, Укок священное место, — тем более загаданные желания сбудутся!  

Шестой день похода, брод через р. Ак-Алаха, прощание с Плато

(19 августа, 40 км пути)

Ночка эта выдалась зябкой... бр! И не только потому что на улице был минус, а потому что Кто-то забыл закрыть вход в палатку! ;) Подъем был ранний, завтрак скорый, чтобы не терять драгоценного времени и поймать момент, когда уровень воды в реке будет минимальным. После 11-12 солнышко припечет так, что снежные вершины начнут активно таять, наполняя водой ручьи, которые стекают  в Ак-Алаху. Река Ак-Алаха собирает воду со всего Укока, несется интенсивно с бурным сильным течением. А именно ее нам и предстоит сегодня бродить.

Именно этот брод должен стать для нас неким переломным моментом — решающим, как нам действовать дальше. Если река нам не уступит и не пустит всех нас на другой берег, то мы будем вынуждены вернуться назад, а значит продолжать поход тем же маршрутом. Если же нам повезет, и обстоятельства сложатся таким образом, что мы все же перейдем эту реку, то маршрут будет продолжен — впереди будут новые места, события, впечатления...

Конечно же, никто из нас не хотел возвращаться назад, все ехали с уверенностью, что перейти эту реку, а далее и все остальные, нам по силам. Ясная солнечная погода, верно угаданное время, боевой настрой и удача, — всё это помогло преодолеть нам главное в этом походе препятствие. Но брод после, а сейчас еще утро.

Перед глазами ясная картинка будто бы из сказки или художественного фильма — рассвет, утренний густой стелящийся по земле туман, трава, покрытая инеем, извилистая речушка, а у воды конь... белый такой с длинной гривой... Очень красиво!

По другую сторону привлекала внимание не менее завораживающая картина — заснеженный горный хребет открылся под бликами утреннего солнышка...

Пол плану 15 км пути и решающий брод. Но мы так и не поняли, так ли это было на самом деле, потому как время просто пролетело! Тропа то и дело поворачивала то в одну, то в другую сторону, то набирала, то теряла высоту. После каждого поворота нас ждал то один, то другой ракурс для фотосъемки.

Уже позабыв обо всем, только любуясь и удивляясь окружающему ландшафту, наткнулись на предполагаемое место брода. Река шириной около 80 м. с камнями и мощным течением, вода глинистая и очень мутная.

Оглядываясь, взвешивая ситуацию, на середине реки показался рюкзак, а под ним Алексей, уже по пояс в воде, направляющийся к другому берегу. Поборовшись с течением, бросил рюкзак и стал искать другое место для брода, запретив кому-либо из нас идти в воду. Тем более после того, как Сашу из Москвы, устремившегося за Алексеем, еще у самого берега чуть не унесло резким потоком ледяной воды.

Вскоре Владимир предложил бродить поэтапно, перенося себя и вещи сначала на один островок, затем на другой, а далее уже к противоположному берегу. Так и сделали!

Девушки переносили рюкзак и себя в сопровождении сильных мужчин. А наши герои переносили еще все остальное добро. Сколько раз им пришлось входить в эту холоднющую воду!..

Но самое главное, что все с поставленной задачей справились! Маршрут может быть продолжен по запланированному плану. Жаркое солнышко нам помогало и отогревало замерзшие ноги. Собравшись, договорились идти до ближайшего места для обеда.

Шли вдоль реки, а  далее доехали до места, где сливается воедино сразу три реки: р. Ак-Алаха, р. Акколь и р. Кара-Булак. На теплой полянке разложили сушиться вещи и «разложились» сами. Обед приготовили все вместе, быстро, очень вкусно и сытно. Выпили аж два котла чая! Алексей рассказал про это уникальное место, о самом маленьком олене кабарге, чьи останки нашел Игорь. А восхищенный Владимир еще раз показал размеры сусликов, которых видел на пути сюда.

Чтобы продолжить путь и теперь уже точно попрощаться с плато, нужно было вновь бродить, но уже значительно спокойнее реку Акколь. Этот брод уже не составил особого труда. Перебравшись на другой берег, стали подтягиваться на тропу вдоль реки. Тропка шла на высоте и по самому краю. Несмотря на усталость и послеобеденное состояние, припекающее солнышко и трудности в передвижении по узкой каменистой тропке, смогли организовать постановочное фото группы с разных ракурсов.

