Вход на сайт

26.03 - Беспоместных Саша,
27.03 - Кирьянов Александр Арсентьевич,
31.03 - Семяшкин Всеволод,

Желаем вам добра и удачи!

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Печать
Отчёты о походах - 2007 год

Тёплый ключ - 2007

Наверное, я никогда не привыкну к дорогам, и каждый раз, когда вот так на машине, поезде или автобусе колесишь по свету, всё никак не можешь наглядеться из окна и хочется «впитать» каждую ёлочку, каждый пригорок и былинку. Машина останавливается, а ты выходишь, расстегиваешь ворот куртки  и вдыхаешь глубоко-глубоко, будто хочешь увезти с собой ночной зимний воздух, и словно фотографии сложить за шиворот заснеженное придорожье, скальники и поля, сливающиеся с горизонтом…чтоб снова сесть в машину, укутавшись вжаться в сидение и уснуть сладко и счастливо хотя бы  на полчаса, а потом снова открыть глаза и снова «впитывать» и снова жить – потому что именно тут жизнь, жизнь – она в дорогах, остальное – суета…

Итак, мы выехали в ночь с первого на второе января, в 22:15 Алексей и Олег подобрали на УАЗике меня, ещё через 15 минут Егора, Серёжу и Макса, потом доехали до Димы и в путь. Так как народ был практически из-за стола, то дремалось в машине вполне неплохо. До Бийска дорога была чистая и бесснежная, а после Бийска всё резко поменялось – деревья стояли в сугробах, повалил снежок и начало заметать. Интригой сегодняшнего дня – точнее ночи – было то, сможем ли бы доехать практически до самого Садринского озера или придётся топать почти 25 км. на лыжах в первый же день. По предварительным данным дорога должна была быть, но ухудшающая погода тоже была не на руку…но всё это ждало нас ближе к утру, а пока мы спали, перекусывали и отмечали начало похода. И если всего день назад я сильно мандражила, то теперь как-то успокоилась. Всё начиналось хорошо.

Где-то около семи утра доехали до места, откуда дорога была под вопросом. Алексей сходил узнал – местные сказали, что лесовозная дорога есть, и мы поехали дальше наши 25км. на колёсах. Дорога была, но состояние её было сильно не очень, за ночь она представляла из себя две калеи на 10 см. присыпанные снегом. И хоть мы были и на «таблетке», и её малость мотыляло. По дороге ребятам пришлось вылазить и помогать сдвинуть легковушку, которая «села» на мосту, а в остальном доехали без приключений.

Передышка
Остановились, разложили груз...стало тяжело, сфотографировались на память и потопали по плохоутоптанной охотничей тропе до Садринского озера, то и дело проваливаясь по калено в снег и обливаясь потом. Нелегко дался этот маленький примерно часовой переход гружёными до избушки. И если перед этим ещё возникали мысли сегодня же и уйти на Садринский перевал, то к тому времени как мы дошли до озера, мы эту затею оставили и решили выходить завтра. В избушке нас встретил парень Сергей, теперь пользование домиком стало платное. Он посоветовал нам размещаться на втором этаже, чтобы не мешали рыбаки, которые шарошатся по всей ночи. Так и сделали, перекусили взятыми с собой припасами и ушли тропить – Алексей, Егор, Серёжа и я. Диму и Макса оставили отдыхать в домике, потому что видать сказывался Новый Год и чувствовали они себя неважно. Тропили на легке, ноги привыкали к лыжам, тело набиралось опыта для завтрашнего перехода. В общей сложности поработали часа три-четыре и возвращались уже почти в сумерках. Покушали и рано легли спать, так закончился первый день.

Проснулись, перекусили, собрали рюкзаки и пошли.

Наверное, это очень правильно, что Садринский перевал попадает на первый день пути. С первыми часами медленно, но верно ощущаешь «счастье  жизни». Вообще всё шло очень неплохо. Гружёными идти было конечно трудно.

