Вход на сайт

Велораздел
Велопокатушки
Места катания
!!! ЗАБРОСКА на Алтай !!!
Предложения транспорта на Алтай

25.04 - Козич Сергей,
26.04 - Украдыженко Наташа,
29.04 - Юрченко Людмила,

Желаем вам добра и удачи!

Информационный партнёр
НЕДВИЖИМОСТЬ БАРНАУЛ -
еженедельный специализированный журнал

База Флэш - носители информации

Клуб Мумми-тролли

Сейчас на сайте находятся:
8 гостей

Подать заявку на участие в походе

Велопоход "На озеро Манас", 2011 год Печать

Осенний эХсклюзив на озеро Манас.

велопоход п.Эдиган - подножье г.Кабарга - озеро Манас  с 7 по 9 октября 2011 года

Есть несколько мест в Горном Алтае, куда попасть я хочу давно, но повода все никак не предоставлялось. Так как организованный поход туда особо не устроишь (слишком много нюансов). А чтобы организовать "Неорганизованный", нужно чтобы сложился ряд факторов, основные из которых - транспорт и спутники.

Так как осень выдалась снова прекрасной - сухой и тёплой, то дальше уже откладывать мечты было некуда, и было решено действовать. "Факторы" не складывались две недели подряд, но на третью наконец-то всё сложилось, и мы отправились втроём на озеро Манас, что с Чемальском районе за п.Эдиган. Мы - это я, Феликс, и Ольга Васильевна.

Копейка канареечного цвета с тремя великами на фаркопе смотрелась экзотично, и на трассе на нас не обернулся только ленивый.

День первый. Заезд. (пятница, 7 октября).

Мы выехали из Барнаула в 9 утра.
День прошёл в постоянном и неуёмном поглощении пищи. Погода стояла хоть и пасмурная, но без осадков. Долина Катуни порадовала как всегда обилием осенних красок, и небывало маленьким уровнем воды в реке.

В Эдиган мы приехали около 16 часов. Сунулись на турбазу Амаду, чтобы оставить машину, но там из людей оказался только дедушка-охранник, то ли блаженный, то ли пьяненький.
И мы поехали в деревню, искать хозяев. Съехали к улице Алтайская прям ко скамеечке с тётеньками и дяденькой, спросили про хозяев турбазы, но нам сказали что они разъехались - сезон-то кончился, и мужик предложил оставить машину у себя во дворе, на что мы с удовольствием согласились. Мужика зовут Владимир Петрович, ул.Алтайская-14, на въезде к деревне повернуть налево через маленький мостик через Эдиган. Есть кони. Водит маршруты.
  Около 17-17:30 часов мы выехали из деревни вдоль речки Каинзара. Дорога живописнейшая, даже не смотря на почти облетевшую листву. Везде пасутся кони, стоят стога сена, дорожка - приятная грунтовка с плавным набором высоты. Ехали, не торопясь и фотографируя, несмотря на приближающийся вечер.
Мест для стоянок полно, но мы хотели проехать максимально подальше до темноты, чтобы облегчить завтрашний путь наверх.
Примерно к 18:45 мы приехали на слияние Таволги и Каинзары. Тут и встали посреди симпатичной полянки под березками, с видом на заснеженный голец.
  Вечер прошел в поедании ужина и за тёплыми разговорами. Всё-таки есть особое, ни с чем не сравнимое удовольствие в путешествии втроём, малым кругом.  К моменту сна вышла почти полная луна, пробившаяся сквозь тучки, и ночь была очень светлой, и даже не холодной.
 Кстати, за вечер проезжали несколько машин - но мы никого не заинтересовали. Проходили  мужики на конях, гнали коней в деревню - трезвые и доброжелательные. В самой деревне мы не смотря на вечер пятницы тоже не увидели пьяных - короче деревня определённо понравилась.
    Пробег: около 9км.

День второй. На озеро Манас. (суббота, 8 октября).

Мы проснулись в 6:50. Только-только начинало светать. Небо было сплошь затянуто тучами, но из них ничего не лилось. Было тепло и тихо.
Сварив на завтрак макароны с сыром, и снова объевшись так, что было тяжело ходить, мы выехали дальше.
Через километра 4 мы приехали к маральнику. Пока ждали подъезда Ольги - сходили на территорию, но хозяева ещё спали, а единственного проехавшего мимо конника мы не особо интересовали. В общем знакомиться мы не пошли. А территория у них большая, несколько домов, аил, площадка под палатки.