Снова любуясь видами под шум воды под нами, недалеко увидели развалившийся домик. Почему бы не остановиться и не организовать лагерь?! В целях всеобщего отдыха было решено так и сделать. Завтра перевал Богомуюз, а сегодня почти целая полудневка! Еще высокое солнышко позволило всем помыться, хорошо просушиться, заняться своими делами, и, конечно же, приготовить вкусный ужин! В этот вечер мы могли позволить себе посидеть у костра подольше, пообщаться и полакомиться халвой.

Закрыв глаза и пытаясь уснуть, в голове вертелись мысли о броде, о пройденном дне и, конечно же, о плато. Вот уж действительно, плато Укок суровое место, погода здесь непостоянная и капризная: то ярко светит солнце, быстро и незаметно поджигая открытые участки тела, то вдруг небо покрывается черной тучей, начинается холодный дождь с сильным ветром, может даже с колючим обжигающим градом. Красота здесь необычная и незабываемая — суровая и дикая...

 Седьмой день похода, перевал Богомуюз и для избранных перевал Аккол J

(20 августа, 40 км пути)

Утро порадовало солнышком, не только потому, что так легче выходить из палатки, но и потому что при ясной погоде, которая ожидается сегодня, мы сможем увидеть максимум того, что возможно при подъеме на этот перевал. А это Южно-Чуйский хребет, можно полюбоваться наивысшей точкой Горного Алтая (4506 км), венчающую Катунский хребет, — трехглавой Белухой, можно бросить прощальный взгляд на Табын-Богдо-Ола.

Мы еще собирали палатку, как мимо нас проехал Владимир, окинув нас зорким взглядом. Через несколько минут выехали Ольга и Лена, затем и мы. Травянистая болотистая вся в кочках дорога понемногу набирала высоту. Вскоре нас нагнал Александр Советов и маханул дальше по следам Володи. Через некоторое время от нашей дороги появилась менее заметная и хоженая дорожка налево, на которую мы и свернули. Прямо же продолжили путь самые быстрые — Саша, Лена и уже никем не распознанный в дали Владимир. Ветер был в нашу сторону, так что кричать им в след было бесполезно. Алексей с уверенностью сказал, что проблем быть не должно, дорога повернет после брода и присоединится к нашей, а раз у них много сил ехать вперед, пусть едут, делая значительный крюк. К счастью, в первую очередь для Лены, она вовремя обернулась и увидела, что мы движемся в сторону алтайских домиков, — пришлось развернуться и направиться к нам. Саша же не заметил, что сзади его никого нет...

Немного проехав, остановились отдохнуть и подождать, возможно, Саша заметит, что что-то не так и вернется к развилке. Пока отдыхали, к нам подъехал загоревший почти черный всадник на коне с развивающейся на ветру длинной гривой. Алтаец поинтересовался, откуда мы и куда направляемся, на вопрос о предстоящей погоде, он с уверенностью сказал, что небо чистое, поэтому ясная теплая погода еще постоит. Мы попросили его показать направление нашего дальнейшего движения двум нашим ребятам, которые рванули вперед по основной дороге.

Побродив небольшие ручьи, направились на перевал. Состояние дороги сначала было вполне привычным – камни, крупные и мелкие, лужи, ручьи, то крутой, то не очень подъем, небольшие спуски. Далее дорога стала теряться в траве, в болотистых кочках. Ноги вязли в воде, велосипед казался более тяжелым и неповоротливым, — колеса вязли в грязи, в колеях с водой... А впереди подъем длительный, сырой и малоприятный... Сверху парят беркуты, которые будто бы дразнят — только направишь на них фотоаппарат, они начинают менять направление или просто отдаляться выше и выше. А сзади снежный хребет, который не может надоесть, — он каждый раз красив и интересен по-новому.

Группа при подъеме на Богомуюз разделилась — Игорь, Саша Дюпин и Серега были впереди, Володя и Саша Советов ехали где-то сзади в неизвестном нам на тот момент направлении, и все остальные, упирались в свои велосипеды, поднимались наверх достаточно плотно.

Наконец, воды стало меньше, начались камни. Саша спустился к нам навстречу и в помощь Ольге взял ее велосипед. Вот-вот... и мы у тура! Куда ни глянь, везде так красиво!!!

Очень далеко всё и близко одновременно.