Хакасия
И особенно трудно пришлось пожалуй мне и Егору, потому что реально не хватало техники и умений. И если я старалась трудные «горочки» и развороты проходить очень-очень медленно и аккуратно, лишь бы просто не упасть, потому что подниматься сильно трудно. То у Егора силушка немереная и он делал всё довольно решительно и нападался в этот день вдоволь. Если бы я столько падала сколько падал Егор, то я бы, пожалуй, до перевала не дошла. Но он молодца – не сломался. Примерно часа через полтора пути  я начала понемногу отставать,  и шла от ребят с отрывом минут в 10-15. О чём тут будешь думать, когда идёшь позади группы и ребят не видно, и идти нужно, а сил кажись и нету? Думаешь о том, что лучше медленно, но идти, чем стоять и думать, и о том, что чем быстрее шевелишь лапками и палками, тем быстрее будешь на месте. А когда приходишь к стоянке, где ещё отдыхают парни, то понимаешь, что устали то все, но если есть силы улыбаться, значит и есть силы идти дальше, и стоит идти дальше,  потому что тут жизнь – она в дорогах…

Теперь уже я не помню во сколько мы были на седловине перевала, кажись было что-то около 12:00, то есть подъём занял порядка пяти часов. А потом недолгий спуск и мы в избушке. По дороге Алексей сломал лыжу сзади по самую пятку и теперь на последних метрах то и дело зарывался ногой в снег.

Избушка была пустая, и мы спокойно разместились, покушали, разогрели «забитые» рюкзаками мышцы живительным разведённым спиртом с сиропом шиповника на кедровых орешках. (Разогрели так хорошо, что мой желудок после этого пришлось кормить «Смектой», чтобы не возмущался.) И уже в меру «хорошие» достроили нары до нашего количества человек и легли баиньки. Это был хороший день, трудный, но хороший. Потому что пришло какое-то ощущение, что даже когда трудно ты можешь всё! нужно просто идти вперёд и принять мысль что всё хорошо, и всё действительно было хорошо.

Сегодня мы спали подольше, чем в предыдущие дни, потому что вчера это заработали. Утро было ясным-ясным, небо синим-синим, без облачка. В общем утро – это хорошо. Алёша с утра укоротил свою вторую лыжу и переставил крепления к середине, чтобы было удобнее идти.

Место ночёвки
Первым ушёл он, следом я, после Макс с Димой и дальше Серёга с Егором. Алексей довольно скоро нашёл охотничью лыжню и некоторое время мы двигались по ней, пока нам было с ней по пути. Вскоре я пропустила вперёд Макса и Диму, потому как хотелось побольше пофотать пока погода располагала, да и вчерашняя усталось всё-таки сказывалась и спинка уже очень скоро стала о себе настойчиво напоминать. С охотничей лыжни мы сошли и мужчины начали тропить. Это было непросто. По Албасу идти мы могли не везде, потому что он был вскрыт, из-за такой неморозной зимы в этом году. И очень много срезали петли Албаса прокладывая лыжню по кустам и буеракам. В итоге двигались медленно и трудновато. Под конец я снова начала отставать и последний час шла отдельно от ребят с разрывом примерно в 15 минут. Сегодня пожалуй для меня был куда более изматывающий день, чем вчерашний перевал. Уже на последних петлях Албаса перед Нижне-Албасовской избушкой начала потихоньку петь. Очень помогает! А вообще мы снова уже второй день дошли до места засветло, на что нам респект ;).

В домике нас встретил охотник Гена. Интересный чувачок, пока трезвый. Из разряда и швец, и жнец и на дуде игрец. А вообще встретил нас очень гостеприимно, с порога накормил нас лепёшками и дал на ужин маралятины. Тут Серёжа проявил все свои кулинарные таланты и сделал из мяска просто шедевр кулинарного искусства. У меня тут счастье – мою продуктовую ношу оставляем в качестве закладки. А так как Гена предложил нам взять мяска и с собой, и я самая разгруженная в плане веса, то вызываюсь нести мясо. Но это всё таки раза в три легче, чем закладка, так что теперь мне будет полегче.