Кстати по дороге к маральнику мы встретили ещё одного дяденьку на коне, похоже что работника. Он сказал, что дорога наверх не грязная и проблем у нас не будет. Вообще на удивление никто нам до сих пор из местных не сказал, что мы извращены и куда мы прёмся :) и это определённо внушало надежды на проезжабельность нашего задуманного пути.
От маральника пошли очень крутые подъёмы, которые брались только пешком, они закончились небольшой площадкой, на которой местные сделали стояночку с костровищем, дровами и мешком картошки, и вывеской "Люди, не будьте свиньями. Берегите свой дом. Если Вы гости - то берегите наш дом". Это окончательно покорило наши сердца - в Эдигане живут просто ангелы :).

После этого дорога стала более пологой и уже можно было ехать. Она подсыпана камушками и хорошо проезжабельна в грязь. Только в одном месте была рытвина, где пришлось провести велик краем.

Вершина перевала 1536м была прекрасной. Небо растянуло и вышло солнце, вокруг - бескрайние просторы, покуда хватает взгляда. Недалеко от вершины стоит "страж" - остроконечная скала. Внизу течет река Алёс.
Но с перевала мы не спускаемся, а боковой дорогой налево уходим траверсом по склону в следующий перевал 1870м, который выведет нас на плато перед горой Кабарга.

Тут подсыпанная дорога кончается и начинается простая земляная-травяная дорожка. Но так как сейчас сухо - едется хорошо, хоть и в горку конечно.
Тут мы встречаем : Оку! с двумя новосибирцами - очень доброжелательными и простыми дяденьками.. Постояли поболтали немного. Спросили, есть ли дальше вода, чтобы нам планировать обед. Они сказали, что вверху течет ручей. И мы разъехались. Смотрю - они по травке повернули обратно и поехали тоже вверх, а потом спустились немного в правый лог. Доехала до одного уровня с ними, а они машут мне "Света! Тут вот вода!". В общем нашли нам воду :) сердобольные наши :). Ну мы постояли и ещё поболтали, пока подъезжали Феликс и Оля, хвалили нашу Олю за самоотверженность и за то что не сидится дома.

Перед перевалом справа на ручье есть стоянка - старенький вагончик с остатками печки, навес со столиком. Тут можно пообедать и переночевать. Но мы не стали - не хотелось ехать в перевал с полными желудками, да и утренние макароны с сыром ещё не переварились. И потому, набрав воды отправились вверх. Последние взлёты очень крутые и заводили груженые велики руками. Тем временем у нас за спинами начиналось светопредставление в виде снега и ветра, но до нас ещё не добралось. Наверху, отдохнув и пофотографировав, Феликс отправился вниз помочь Ольге, а я, спрятавшись за кустами от ветра, на горелке варила суп и чай. Чем хороша горелка - берешь полторашку воды, и можно варить еду хоть где. Пока Феликс с Олей поднимались, как раз почти все было готово. Ольга ещё порезала картошку.
Кстати к этому моменту с утра мы уже набрали 1000метров высоты :) и это только до обеда.
А тем временем к нам на седловинку заехал уазик, и я пошла здороваться. (какой-то прям день добрых встреч у нас). Молодой дяденька - музыкант с Москвы, построил тут недалеко внизу в логу дом, и ехал принимать его у алтайцев. Очень интересный человек. Звал в гости. В этот раз у нас не получилось, но жизнь длинная - глядишь и встретимся ещё.
Мы поели, собрались и..и начался снежок. Но снег это же лучше чем дождь? Так что мы выехали дальше под снежок и под ветер в спину.