Ольга подзарядила всех нас кусочком фруктовой смеси, мы сделали массу снимков, довольные, счастливые и по колено грязные начали спуск. Верно было подмечено, что спуск серьезный и скоростной. Вот где можно было подумать о дополнительной защите! Разогнаться на спуске было как-то не по себе — дорога имела то дикий угол наклона, то была покрыта крупными камнями, торчащими на разной высоте, то вязла в топкой грязи, глубоких лужах. Конечно же, вести рядом с собой велосипед на всем спуске не хотелось, мы, спускаясь поэтапно были в грязи уже по самые уши. =) Хотя замыкающий Александр очень удивился, почему он чист и сух, в отличие от других. Видать, очень избирательно выбирал траекторию своего движения!

Грязь, наконец, сошла практически на нет, но спуск и не думал прекращаться. Порой он был просто головокружительным!!! Основная часть группы улетела вниз до места обеда. Мы, делая передышки, крутили головой и фотографировали умопомрачительные виды. Таким образом докатились до места обеда, такого долгожданного, ведь болото безжалостно забрало все силы и «топливо», на котором мы поднимались наверх. В том, что группа и на тот момент была не в полном составе, нашли положительный момент — суп делили не на 13 человек, а уже на 11. Это означало, что можно было рассчитывать на добавку! ;)

После солнечного энерговосстанавливающего обеда потрясающий спуск продолжился и примчал нас в лесную зону.

Сначала порадовали тоскующий по деревьям взгляд лиственницы, затем сосны, а затем полноценный лес с созревшей брусникой. Какой все же приятный аромат издает дерево!..

Горы стали скрываться за высокими деревьями, а спуск и не думал прекращаться.

И вот снова подарок — дорога принесла нас к обрыву и открыла головокружительный вид сверху на дорогу и долину реки Джазатор, к которой мы и должны спуститься. Шум ветра, деревьев перекрывали переливистые звуки тормозных колодок. У каждого железного коня он был свой, со своим тембром. И вот мы у реки, Джазатор тоже мощная река, как и Ак-Алаха, только значительно уже.

 «Река Джазатор берет начало на северо-восточном склоне хребта Сайлюгем. Характер течения меняется в зависимости от рельефа местности, — в верховьях река имеет типично горный характер. В слиянии с рекой Ак-Алахой Джазатор образует мощнейшую реку Аргут. Питание рек в зоне покоя Укок смешанное: ледниково-снеговое либо снегово-ледниковое».

Бродить Джазатор было решено с самого утра, чтобы рассчитывать на более мелкий уровень воды и меньшую мощь течения. Здесь уже пахло цивилизацией, — по ту сторону реки стояли машины с отдыхающими, шумели машины, некоторые из них перебирались в брод в сторону перевала. Организовали лагерь, пока солнышко еще было высоко над нами, успели помыться, просушиться и заняться реабилитацией наших велосипедов. На ужин варились макароны с тушенкой, настаивался фруктово-ягодный кисель. Солнышко стало снижаться, вечерний ветер усиливался, а ребят до сих пор не было. Стали рождаться версии их действий и планировался завтрашний день при различных вариантах предстоящих событий. Было ясно, что ребята маханули перевал, но не тот, а другой, который и был по направлению их движения, если они так и не свернули налево. Перевал Аккол почти той же высотой, что Богомуюс, ок. 2860 м, подъем и спуск почти одной сложности. В случае если ребята спустились с Аккола, они так же уперлись бы в брод через Джазатор и оказались бы ближе к месту нашего прибытия, — мы пересеклись бы с ними где-то в середине дня.

Вечер был теплый, все сидели у костра, говорили на разные темы, но в то же время ожидали появление ребят. Вдруг на поляну, где мы стояли, пулей влетел Владимир, немногословный, уставший, он показал назад, дав понять, что Саша едет сзади. Облегченно вздохнув, что все в порядке, и вся группа в сборе, занялись приготовлением горячего для ребят продуктами обеда крайнего дня похода. Быстренько сварили насыщенный густой рыбный суп, организовали горячий чай.

Оказалось, что наши путешественники, немного усомнившись в правильности выбранного пути, спросили у одного из алтайцев, где перевал, не уточнив название. Алтаец ответил им, что они едут верно, перевал впереди. Они с уверенностью, что все верно, энергично взобрались по каменистому подъему на перевал Аккол, прилегли понежиться на солнышке в ожидании группы. Прошел час, другой, а группы не было, внутренний голос стал подсказывать им, что получилось все же что-то не так. Было решено спускаться к месту развилки. Тут уже точно узнав направление движения группы, они рванули на второй перевал. «Рвануть» в прямом смысле слова, конечно же, не удалось, т.к. за плечами уже потраченные силы на «лишний» перевал, обед в пол сникерса, а впереди то самое энергозатратное болото... Уже совсем не любуясь видами, забравшись наверх, они, надеясь на опыт в велопробегах и обычную удачу, неслись вниз, надеясь спуститься засветло. Главное, у них это получилось, и мы снимаем перед ними шляпу! Далеко не каждый выдержит такие нагрузки!..