Окунёвы озёра
По мере приближения времени для отхода ко сну, счастья от гостеприимства начало увядать, поскольку избушку протопили так, что жить было нельзя. Мы с Димкой лёжа на нарах у стеночки совсем чуть не умерли. И как только Серёжа умудрялся и в таких условиях заснуть первым и прихрапывать – было для меня большой загадкой. А я изнывала тихой завистью к тем, кто улёгся на полу. Гена никак не ложился, керосинку не гасил (от чего кислород выгорал ещё больше) и то и дело посреди ночи включал радио. В общем поспать получилось наверное часа полтора и то под утро когда в домике хоть немного подостыло, а Гена уже заснул и ещё не успел подбросить дров.

Но это всё житейское, а нам снова в путь. В планах минимум сегодня дойти до Ташты-Узука до избушки Ивана Самуиловича, в планах максимум – до самого Тёплого ключа. Скажу сразу – удался только план минимум. Ну да обо всём по порядку. Организм, наевшийся вчера мяса, решительно и бодро двинулся в путь. Пошли мы по охотничьему путику…ну это ж не дорога, это бег…не, «прыг с препятствиями». Вскоре с путика мы сошли, поскольку по нему дальше нам было не надо и начали тропить свою лыжню. «Развлекаловка» продолжалась -  ямки, бугры и  брёвна плохо совместимые с жизнью наших лыж. Хотя самое забавное, что оно мне понравилось, наверное потому, что вдруг почувствовалось, что я могу оказывается по «такому» проходить. Если в первый день на Садре каждую хоть маленькую горочку я брала только лесенкой, а спуски были и того некрасивее, то теперь эти бугорки брались буквально набегами и напрыгами, так что я даже вошла в раж. Но постепенно такая дорога всё-таки начала доставать.

По Абакану
Не доходя  до Окунёвых озёр на одном из брёвен при спуске у Егора при встрече с пеньком отломился у лыжи нос, и стало ясно, что до Тёплого сегодня не допилить. Алексей приладил запасной нос на его лыжу так, чтобы он хоть как-то мог топать. С этим событием Егор заметно погруснел, похоже сегодня был не его  день, когда он ощущал что не всё получается так, как хотелось бы. Но настоящая сила человека и заключается в том, чтобы побеждать в себе невидимого врага – хандру. И он с ней справился, да и как иначе…

Мы выпали из тайги на Окунёвы озёра, сделали очень красивые фотографии, поглядели что по озеру без подлипа не пройти и вернулись в тайгу обратно, потом опять вываливались уже на реку  и опять возвращались, и так несколько раз. По льду увидели как прошла какая-то группа – их следы шли по воде, похоже ребятки шли на пластике и подлипа в отличие от нас не боялись. Очередной раз заскочив в тайгу, наткнулись на их стоянку – костровище было ещё тёплым, везде вокруг… «следы» побывавшей тут цивилизации, как оказалось позже в составе 18! человек.

Дальше путь стал попроще и поровнее. Было правда одно интересное место, когда топали прям в лыжах по камням на берегу, припорошенным снегом. Тут моё колено ощутило весь груз «отвественности», который на нём лежит, точнее обычно стоит, но так как камни были скользкие – то пришлось и полежать, заработав разбитую коленку с отличным синячком. Ну кто из нас в детстве коленки не разбивал? Вот хоть молодость вспомнить..., забавно.  В итоге пройдя всё-таки по льду берега Абакана без подлипа мы вышли к избушке Ивана Самуиловича, встреченные счастливым лаем пса Рока.