Дорога дальше немного спускается и забирается во вторую седловинку, а дальше идёт в лоб под самую вершину Кабарги, откуда поворачивает направо, и мы оказываемся на предвершинном плато. Справа от нас тянутся вверх высокие горы, между ними бушует ветер и идёт снег, а слева от нас вниз к Катуни уходят долины речек - притоков Эдигана, - и над долиной Катуни ясное небо и солнце. А мы посреди этой феерии, над нами тучи то сходятся, то расступаются уступая дорогу солнечным лучам.
Вдоль Кабарги дорога уже проще, набор высоты плавный и едется хорошо. Но за полтора километра до поворота на озеро Манас, начинается качественное болотце. Вокруг карликовая ива в человеческий рост - не обойти, а в колеях - жидкая грязь.
Эти полтора километра уже не ехались, а шлись. Ну что ж поделать.
С болотца мы вылезли на перевалку в 2000метров. До сюда обычно доходят "шишиги", которые возят туристов.
Дальше прямо идёт плохая дорога через ещё одну перевалку в верховья Чемала, а направо идёт по низу по речке тропа на озеро Манас. Но вниз нам  150метров  сваливать до неё не хочется, потому что с нашей перевалки без потери высоты в ту же сторону ведет непохая колея, по которой даже можно ехать, что мы и делаем.

Впереди, в районе озера,  шёл сильный снег, и я в шутку сказала Феликсу "не торопись, пусть там снег кончится :)".
Мы проехали по ней около километра...и... она кончилась :) раньше снега. Уперлась в скалу, а слева курумник. И даже тропы нет. Походили, поискали, и поняли что наше время пришло. Пришло время оставлять велосипеды. Итак они провезли нас больше, чем мы рассчитывали. Мы оставили велики в курумнике. У нас с Ольгой были с собой полноценные заплечные рюкзаки, в которые мы переложили вещи, а Феликс взял на спину свой пиковский велорюкзак с лямками. И мы потопали дальше в путь по курумнику.
Несколько раз вглядывались вниз, не идёт ли по низу тропа. Но во-первых отсюда до низа нужно было скидывать порядка 100метров, а во-вторых карлушка плотно скрывала любую тропу, поэтому мы шли верхом, не теряя высоты.
Оставшиеся 1.5км мы шли довольно долго. Так как курумник не везде удобный, да и были сомнения в самом местоположении озера. Так как когда ты стоишь на 1980м, знаешь что озеро на 1920м, смотришь вокруг и его не видишь - то начинаешь сомневаться, но озеро было за поворотом под самой Кабаргой.
Зато впереди у нас белел красивейший отрог хребта Иолго с вершиной Ачилман (2518м), на фоне которого возвышался каменный страж озера, как огромный бородач-исполин! Трудно описать какое сказочное чувство производит это место:
Тут нужно сказать, что если бы мы свалили вниз к ручью на тропу - мы бы дошли намного быстрее, но тогда мы бы не увидели того, что увидели - прекрасного ало-золотого заката над горами. Мы в этот момент как раз оказались в самом верху на перегибе морены. Открылся вид на озеро Манас, на ало-золотой массив Ачилман, небо растянуло, и солнце раскрасило горы в лучший наряд, даже страж озера стоял в золоте. Дух захватывало от такой красоты, и забылось всё - и усталость, и то что через 15 минут стемнеет.
К озеру мы спустились ровно в 19:00. Феликс сбежал раньше и уже поставил палатку и занимался костром. А мы переоделись, я даже нашла в силы сполоснуться в озере, хотя морозец уже давил. И пошли готовить ужин к костру и греться. Ну и как и положено - мы опять объелись :).
А скоро вышла луна, и стало светло как днём.
Не смотря на то, что Манас окружен горами с трёх сторон, ветер завывал вечером очень сильный, почти ураганный. И мы очень долго не могли уснуть. Потряхивало, и было как-то не спокойно, да и переизбыток эмоций этого дня давал знать. В середине ночи ветер стих, и я забылась сладким сном.
Пробег: 25км.

День третий. Полдня сказки.

Феликс без 10 семь вылез из палатки, со словами: да там же всё красное, надо срочно идти фотографировать! И палатку закрыть забыл :). Пришлось нам тоже срочно собираться и идти встречать рассвет. Мы разошлись в разные стороны - я пошла по морене внешнего края озера наверх, а Феликс - по морене внутреннего края.
Рассвет был тихим и спокойным. Солнце не торопясь, смакуя, выходило из-за горы. Небо было чистым-чистым. Нежно розовые краски витали в воздухе.
Но серединка озера солнца так и не увидела. Постепенно неба затягивало серой поволокой.
Я спустилась назад к озеру, и мы отправились с Ольгой Васильевной обходить его вокруг. Воды сейчас в озере немного, и нижние камни открыты.
А камни удивительные. Не даром говорят, что это озеро тёплое. Воду конечно тёплой не назовёшь, но похоже когда-то здесь был вулканчик. По крайней мере камни очень интересные - как будто когда-то они были мягкими и расплавленными. А на многих одинаковой толщины светлые полосы в середине.
Все скалы вокруг - сочатся маленькими водо-ледопадиками. Они и подпитывают озеро водой.
Мы обошли озеро вокруг, набрали хвороста. А небо! Небо готовилось к снегу.
Мы позавтракали чаем с печеньками (варить не хотелось), и прогулялись ещё немного, сходили посмотреть тропу, по которой нам лучше выходить обратно. Небо намекало нам, что мы свою миссию на Манасе выполнили...
Поэтому мы решили пообедать и около 12 уехать вниз.