    Восьмой день похода, брод через Джазатор, весь день в пути

(21 августа, 80 км пути)

Утро традиционно началось в 7 утра, солнышко уже пригревало середину полянки, немного не доходя до нашей с Лешей палатки, которую мы поставили на холмик уровнем выше. Позавтракали и собрались вокруг Алексея, который поведал нам план действий на сегодня, на веточках демонстративно показал стратегию предстоящего брода через Джазатор. Сразу же предстоял брод, а затем марш-бросок, включая перевал Тархатинский: 50 км до обеда и 30 км после до места, где мы уже ночевали, у моста через р. Тархата.

Бродили так же — девушки со своими рюкзаками в паре с мужчинами в одну сторону, а мужчины возвращались за вещами еще по несколько раз. Самое глубокое место кому по бедро, кому по пояс, было около середины реки, а ближе к противоположному берегу было самое сильное течение, которое сбивало с ног и тащило в сторону. Автомобильные отдыхающие даже достали фотоаппараты, — не часто встретишь таких отважных туристов =). Но стоит отметить их внимательность, они тут же вскипятили котелок воды для нас и предложили горячий чай.

Поднявшись на дорогу, начался отсчет километров с помощью километровых столбиков для автомобилистов. Отчет начался с 19го километра в сторону Кош-Агача. Покрытие дороги радовало не всегда, так как очень часто особенно на спусках были россыпи камней, как щебень. Колесо, натыкаясь на активные камешки, так и норовило отскочить то в одну, то в другую сторону. А дорога вся в поворотах, справа высота и обрыв.

Нам далеко от местных жителей, которые, не снижая скорости ни на чуток, могут нестись по серпантину, как по ровной заасфальтированной трассе. И все-таки, видать, не всем везло на поворотах, — достаточно часто встречались уже поржавевшие останки машин там внизу, мелькали венки и памятники...

Километровые столбики встречались не так быстро, как хотелось бы, а высокое яркое солнце все припекало, беспощадно жаря любой сантиметр открытого участка тела. «Вот 10 км, вот 15, сейчас, совсем скоро будет 25 — на середине пути до обеда обязательно отдохнем, а сейчас крутим, трудимся, работаем...» — подобного рода мысли крутились в голове. Но середины дожидаться не стали и около 20ти км столбика упали к ручью, опустив кепку в ледяную воду... о, да! Как чудно, прохладно... можно продолжать!

Все флюиды, внутренние позывы лично я посылала Алексею с надеждой на то, чтобы обед сделать раньше, чем планировали. Была явная необходимость в «дозаправке» как для физического состояния, так и для душевного, — просто хотелось расслабиться, растянуться в теньке и насладиться прохладой. Пока ехали по открытому участку дороги, договорились с Лешей остановиться у первого же ручья и сделать то же самое с нашими головными уборами. Спускаясь к мосту, Леша указал на ручей, я поняла, что остановимся охладиться. И только подъехав ближе осознала, что у ручья стоят наши и собираются организовать обед! Ооо, мой голос услышан! =) Живительный чай, горячий густой суп... что может быть лучше?! ;) Алексей решил не дожидаться места предполагаемого обеда, а оставить 50 км пути на вторую половину дня.

Итак, до обеда пройдено 30 солнечных жарких километров, впереди 20 км до обеда в месте развилки тех самых дорог, далее перевал Тархатинский и дорога до места стоянки ок. 30 км. После обеда настроение уже было гораздо выше, глаза искали все новые ракурсы для съемки, встречались перебегающие дорогу зверьки, похожие на толстых хомяков. Не раз проезжали отару овец, баранов и коз, встречались рыжие пятнистые коровы и любопытные лошади.

Первые 20 км пронеслись почти не заметно, — мы любовались пейзажем, цветными горами, какими-то потешными зверьками.

Дорога вела к уже известной нам развилке, а далее мысли тешились, что перевал ожидается несложный, далее будет бОльшей частью затяжной спуск.

Всё так и получилось, перевал по сравнению с теми, что были преодолены нами ранее, был почти не заметным.