И опять мы пришли засветло. А дальше банька, ужин, чой-чой, тёплое ворчание деда Ивана про то, как набежало 18 человек и слопали все его запасы мёда (вот такие гостеприимные у нас охотники, делятся с туристами последними вкусностями), про то, что плохой сезон и что никто ничего не понимает в жизни J. Ещё он накормил нас хариусом. Такой вкуснятины я ещё не ела – сырой, подмороженный и лишь слегка подсоленный…

А у меня сегодня счастье – я сплю на полу, значит будет прохладно. И не смотря на то, что деда полночи ворчал, что ему нормально не встать не выйти, чтоб ни на кого не наступить, и в 6 утра зажёг керосинку и продолжил ворчание по рации с родственниками – от этого пожалуй становилось только уютнее, и я сегодня выспалась отлично, как никогда. А Максу, который тоже спал на полу, почему-то всю ночь чудилось, что «мыши наступают». Но это была не я, честно J.

С лыжей Егора тут ничего сделать не смогли, потому что у Ивана Самуиловича ничего пригодного для помощи в ремонте не оказалось, поэтому Егор пошёл как есть. Переход до Тёплого ключа сегодня предстоял недолгий – часа три, и вроде как несложный совсем, как мне думалось – наивная я. Технически сложного действительно особо ничего не было, и шлось поначалу очень бодренько, но на последнем часе  начались затяжные горки вверх, и буквально за пару горок до места назначения я просто  встала.

Берег р.Абакан
Видать сегодня был день перестройки организма на использование внутренних резервов…очень внутренних, потому что постоять и отдышаться мне пришлось минут 10 наверное, и снова вверх. Поднялась к вертолётной площадке, а дальше в какую сторону идти непонятно, потому что домиков тут несколько. Услышала голос Алексея и вышла к избушке. Избушка тут хорошая, просторная и тёплая,  и как раз 6 нар под нас шестерых. Пока мужчины добывали дрова и растапливали печку, я просто сидела и стучала зубками. Ну буду из завтраками кормить потом, отрабатывать своё безделие…

Пришёл местный верующий Слава, изрядно выпивший, потом такой же охотник Женя – сын Ивана Самуиловича. Он ради эксперимента пытался проехать на наших лыжах, и при попытке забраться в горку увалялся  в снегу. Так вот оно на лыжах без камусов ходить нетрезвому.

В итоге меня оставили с этими двумя субъектами местной цивилизации одну подколдовывать с готовящимся ужином пока заготавливаются дрова. За это время эти двое изрядно подпортили о себе впечатление… без комментариев.

А потом был ужин, ванна в Тёплом ключе, расслабление и сон.

Сегодня спим как белые люди. Потом тёплая ванна и готовлю завтрак, - я ж обещала J. Алёша выдал овсянку, изюм, и сухое молоко. Варю кашку.

Сегодня до обеда мы отдыхаем, а после обеда идём тропить для завтрашнего восхождения на Этель. До обеда из принесённой Славой лыжи ваяют лыжу для Егора в замен сломанной, он переставляет на неё крепление и мы идём. Сначала забираем немного наверх, потом спускаемся к ручью и поднимаемся  вдоль него. Путь непростой, потому что рельеф вокруг ручья очень неровный, подъёмы довольно крутые, но даже сейчас, когда мы ещё не забрались сильно высоко, оглядываешься назад, откуда пришёл, оглядываешься на горы на противоположной стороне и думаешь – если уже сейчас так красиво, как же будет там, выше границы леса, где вокруг только снега…ну об этом мы узнаем завтра.

А сегодня мы протропили пару часов, и Алексей отправил меня спускаться обратно, наказав стараться именно скатываться и не пешком сходить, чтобы нарабатывать навыки. И правильно  сделал, что отпустил меня первой. Так проще съезжать, когда на тебя не смотрят, расслабленней себя чувствуешь. Вообще на моих лыжах сшагивать и трудновато – они…ну очень хорошо скользят, настолько хорошо, что я бы не отказалась иметь насечки в обратном направлении J. Вообще съехалось очень удачно, без падений (к слову сказать завтра на этом же участке всё будет не так). Вскоре меня догнал возвращающийся Макс, и чтобы не спускаться-подниматься по крутому лишний  раз, мы по указанию Алексея свернули от ручья пораньше, и так удачно свернули, что скатывались к избушке по плавному пологому склону с мягким неглубоким снегом и минимумом злобных ёлок на пути. В общем завтра утром по этому же пути мы и уходили на Этель.