Пообедать мы опять не смогли - снова не хотелось кушать. Такое ощущение, что это место питает нас другими энергиями. И мы, попив чаю, собрали вещи и начался снег. А мы вышли по тропе обратно. Прошли до уровня наших велосипедов, вылезли наверх на колею, которой заезжали, и : начался снежный буранчик. Снег уже больше не таял, спеша по-быстренькому засыпать дорожку. За что ему в общем-то спасибо! Так как вчерашнее болото замерзло, и мы проскочили его очень резвенько. А затем переложили вещи назад в велоштаны и отправились вниз.
А вниз ехалось просто сказочно! Правда пришлось одевать кепку с козырьком, так как снег залеплял глаза.
Мы, не заметив, спустились от подножия Кабарги под перевал, и забежали на него тоже не заметив. На перевале снег прекратился, и чуть ниже накрапывал дождь. Дорогу начало расквашивать, колёса уже облепляло грязью, но не на столько, чтобы их блокировать. Зато оглядываешься назад - а Кабарги уже не видно под завесой снежного тумана. Но снег-то не дождь! Так что это всё просто сказка!
С перевала 1870м до перевала 1536м спустились на одном дыхании, а потом на то же дыхании спустились и к маральнику. На маральнике я встретила снова дяденьку из Оки, который поинтересовался нашими приключениями, похвалил, и сказал что тут ещё осадков не было. И мы с Ольгой отправились вниз до места нашей первой ночевки, с желанием подождать там Феликса, который ещё по дороге пошёл набрать шишек. Но на месте нашей ночевки на Таволге двое парней ремонтировали мотоцикл, мы рядом с ними ждать постеснялись и поехали дальше. Вскоре догнал Феликс, и мы решили сегодня выезжать из Эдигана. Всё лучшее - мы уже увидели и выполнили.
В Эдигане забрали машину, погрузились и поехали к Катуни с желанием встать на берегу и сварить ужин. Но на Катуни уже штормило не по-детски, ветер с пылью дул такой, что даже из машины вылазить страшно. Мы перекусили прям в машине и поехали домой. По дороге несколько раз лил очень сильный ливень, дул ветер и штормило. А на подъезде к Барнаула лёг очень густой туман. В 2 часа ночи Феликс развез нас по домам. Спасибо ему большое за эту ночную дорогу домой!
Пробег: 34км.

Вот такой небольшой походик повышенной интенсивности у нас получился, очень красивый и очень душевный. Дорога как нельзя хорошо подошла в это время года для велосипеда. По крайней мере для сильных ногами - велосипед логичен.  Но летом в распутицу она может быть на верхах непроезжаемой, так как глина и грязь очень липкая. Но как известно, кто не рискует - тот ... сидит дома на диване, чего я Вам искренне НЕ желаю!

Автор идеи и отчёта: Света Глушкова

Комментариев (2)
 1 Автор: Бумбараш, дата: 18-10-2011 18:42
С удовольствием почитал. Просто молодцы!
Действительно эксклюзив.
И Свете - чётто без снега ты вообще никуда :))
 2 Автор: Света Глушкова, дата: 18-10-2011 18:54
Спасибо, Серёжа!
Со снегом красивее :)

а вообще надо сказать, что для велосипеда снег и морозец по факту даже лучше, чем какой-нть проливной дождь в июле-августе. По крайней мере, если сугробы меньше 5см и видно дорогу :)

Добавление комментария
  • Личная переписка и оскорбления будут удалены.
  • Не используйте комментарии для раскрутки своего сайта. Такой материал будет удаляться.