Подъем плавно перетек в спуск, длительный приятный... Всё теряя высоту, в голове возникали мысли, что по этой самой дороге мы поднимались в первые дни похода. Не верилось, как мы выдержали такой длительный подъем, как мы вообще всё это преодолели. Каждый поворот, домик, гора — все было ново, казалось, что я здесь впервые.

Лишь отдельные мосты, бросающиеся в глаза строения или деревья, повороты напоминали о том, что мы здесь были когда-то. Тем более другое направление движения, иная погода... настроение. Всё это рождало новые фотографии, как оказалось, наиболее интересные и красивые.

Самые тяжелые и затяжные, наверно, как всегда бывает, были последние пять километров, солнышко уже пряталось за горы, поднялся ветер, дорога ухудшалась... Но осознание того, сколько всего у нас за спиной придавало сил и чувство гордости за себя, что мы это сделали! Приехали в лагерь, Саша Дюпин уже разжег костер, мы с ним были дежурными. Помылись, переоделись, Леша ставил палатку, разбирал вещи, а мы с Сашей готовили ужин.

После сытного ужина многие разошлись по палаткам отдыхать после такого событийного дня, а мы — Серега, Леша и Саша Дюпин — остались у костра и до самой темноты шутили, вспоминали предыдущие походы, обсуждали любимое меню... Ложиться спать не хотелось, несмотря на усталость, завтра крайний велосипедный день... было как-то тоскливо, хотелось хоть как-то продлить пребывание в походе... Но сидеть допоздна не было ни сил, ни возможности — предстояло 40 км пути до обеда в Кош-Агаче, погранзастава, Курайская степь... Надо ложиться спать, еще и завтрак готовить нужно!

Девятый день похода, путь в п. Кош-Агач

(22 августа, 40 км пути)

Проснулась от голосов Сереги и Саши еще в палатке, стала собираться. Уже втроем готовили кукурузную кашу с курагой. А Леша собирал вещи, скручивал палатку. Позавтракали и поехали, договорившись собраться всей группой у шлагбаума заставы.  До погранзаставы было около 10 км пути по той же дороге вдоль реки Тархата.

Навстречу попался вездеход, обгоняли машины с местными жителями. Пограничникам предъявили паспорта и были пропущены в дальнейший путь.

После небольшого и почти единственного на эту часть дороги подъема можно было насладиться спуском в Курайскую степь.

Ветер на этот раз если и был, то дул в спину. Вот это помощь! По степи можно было нестись в прямом смысле слова — позволяла ясная погода, нормальное покрытие дороги и почти не заметный, но спуск! Стоило остановиться на полминутки, чтобы сделать несколько снимков, как ребят уже не было видно. Пришлось поднажать, чтобы не заставлять их долго ждать нас при въезде в поселок. Без остановки на высокой скорости относительно скорости всего похода гнали вдогонку.

Догнали только у брода, когда большинство переодевали обувь, чтобы проехать через разлившийся ручей. Вообще, вода очень прибавилась, – вот куда скатились те злобные дождевые тучи! Не остановившись ни на минуту для отдыха, продолжили движение за ребятами, которые крутили педали все быстрее и быстрее! Степь, как говорится, «она и в Африке степь», — едешь и едешь, а горизонт все так же не доступен, будто бы едешь по беговой дорожке, наматывая километры, но не сдвигаясь с места. Опять же самыми тяжелыми и утомительными были последние 10 км, когда ветер поменял свое направление, дорогу пересекали ручьи, покрытие становилось каким-то мозготрясным, да и спуском уже совсем «не пахло». Наконец, и оставшиеся пять километров закончились и мы собрались при въезде в поселок. По плану пообедать в местной столовой, т.к. обед был экстренно съеден перед Джазатором. Доехали до кафе Олимп и сделали, наверно, им недельную выручку. Еще бы, 13 оголодавших туристов дорвались до выбора своего обеда. Цены, чистота и качество обслуживания приятно удивили. К хорошему впечатлению от кафе присоединилось и качество кухни, вкус блюд. Сытные, довольные выкатились из кафе, посадили себя на велосипеды и покатили к выезду из поселка к самым воротам, где нас уже ждал водитель Максим.

Там же разобрали велосипеды, подготовили рюкзаки и решили ехать часов до пяти-шести, чтобы завтра было легче преодолеть дорогу до Барнаула. Выехав, поняли, что промахнулись с количеством купленной воды. Организм был настолько обезвожен, что мы выдули всю воду еще в первые же километры пути. Что ж, делать нечего, терпели, ехали, ожидая стоянки. Проехали перевал, всего около 250 км и встали у реки по левую сторону. Вот тебе и близость к цивилизации, к людям — и мусор, и шум от машин, и другой запах...