Начало подъёма на г.Этель
А сегодня был маринованный хариус с кариандром, принесённый Славой, был сытный мясной ужин из мяса, которое я несла от Гены и крепкий сон. Дима, который сегодня не тропил и немного колебался идти или не идти на Этель, решил идти. Так что завтра всей команде в полном составе предстояло покорять вершину, а пока спать…

Сегодня был кульминационный день похода. Последние точки над «и». Наверное и шли мы сюда не ради Тёплого ключа, а ради этого восхождения, пусть и первой категории, но всё таки восхождения. Здесь только да и нет – можешь или не можешь.  И смогли. Проснулись в шесть, калорийно перекусили и в семь уже вышли по темноте. Сначала вышла я, за мной Дима. Мой фонарик замёрз на первых же минутах и поэтому я шла почти в темноте изредка прося Диму, идущего позади, подсветить. Потом нас обогнал Алексей и пошёл первым. Такой первой тройкой не меняя порядка мы и прошли практически до самого верха, дружно, стройно и вполне шустро. Следом шли Серёжа, Егор и Макс. Алексей тропил всё время и ближе к верху конечно вымотался. Иногда я вообще удивлялась, как он умудрялся выбирать дорогу. Вроде глянешь вокруг – и ступить то некуда, а нет – пролезли. Подъём был очень крутым, я и не ожидала, что будет такая крутизна, но усталость как-то странно всё не приходила и не приходила, хотелось идти и идти.

Вверх по ручью
Примерно через пару часов нас догнал Женя, который решил подняться на Этель вместе с нами. На границе леса мы остановились передохнуть и немного перекусить и снова двинулись вверх. Поднимаясь по открытым крутым участкам и жёсткому насту я гнала от себя одну единственную мысль, которая пугала меня до дрожи в коленках – что по этому нужно будет спускаться, но об этом потом, пока мы шли вверх,  наслаждались грандиозностью открывающихся видов и  золотящимися от восходящего солнца вершинами гор.

Когда деревьев не стало и проблема выбора оптимального пути стала не такой серьёзной – тропить начали Егор и Дима. Взлёт наверх, и вот уже за спиной видны петли Абакана, и горные массивы. Димка говорит: «Свет, представь вот за это горой и магазииин», на что Егор ответил: «о чём мечтаешь, у тебя всё равно с собой денег нет» J - шутят ребятки, да и зачем тут магазины, тут  и так счастье, хоть и прохладновато.

Теперь лыжи мы сняли и с палочками по очень крутому склону идём пешком выбивая ступеньки под ноги ботинками. Первым идёт Алексей, затем Дима и Женя. Женя своим веслоподобным палко-заменителем так ловко подкапывет ямки под ботинки, что мне за ним идти просто счастье. К тому же я со своим маленьким весом не проваливаюсь в снег там, где проваливается он.

Последний взлёт
Сразу после меня шёл Егор, а сильно ниже поднимались Серёжа и Макс. Серёжа оказывается с детства боится высоты и для него такой подъём – это нехилое преодоление себя… Не буду говорить чего боюсь я J, спускаться я боюсь, а пока всё нормально…и…и вот мы на вершине. Шли сюда почти шесть часов. И сейчас на часах примерно час дня. Погода ясная, поэтому фотографии получаются более-менее нормально, хотя фотографии всё равно не передадут тех впечатлений и ощущений от  увиденного, понятого и пройденного… А сейчас надо просто запомнить, чтобы потом, уже дома, подкапывать из памяти кусочек за кусочком и проживать снова, и любоваться сбывающимися мечтами…

Очень холодный ветер, поэтому долго тут не просидеть. Алексей показывает вокруг где что находится и откуда мы пришли, фотография на память, небольшой перекус и начинаем спуск обратно.

Перед вершиной
Пешком по проделанным дыркам в склоне спустились нормально, а дальше на лыжи и началась жуть…но есть такое слово «надо» и от него никуда не деться. Потихоньку по кусочкам я спускаюсь. Впереди Алексей, позади Женя и Дима. В общем я «под контролем». Когда спустились до зоны леса, то ушли на спуск на противоположный склон, он поровнее и на нём поменьше растительности, что несколько облегчило задачу, но потом мне стало совсем трудно. Усталость всё-таки сильно начала сказываться и если сама я чувствовала себя вполне хорошо, то голеностопы практически не контролировались, и каждый мало-мальски крутой спуск оканчивался падением. И потом снова поднимаешься, закапываешь свой страх скорости и падения поглубже, берёшь себя в руки (или в ноги J ) и съезжаешь дальше. И так три часа. Примерно в 16:30 мы были в избушке, итого наша сегодняшняя работа составила 9 часов. После трёх часов нервного напряжения меня колотило, не помогла даже тёплая ванна, укутанную в 2а спальника продолжало колотить. Алёша сказал сделать пару хороших глотков разбавленного спирта и снова укутаться, - подействовало, через 20 минут отходняк прошёл и я пришла в себя.

А потом был ужин, радость по поводу того, что всё получилось и получилось очень удачно, все пошли, все дошли,… надо сказать в целом до сих пор мы шли крайне удачно во всём…так мы прошли наш маршрут  и дальше. А сегодня можно было расслабиться, сегодня всё случилось.

Вот она, полноценная днёвка, едим, спим и моемся, больше и писать про этот активный процесс ничегонеделанья нечего. Разве вот, что я научилась готовить кукурузную кашу с курагой. Вкусно. Надо бы перенести этот опыт домой. Больше писать не о чем, завтра у нас наполеоновские планы  пройти прочти 25 км, до самой нижнее-албасовской избушки Геннадия, зайдя на перекус к Ивану Самуиловичу, ну это завтра, а пока отдыхаем. Так как запасы спирта кончились ещё вчера, сегодня Слава принёс на пробу брашку двухдневной выдержки и маринованного хариуса. И снова вкусная еда, разговоры и сон…

Итак, встанешь раньше – шагнёшь дальше. В шесть встали, в семь вышли. Я опять шла по темноте без фанарика, но он особо и не нужен – на небе месяц и постепенно уже начинает рассветать.  За полчаса спустились к Абакану, а ещё через два часа уже пили чай в избушке Ивана Самуиловича, в общем мы сегодня метеоры. Сергей и Макс правда вышли с Тёплого позже, так как есть там особая история про надпись в избушке, которую Максу нужно было затереть и покрыть лаком, что и было сделано рано утром перед выходом. В общем у Ивана Самуиловича группа воссоединилась и мы рванулись дальше. Мороз стоял минимум градусов 25 и на этот раз идти по таёжным буреломам мы не собирались, решив пройти по Абакану по лыжне тех самых 18 человек, с которыми мы благополучно разминулись и которые очень нам помогли оставив вполне приличную лыжню, которая на морозах подмёрзла и подлипа можно было не опасаться.  То ли сказалась вчерашняя днёвка, но сегодня бодрячок нёс нас как на крыльях, и буквально ещё часа через три мы уже подлетали к избушке Геннадия, мечтая о лепёшках и котлетках. На часах было полвторого, а ощущение что ещё ранее утро. В общем длинный трудный переход обернулся почти полуднёвкой. Ура нам!