Мы с Сашей продолжаем дежурство, а на ужин картошка с тушенкой! =) Световой день сократился засчет туч и мелкого унылого дождика. Пока мы с Лешей у воды чистили и нарезали целый пакет картошки и несколько крупных морковок, ребята резали овощи на салат. Целый тазик из свежих овощей с майонезом! Очень плотно поужинав, выпили по чашке насыщенного компота. Даже под дождем не хотелось отходить от костра. Тем же составом, что и в предыдущую ночь, мы задержались и, уже совсем вымокнув, разбрелись по палаткам. Сон прерывал дождик, резко то начинающийся, то прекращающийся. Утро еще с вечера решили начать на час раньше, чтобы быстрее приехать в Барнаул. Ночь была очень теплой...  

Десятый день похода, переезд в Барнаул

(23 августа)

Утро началось в 6 все с тем же дождиком... Позавтракали, быстренько собрали вещи и загрузились в машину. Постепенно вставало солнышко, дождик совсем прекратился, мы стали подсыхать, находясь в машине, как в теплице. Уже совсем обсохнув, остановились на одной из стоянки с источником, немного размялись и отправились дальше. Следующая стоянка была в районе обеда в ожидаемых Сростках. Там мы снова полакомились местными пирогами с мясом, отдохнули и уже совсем скоро были в Бийске, проводив Владимира. Пару часов после, проезжая поля с гречихой, нас привезли в то самое место, откуда и забрали — к остановке у ж/д вокзала. Алексей поблагодарил всех за такой отличный поход, а мы в свою очередь его за еще одну возможность побывать в одном из загадочных мест волшебного Алтая.

Алексей и Серега уехали вместе с водителем, за Игорем приехал отец, за Леной супруг, а Саша Советов отправился в гостиницу. Саша с Ольгой уехали на машине в Новосибирск, оба других Саш Янцен и Дюпин, Ольга собрали свои велосипеды и поехали по домам. Леша понес  наши велосипеды в камеру хранения, а я осталась с рюкзаками на том самом месте у остановки одна... с мыслями о таком насыщенном, событийном и интенсивном походе. Таком необычном, сложном по своему, таком долгожданном и, уверена на все 100, не забываемом!

....

Думаю, что выбор такого рода похода, в такое далекое неизведанное место для нас не случайно. У нас все получилось, мы вместе и мы счастливы. Значит, все новое и дорогое только впереди! Всё хорошо, и жизнь умеет творить чудеса... Это каждый раз подтверждается при встрече с такими интересными, отзывчивыми, сильными как личность людьми, которых мы встречаем в походах. Спасибо ВАМ за то, что ВЫ есть! За то, что ВЫ такие... ВЫ любите природу, любите людей, любите ЖИЗНЬ!   

 





  Написать первый комментарий

Добавление комментария
  • Личная переписка и оскорбления будут удалены.
  • Не используйте комментарии для раскрутки своего сайта. Такой материал будет удаляться.
Имя:
E-mail
Комментарий:



Код:* Code
Хочу получать уведомление на email о последующих коментариях

 
« Пред.   След. »
Маршруты 2023 - 2024
Зимние походы 2023-2024
Лыжный поход "Теплый ключ (Алтай, Хакасия, через Садринский перевал" (31.12.23 - 08.01.24)
Лыжный поход "Лыжный поход по Бащелакскому хребту (Алтай)" (04.03.24 - 10.03.24)
Летние походы 2024
Пеший поход "по Зап. Тянь-Шаню Б.Чимган - плато Пулатхан." (03.06 - 14.06)
Комбинированный тур «Кумир - Чарыш» (сплав 1-2к/с). (03.07-11.07)
Авто-водный экскурсионный тур "Алтайская кругосветка" (14.07 - 23.07)
Горный поход "Киргизская Патагония" (06.08 - 18.08)
Горный поход 1 к/с "Вокруг Эльбруса" (22.08.24 - 01.09.24)
Комментарии:



Проверить PR и ТИЦ

Туристический клуб "Альтаир-Алтай" 2003-2021г. e-mail: altair@altair-altai.ru, тел:(3852)49-08-98, +7 961 982 1210.
Перепечатывание либо копирование материалов сайта без письменного разрешения руководства клуба - ЗАПРЕЩЕНО!
Интернет-сайт носит исключительно информационный характер, не является публичной офертой (cт.437 ГК РФ).