Мы на вершине Этель
Смельчаки ушли купаться, а мне так было радостно и просто окунуть стёртые за последние 2а дня лапки в ледяную воду и от души умыться. Вообще такие вот серьёзные морозы всё-таки приятнее чем  тепло, дышится легче и хочется улыбаться солнцу и снегу и делать что-нибудь хорошее, много хорошего… Хотя и ничего хорошего я сегодня не делаю, к нашему приходу Гена уже сварил мясной супик, которым мы пообедали, а так как на ужин снова мясо, то кашеварит с ним по традиции Серёжа. А дальше как всегда еда, чой-чой, рассказы Гены про медведей и приснившегося Варнашку, попытки демонстрации экстрасенсорных способностей и танцы – точнее танцевал один Гена, а мы смотрели и удивлялись, насколько специфично и интересно он это делал. А потом всё как и в прошлую ночёвку в избушке Гены – до утра горящая керосинка, до невозможности протопленная избушка, бессонная из-за жары ночь. Спали пожалуй только Макс и Серёжа, похрапывающий из под нар.

Поднялись и собрались все довольно быстро и в семь утра уже снова вышли на лыжню. Сегодня у нас снова грандиозные планы дойти сразу до самого Садринского озера, сделав посреди пути перекус в избушке на Верхнем  Албасе и перевалив после Садринский перевал.  Сегодня сутра примерно -30, мороз ощущается довольно сильно, так как сегодня мы не «лосим» так как вчера.  Сегодня у меня день острой нелюбви к ботинкам, ножки стёрты в кровь и каждый шаг даётся очень больно. И если вчера ещё терпелось, то сегодня отключаться от боли уже труднее…ну да ладно, пройдёт.

Шли мы хоть и не очень быстро, но уверено и равномерно. Предыдущая группа из 18 человек, упорно игнорируя нашу лыжню наматывала все петли Албаса, вместо того чтобы хоть изредка их срезать, зато мы шли пожалуй оптимальнее всего, где нужно срезая петли, а где нет – проходя по их лыжне. Ещё сегодня пожалуй икалось девочке в санками, которая шла в этой группе из 18 человек последней и попортила всю лыжню. До Верхне-Албасовской избушке мы дошли не слишком бодренькими, но довольно рано – в 11:30, а это значит у нас было полтора часа на то, чтобы протопить избушку и перекусить.

Так как пришли мы в абсолютно холодный домик и сразу начали стучать зубами, а из лишней закладки, которая у нас образовывалась из-за скоростного графика движения,  был извлечён спирт – то решили погреться, пока Егор варил замечательную уху. Попили, погрелись, покушали, одели лыжи и пошли. Какая мысль первой возникла у меня в голове когда я одела лыжи? Да, «пить надо меньше», как-то очень захотелось протрезветь, поскольку лезть на перевал с плохой координацией оказалось непросто, а захмелела я чего-то уж слишком хорошо. Но протрезвелось довольно быстро, то ли из-за мороза, то ли из-за того, что ножки болели и болели при каждом переступании лыж, и к  седловине мы пришли уже трезвые и вполне довольные собой. Фотография на перевале, а дальше…да, он самый – спуск. С Этеля я, пожалуй, и то спускалась проще, там не было столько «злобных ёлок» на пути. Парни уехали вперёд, а я шла последней, медленно-медленно преодолевая каждый кусок спуска, падая и поднимаясь через боль.

Помню, был самый последний крутой спуск вниз после которого рельеф уже выполаживался, и я упала прям на середине спуска и так неудачно, что нормально встать с рюкзаком не могла и рюкзак снять не могла так чтоб он не скатился вниз, поднималась наверное минут пять, скрепя зубками и сдерживая нервы. Алексей стоял внизу, меня не видел и ждал пока я спущусь уже довольно долго. И я, чтобы не падать снова, поднявшись пошла с этого спуска вниз лесенкой – ножку раз, ножку два, ножку раз, ножку два. И когда подходила вниз, мне почему-то стало как-то стыдно за себя перед собой, за то что не могу, перед Алёшой, за то что меня приходится ждать… Уже начинало темнеть, последнее терпение в кулак и вперёд, ещё час хода «на зубах» я пела под нос – очень помогает отключаться и просто идти – быстро-быстро, пока светло, чтобы завершить  последний переход за этот маршрут.

Пришли, когда только-только стемнело, урра, теперь можно сунуть ноги в ледяную полынью и усталость снимет как рукой.

Всё. Активная часть маршрута завершена, всё запланированное  пройдено и сделано, и всё сложилось удачно.

На улице тепло, поднимается лёгкий ветерочек и идёт мелкий добрый снежок. Ночью наверное будет буранить, а значит хорошо что мы спустились к озеру именно сегодня, пока не замело лыжню…

Выспались. Настроение счастливое и грустное одновременно. Счастливое от того, что всё славно, а грустное от того, что скоро домой, а домой не хочется нисколечки. Здоровые бы лапки и можно сходу и второй раз туда-обратно, но скоро домой, а значит скоро кончается наша «жизнь»…

Варю завтрак. Сегодня кашка снова получилась вкусной, и это в общем-то независимо от меня, потому что такая кашка невкусной быть не может. Сегодня нас ждёт баня. Но для того чтоб она была, мужчины должны завалить в лесу сушнину и напилить-наколоть на дрова. В общем у них сегодня в высшей степени трудовой день, а я пока гуляю и фотографирую окрестности.

Рыбак угостил нас мешочком окуньков и мне наказано разморозить их и сварить уху. Смотритель избушки принёс для этого нам картошки и лука. Разморозить рыбку разморозила. Теперь надо чистить…эх, они ж не знают, что дома я рыбку сырую чистить на отрез отказываюсь, просто когда я беру в ручку её трепетную тушку, то…то больше я с ней уже ничего делать не могу, ну в лобик могу поцеловать, а тут ножиком брюшко резать и выцарапывать кишочки… На помощь пришёл Серёжа, поглядев как я разделываюсь со второй рыбкой, он сказал, что почистит сам. И я принялась за чистку-резку овощей. У овощей всё таки нету глазок, ушек и хвостиков…  Когда это было закончено, уже растопилась банька и я ушла мыться…счастье пришло! Как же хорошо быть чистой и доброй, главное не думать о доме, а думать о «сейчас».

Уха варилась ещё…часа четыре, наотрез отказываясь кипеть, и когда все уже хотели спать, она наконец-то была готова, точнее нам просто надоело ждать и мы таки принялись кушать. Было вкусно и елось много.

Вечером и ночью приехало так много рыбаков, что им было негде разместиться и часть спали прям на улице и всю ночь жгли костёр. Это ещё раз говорило о том, что мы очень удачно зашли на озеро на день раньше, и теперь вполне просторно спали на втором этаже свою последнюю ночь на природе.

Утро, последние сборы, переход по охотничьей тропе до дороги, последняя фотография на память и в обратный путь.

Смех, шутки, бутерброды, вино, дурацкая музыка, - и горы вокруг.

Наверное я никогда не привыкну к дорогам, когда вот так последний раз пытаешься ухватится глазами за каждую ёлочку, каждый пригорок и былинку, даже зная, что вернёшься. Проезжаем по селу – шагает бабулька в валенках, молодая мамочка везёт ребятишку на санках. И тут живут люди, - тёплые, живые, хорошие, ни в Москве, ни за границей, тут. Ходят в магазин, топят печки, пекут пироги, и им всё равно, что для кого-то они глубокая провинция. Они с ручками, ножками, глазками – они настоящие! и их стоит просто любить, как и мир, который крутится вокруг нас…

Восемь вечера, захожу домой, умываюсь, а в ушах звучат голоса ребят и их смех, и не хочется выходить и садиться за стол праздновать старый новый год, хочется слушать их дальше, хочется обратно.

Отчего люди ходят в горы? Всё просто - оттого что к ним нельзя привыкнуть…

Автор данного отчёта: Света Глушкова

Комментариев (1)
 1 Автор: Павел, дата: 29-10-2008 10:39
Написано интересно, но я наверное не решусь на зимний поход, хотя начинаю задумываться, летом легко.

Добавление комментария
  • Личная переписка и оскорбления будут удалены.
  • Не используйте комментарии для раскрутки своего сайта. Такой материал будет удаляться.